Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Вгору
Курс НБУ
 

Контрафакт, рекомендованный Министерством образования и науки Украины

Прохоров-Лукин Г.В.
к.ю.н., заведующий отделом обобщения экспертной и судебной практики НИИ интеллектуальной собственности НАПрНУ

№10(21)(2013)

В Специальном отчете 301 за 2012 год, подготовленном Офисом торгового представителя США (USTR), в частности, сказано, что Украина достигла минимального прогресса в осуществлении плана действий по регулированию прав интеллектуальной собственности, почти ничего не предприняла для решения вопроса о контрафакции и пиратстве, а в некоторых случаях делала шаги в обратном направлении.

Похоже, ситуация в который раз развивается от плохого к худшему, а борьба с контрафактом в стране, мягко говоря, является неэффективной. Вроде и законодательство соответствующее, и правоохранительные органы владеют информацией, и эксперты по контрафакту имеются, и приговоры обвинительные выносятся, и даже иногда сажают… Ан нет! Не идет борьба, и все тут!

И не будет идти. Не будет не только потому, что нет системных усилий и грамотной реализации антиконтрафактных действий (вспомним дело eх.ua), но и потому, что неуважительное отношение к правам интеллектуальной собственности прививается украинским гражданам, можно сказать, с детства, причем прививается в масштабе всего государства. Сколько бы мы ни говорили о необходимости изменения менталитета в пользу уважения и соблюдения авторских прав, все это – пустые разговоры, поскольку неуважение украинских граждан к авторским правам формируется еще в школе, где, как известно, дети занимаются по учебникам, которые при ближайшем рассмотрении оказываются контрафактными. В данном случае имеются в виду не контрафактные экземпляры украинских школьных учебников, а контрафактность самих учебников как неких «произведений». Учебников, которые были рекомендованы Министерством образования и науки Украины и изданы за счет государственных средств.
Представляется невероятным, чтобы лица, ведавшие подготовкой и изданием украинских школьных учебников, ничего не знали о Законе Украины «Об авторском праве и смежных правах» (далее – Закон), в котором:

  • дано определение понятия «контрафактный экземпляр произведения» как экземпляра произведения, воспроизведенного, опубликованного и (или) распространяемого с нарушением авторского права и (или) смежных прав (ст. 1);
  • определены такие неимущественные права, как право автора на имя, а также право автора требовать сохранения целостности произведения и противодействовать любому извращению, искажению либо иному изменению произведения или любому иному посягательству на произведение, что может навредить чести и репутации автора (ст. 14);
  • установлено, что эти неимущественные права автора охраняются бессрочно (ст. 28).

Для выяснения, в какой мере были соблюдены эти требования Закона при подготовке и издании школьных учебников, обратимся, например, к изданию Ліхтей І.М. Історія Середніх віків: Підруч. для 7-го кл. – К.: Грамота, 2007 [4].
На с. 4 учебника [4] указаны всего два правообладателя – © Ліхтей І.М., 2007 и © Грамота, 2007. Некоторые сведения об авторах можно найти на последней странице учебника, на которой содержатся данные о том, что автор художественного оформления и макета – В. Митченко, иллюстраций к шмуцтитулам – О. Литвинова, иллюстрированных карт – С. Позняк. Далее сообщается, что в оформлении использованы репродукции произведений творцов времен Средневековья и Возрождения, работы украинских художников (указаны инициалы и фамилии), а также иллюстративные материалы из ряда изданий (перечень содержит 10 источников).
Однако при внимательном изучении учебника [4] оказывается, что все далеко не безупречно. Например, на с. 8 воспроизведен рисунок – портрет всемирно известного историка Йохана Хейзинги (1872–1945 гг.). Не исключено, что к моменту использования рисунка в учебнике он уже перешел в общественное достояние. Но автор рисунка не указан, то есть нарушено его право на имя, а это право, которое охраняется бессрочно. Кроме того, не указаны авторы ни одной из фотографий, воспроизведенных в учебнике. Неужели все фотографии были сделаны автором художественного оформления?
Обратимся к странице 30 этого же издания, на которой воспроизведена фотография жилья древних шотландцев. Возле изображения скромно указано «Современное фото», но никакой ссылки на источник нет. Легко убедиться в том, что это фото принадлежит The Scottish Crannog Centre [5].
Если с авторами современных фото так обошлись, то что уже говорить о средневековых картинах? На странице 35 учебника размещены четыре фотографии портретов средневековых женщин XV века. Ни в одном случае авторы портретов не указаны! Хотя даже поверхностный поиск позволяет быстро установить, что вторая слева – картина «Портрет женщины в крылатом капоте» Роджера ван дер Вейдена [6], а третья слева картина принадлежит кисти Петруса Кристуса, называется «Портрет молодой дамы» и находится в Staatliche Museen, Berlin [7].
Однако отсутствием указаний имен авторов не исчерпываются нарушения их неимущественных прав. Изображения картин в учебнике выполнены в голубовато-черных тонах, хотя картины, естественно, – цветные, а их верхние и нижние части обрезаны (например, на картине «Портрет женщины в крылатом капоте» Роджера ван дер Вейдена обрезаны руки). Таким образом, целостность произведений нарушена, а цвета искажены.
Не лучшим образом обстоит дело и с учебником географии – Бойко В.М., Міхелі С.В. Географія материків і океанів: Підруч. для 7 кл. загальноосвіт. навч. закладів. – К.: Зодіак-ЕКО, 2007 [8].
Правообладателями в данном случае указаны: © В.М. Бойко, С.В. Міхелі, 2007; © Видавництво «Зодіак-ЕКО», 2007; © Ю.Б. Кузнецов. Концепції: дизайну, художнього оформлення, 2007; © А.М. Вік­сен­ко. Художнє оформлення, 2007. В отношении издательства особо отмечено: «© Видавництво «Зодіак-ЕКО». Усі права захищено. Жодна частина, елемент, ідея, композиційний підхід цього видання не можуть бути скопійованими чи відтвореними в будь-якій формі та будь-якими засобами – … – без письмового дозволу видавця» [8, с. 2].
Уже из сведений о правообладателях становится понятно, что ответственные за издание лица с законом не дружат, поскольку в ч. 3 ст. 8 Закона [3] прямо сказано, что предусмотренная этим Законом правовая охрана распространяется только на форму выражения произведения и не распространяется на любые идеи, теории, принципы, методы, процедуры, процессы, системы, способы, концепции, открытия, даже если они выражены, описаны, объяснены, проиллюстрированы в произведении.
Таким образом, несмотря на то что Закон не предусматривает охрану идей и концепций, Министерство образования и науки Украины рекомендовало все-таки их охранять, согласившись с проставлением знака авторского права © в указанных выше случаях.
На последней странице учебника [8] содержатся сведения об авторах рисунков, слайдов, фотографий, карт и об использованных источниках: «Малюнки: Сергій Позняк, Олена Гула»; «Слайди та фотографії: Едуард Авраменко, Валентина Бойко, Євген Грек, Віталій Запорожченко…»; «Виготовлення карт: Віктор Шевченко»; «Автори і джерела ілюстрацій: Вокруг света: географичес­кая энциклопедия для юных читателей. Нью-Йорк: Ларусс Кингфишер Чэмберс Инк, 1995; Горные пейзажи: календарь, 2007. – Санкт-Петербург, П-2, 2006; Дреж Жан-Пьер. Марко Поло: Шелковый путь. – М.: Астрель: АСТ, 2006; Энциклопедия чудес природы/Bill Bachman. – Лондон, Издательский дом Ридерз Дайджест, 2000; …animalh.info; krugosvet.ru; lenzoo.ru; rustrana.ru; uk.wikipedia.org/wki; wgeo.ru; zookharkov.ua». Однако ни под одной фотографией, ни под одним рисунком не указано имя автора. Не исключено, конечно, что в договорах с украинскими авторами рисунков, слайдов и фотографий, указанными в выходных данных учебника, было предусмотрено, что их имена возле рисунков и фотографий проставляться не будут. Вместе с тем в учебнике имеются и фотографии, авторов которых нет в выходных данных.
Так, на странице 38 учебника [8] воспроизведена фотография «Сивуч». На ресурсе «Морские млекопитающие» [9] указано, что автором этой фотографии является Jason Waite, а авторские права принадлежат: «© Совет по морским млекопитающим 2000–2008 Россия, 117218 Москва, Нахимовский проспект, 36 факс/тел.: +7 (499) 124-7579». Но ни автор, ни владелец авторских прав не указаны ни возле фотографии, ни в выходных данных учебника [8].
На странице 112 этого же учебника изображен ф­рагмент картины Натаниэля Данс-Холланда «Портрет Джеймса Кука» (1775 г.), которая хранится в National Maritime Museum в Гринвиче. Под изображением имеется текст: «Джеймс Кук (1728–1779)». От картины, на которой Джеймс Кук изображен почти в полный рост, в определенной обстановке (карта, шляпа, море на заднем плане и пр.) [10], остались только изображение головы и фрагмента верхней части туловища. Ясно, что в результате такого «обрезания» творческий замысел художника стал недоступен для восприятия. Вряд ли известный английский художник-портретист и политик Сэр Натаниэль Данс-Холланд мог предположить, что при воспроизведении его картину лишат имени, авторства и, к тому же, обрежут.
Безусловно, вышеприведенными примерами не исчерпываются все случаи нарушений неимущественных прав авторов, которые имеются в этом учебнике, и по всей видимости, и в иных украинских школьных и не только школьных учебниках.
Следует также отметить, что ст. 23 Закона [3] предусмот­рены случаи свободного воспроизведения экземпляров, для которого не требуется согласие автора, в том числе в целях обучения. Однако в этой же статье сказано, что такое допускается, если воспроизведение произведения является единичным случаем и не имеет систематического характера, а ст. 21 Закона [3] установлено, что свободное использование произведений без согласия автора допускается при обязательном указании имени автора и источника заимствования.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что серьезных успехов в борьбе за соблюдение прав интеллектуальной собственности в Украине не следует ожидать до тех пор, пока в стране существует воспроизводство неуважительного отношения к правам интеллектуальной собственности в системе школьного и иного обучения.
Полагаем, что рассматривать вопрос «кто виноват?» не имеет смысла, поэтому сразу обратимся ко второму извечному вопросу – «что делать?».
По нашему мнению, прежде всего, необходимо организовать на достаточно серьезном уровне обучение госслужащих и сотрудников издательств, имеющих отношение к государственным заказам на подготовку и издание учебников и иных учебных материалов, по общим и частным (относящимся к их компетенции) вопросам правовой охраны и защиты прав интеллектуальной собственности.
Ввести обязательную независимую авторско-правовую экспертизу учебников и учебных материалов для всех видов образования в Украине (дошкольного, общего среднего, внешкольного, профессионально-технического, высшего и последипломного).
Поскольку в соответствии с Положением о Государственной службе интеллектуальной собственности, утвержденным Указом Президента Украины от 8 апреля 2011 года № 436/2011 [11], Государственная служба интеллектуальной собственности Украины является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через министра образования и науки, молодежи и спорта Украины, то есть через главу минис­терства, ведающего госзаказами на подготовку и тиражирование учебников, представляется целесообразным обязательные авторско-правовые экспертизы проводить на базе НИИ интеллектуальной собственности Национальной академии правовых наук Украины, располагающего высококвалифицированными кадрами, которые в состоянии на высоком научном уровне решать данные задачи.
Вместе с тем принятие указанных выше мер, безуслов­но, не будет означать, что вопрос о нарушении авторских прав в уже изданных учебниках ис­черпан.
По нашему мнению, в какой-то мере исправить положение может издание к учебникам вкладыша (одна-две страницы), в котором будут указаны авторы и названия воспроизведенных произведений, а также источники их получения. Сбор необходимой информации и обязанность бесплатного издания таких вкладышей целесообразно возложить на издательства, получившие средства из госбюджета за издание учебников, а контроль за полнотой и сроками таких изданий – на Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины.


Додати коментар


Захисний код
Оновити

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%