Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Вгору
Курс НБУ
 

На гребне инноваций: Миндоходов отпраздновало год работы

Юлия Мостовая
журналист

№1(24)(2014)

Согласно традиции, начало нового 2014 года ознаменовалось не только сменой календаря, но и внушительным пакетом законодательных инноваций в различных сферах деятельности. Без преувеличений, самой урожайной стала сфера налогообложения. Но, прежде чем ринуться в дебри налоговых новшеств, подведем черту под первым годом работы Министерства доходов и сборов: что уже удалось реализовать, а что запланировано на ближайшее будущее – поведал на итоговой пресс-конференции министр доходов и сборов Александр Клименко. По-своему оценили работу министерства и предприниматели – плательщики налогов.

Нечасто молодому министру выпадает возможность возглавить новое министерство и начать практически с чистого листа, не пожиная всех плодов предшественников. Именно такой шанс представился Александру Клименко и, надо признать, что он воспользовался им сполна. Ровно год назад Указом Президента Украины № 141/2013 было утверждено положение о создании Министерства доходов и сборов Украины, которое стало преемником Государственной налоговой и Государственной таможенной служб Украины. На новый регулятор возложили внушительный массив функций, в числе которых администрирование налогов, сборов, таможенных платежей, единого взноса и наполнение доходной части госбюджета. 

Практически с первых дней работы министерства Клименко заявил об амбициозных планах не просто интегрировать обе службы в эффективную структуру, но и сплотить «налоговиков» и «таможенников» в единую команду. Примечательно, что реорганизация министерства была завершена в небывалые сроки – за полгода, при том что органам Великобритании и Канады (позитивный опыт которых заимствовала Украина) на это потребовалось порядка трех лет. Кроме того, министерство Клименко пообещало в сжатые сроки наладить качественный сервис, расширить спектр услуг, создать упрощенные процедуры администрирования налогов и таможенных платежей, сделать работу Миндоходов прозрачной, понятной и предсказуемой для налогоплательщиков и инвесторов.

Реформа себя оправдала

На итоговой пресс-конференции, посвященной году работы Министерства доходов и сборов, Александр Клименко уверенно заявил, что реформа себя оправдала, и объективное подтверждение тому – одобрительные отзывы предпринимателей. «Я горжусь тем фактом, что более 60 % плательщиков позитивно оценивают объединение двух служб в министерство. Более того, часть позитивных оценок от субъектов ВЭД, которые пользуются таможенными услугами, увеличилась с 44 % до 60 %», – подчеркнул министр и поспешил обозначить главные инновации, которые уже удалось реализовать. Как и было запланировано, Миндоходов смогло существенно упростить налоговую отчетность, создать новые и перевести многие действующие услуги в электронный формат; максимально автоматизировать все процедуры, разработать и внедрить более высокие стандарты качества обслуживания плательщиков и, соответственно, повысить уровень и оперативность налогового и таможенного сервиса. Благодаря прогрессивным новшествам, в прошлом году клиенты Миндоходов сэкономили 100 часов на выполнении налоговых обязательств и до полутора часа на таможенном досмотре грузов (в сравнении с 2012 годом).
Таким образом, сегодня в разных регионах Украины работают 500 центров обслуживания; на границах и внутренних таможнях действуют 209 таможенных постов, а само министерство предоставляет порядка 100 видов налоговых и таможенных административных услуг.

В общей сложности, за прошлый год Миндоходов предоставило плательщикам 3,9 млн услуг:

  • граждане получили 1,78 млн карт плательщика налогов;
  • предпринимателям выдано 330 тыс. свидетельств плательщика единого налога;
  • зарегистрировано 259,5 тыс. книг учета расчетных операций;
  • выдано 243,3 тыс. справок об отсутствии задолженности по платежам в бюджет, которые находятся в ведении Миндоходов;
  • оформлено порядка 2,5 млн налоговых деклараций;
  • через «зеленый коридор» пропущено 8,68 млн транспортных средств, через «красный коридор» – 4,76 млн.

В планах министерства сделать сегодняшние сервисные центры более универсальными, чтобы они оказывали весь спектр административных услуг по налоговым и таможенным вопросам; реконструировать пять старых и построить десять новых таможенных пунктов пропуска, а также оборудовать их ультрасовременными средствами контроля: GPS-замками, мобильными и стационарными сканерами, электронными весами, системами видеонаблюдения и считывания номеров и т. п.

1-24-10-1

Под девизом «online»

Как министр и обещал, главным трендом 2013 года стало внедрение электронных сервисов и отчетности. Например, теперь граждане и бизнес могут бесплатно пользоваться услугами электронной цифровой подписи в 104 отделениях Аккредитованного центра сертификации ключей Миндоходов. В общей сложности, к концу 2013 года количество пользователей этой услуги возросло в четыре раза по сравнению с 2012-м (за год было сформировано 903 тыс. усиленных сертификатов открытых ключей), поэтому сегодня Миндоходов обслуживает 1 млн 163 тыс. таких ключей.
Для комфортного пользования министерство расширило функции электронных ключей таким образом, чтобы клиенты могли подавать отчетность в режиме онлайн не только в органы Миндоходов, но и в органы статистики Украины и Пенсионный фонд. А, начиная с декабря прошлого года, аналогичные ключи выдают и пользователям Единых и Государственных реестров Минюста. За прошлый год электронные ключи довольно неплохо себя зарекомендовали, поэтому срок их действия продлили еще на два года.

По инициативе Миндоходов, в прошлом году появились и другие электронные сервисы для граждан и бизнеса, в частности:

  • возможность взять выписку из единого реестра налоговых накладных как покупателю, так и продавцу по запросу налогоплательщика (в среднем, выдаются 380 тыс. справок ежемесячно, в декабре 2013 года обработано 3 млн запросов);
  • получение уведомления о наличии задолженности по зарубежным кредитам, привлеченным государством или под госгарантии, по бюджетным займам (до де­кабря 2013 года направлено 2397 таких сообщений);
  • возможность отправить электронный запрос и подтвердить наличие плательщика НДС в соответствующем реестре (в 2013 году обработано свыше 6,5 тыс. запросов);
  • предупреждение налогоплательщика о наличии налоговых и таможенных рисков и консультация по поводу их устранения через автоматизированный сервис «Налоговый ассистент» (до декабря 2013 года 51 тыс. плательщиков избежали штрафов).

1-24-10-2

Согласно опросу социологического агентства Researching and Branding Group (декабрь 2013 года), в котором поучаствовали 245 крупных украинских и зарубежных предприятий, самым популярным сервисом среди украинцев считается «Электронная отчетность» (90,2 %), «Единая база налоговых знаний» (82 %) и «Реестр плательщиков НДС»
(79,3 %).

Завершился 2013 год запуском долгожданного электронного кабинета плательщика, благодаря которому клиент сможет подавать отчетность в электронном виде, дистанционно проверять наличие у себя задолженностей по уплате налогов и сборов, а также пользоваться персональным календарем плательщика, напоминающим о крайних сроках подачи документов и уплаты налогов. Сейчас министерство активно разрабатывает новые прогрессивные сервисы: предварительное заполнение деклараций – «e-Filing», и осуществление платежей через Интернет – «e-Payments» (в частности, через мобильную связь).

Достаточно неожиданным нововведением для граждан стало электронное декларирование. В прошлом году Миндоходов впервые начало принимать через Интернет налоговые декларации о доходах и состоянии имущества от граждан. К концу 2013 года стало очевидно, что новинка себя оправдала: 711 тыс. украинцев задекларировали свои доходы на общую сумму 50,6 млрд грн, а это на 11 млрд грн больше, чем в 2012-м.

Инновации для бизнеса

Когда с октября 2013 года Миндоходов начало администрирование единого социального взноса, налогоплательщики опасались этого процесса, но, к удивлению последних, он прошел относительно безболезненно. В ходе пресс-конференции Клименко акцентировал внимание на том, что министерство заранее провело организационную и техническую подготовку, чтобы создать максимальные условия для электронного предоставления отчетности плательщиками ЕСВ. Наличие широкой сети сервисных центров, бесплатных электронных ключей для плательщиков, соответствующего программного обеспечения и даже специальной телефонной линии способствовало увеличению поступлений единого взноса на 5,6 % в ок­тябре и на 5,4 % в ноябре, по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Также за эти два месяца количество электронных отчетов по ЕСВ увеличилось с 38 % до 60 %. Сейчас министерство всерьез рассматривает вопрос снижения ставки ЕСВ, чтобы послабить давление на фонд оплаты труда и упростить жизнь работодателям и сотрудникам.

Наиболее существенные налоговые изменения коснулись малого и среднего бизнеса, который работает по упрощенной системе налогообложения. Благодаря ряду удобных новаций, в 2013 году стало на 62 тыс. плательщиков единого налога больше, чем в прошлом, тогда как, в целом, по упрощенной системе сегодня работают почти полтора миллиона предпринимателей.

1-24-10-3

Учитывая отличительную черту министерства поддерживать живой диалог с бизнесом, на одной из последних встреч предприниматели обратились к министру с просьбой продлить мораторий на проверки малого и среднего бизнеса. В результате, мораторий продлен на 2014 год, а министр подчеркнул, что возьмет под личный контроль его соблюдение на региональном уровне.

Среди ряда достижений своего министерства Клименко выделил также ощутимое упрощение отчетности и процедуры администрирования налогов и таможенных платежей:

  • вдвое сократился срок выдачи свидетельства плательщика налога на добавленную стоимость (с десяти до пяти дней);
  • произошел переход с 4-й до 1-й формы налоговой декларации по НДС;
  • упростилась декларация о доходах и имущественном состоянии физлиц (с десяти до восьми разделов; с девяти до семи приложений);
  • на смену ежеквартальному пришло ежегодное декларирование по налогу на прибыль с уплатой авансовых платежей на протяжении года.

1-24-10-4

Также глава Миндоходов подчеркнул, что им удалось обеспечить стабильное возмещение НДС в течение всего периода работы. В прошлом году было возвращено 51,3 млрд грн НДС, что на 17 % больше, чем в предыдущем. Вследствие этого госдолг по возмещению НДС уменьшился на 1,8 млрд грн.

С 1 января этого года предприятия с позитивной налоговой историей получили возможность проходить ускоренную процедуру возмещения НДС: для них срок камеральной проверки сократился с 20 до 5 дней.

Представители крупного украинского бизнеса получили в 2013 году единое сервисное пространство с унифицированными стандартами предоставления налоговых и таможенных услуг в Центральном офисе. За один год клиентами Центрального офиса стали 1292 компании, которые платят в бюджет более половины всех налогов. За период с января по декабрь 2013 года они перечислили 90,2 млрд грн, что на 1,8 % больше, чем в 2012-м. По прогнозам Александра Клименко, в этом году будет открыт специализированный Центр по обслуживанию крупных плательщиков, ориентированный не только на отечественных, но и зарубежных инвесторов.

Преимущества для государства

Как бы министерство ни позиционировало свою ориентацию на плательщика, пожалуй, наибольшую выгоду от создания регулятора получило государство. Целый год министерство демонстрировало старательное выполнение возложенной на него функции – активно наполняло бюджеты всех уровней – и в завершение года явило правительству рекордный результат: за период с января по ноябрь 2013 года в сводный бюджет поступило 377,3 млрд грн платежей, что на 1,6 % больше, чем в 2012 году.

1-24-10-5

Комментируя успехи ведомства, Клименко акцентировал, что рост платежей обусловлен более эффективной борьбой министерства с теневой экономичес­кой деятельностью. Немаловажную роль в этом сыграло внедрение единого Мониторингового центра, основанного на новейших разработках в сфере информационных технологий. Если верить Миндоходов, система по выявлению рисков на 100 % автоматизирована (что не дает хода коррупции) и причисляет к «рисковым» не более 1 % зарегистрированных предприятий.

Именно благодаря риск-ориентированной системе отбора плательщиков для проведения налогового аудита, количество плановых проверок субъектов хозяйствования уже в разы уменьшилось (в 2010 году – 23,5 тыс., в 2013 – 5,8 тыс.), а размеры добровольно уплаченных налогов изрядно возросли ( в 2010 году – 3 млрд грн, в январе-ноябре 2013 года – 4,3 млрд грн).

Антикоррупционная политика Миндоходов уже давно на слуху у населения, в особенности «нулевой принцип терпимости» к таким проявлениям: к концу прошлого года в ведомстве проведено 3 тыс. расследований, после которых 130 чиновников были уволены, а еще тысяча – привлечены к дисциплинарной ответственности. Стоит отметить, что каждая четвертая жалоба на неправомерные действия госслужащих поступала через министерский интерактивный сервис «Пульс». За год на линию пришло порядка 300 таких сообщений и 38 из них подтвердились. Тем не менее, большинство обращений граждан в сервис «Пульс» касаются проблем администрирования налогов (4132), применения таможенного законодательства (1047) и задержек таможенного оформления товаров (586).

В прошлом году при содействии экспертов мирового уровня была создана антикоррупционная стратегия Миндоходов. В общих чертах она охватывает все этапы работы регулятора: от профилактики до обнаружения и пресечения фактов коррупции. Но главное, на чем акцентировано внимание в документе, так это на дальнейшем развитии электронных сервисов (чтобы свести к нулю контакты между плательщиками и сотрудниками ведомства); на повсеместной автоматизации внутриведомственных процессов (для пресечения злоупотребления служебными обязанностями) и на соблюдении правил профессиональной этики в коллективе. Примечательно, что в этом году в министерстве заработает Департамент по служебной этике, который будет проводить внутренний аудит и следить за тем, как сотрудники придерживаются стандартов профессиональной этики. В целом же, можно сказать, что ведомство теперь активно контролирует профессионализм, компетентность и способности своих сотрудников доносить информацию до плательщиков. По данным опроса, к концу прошлого года плательщики на 19 % выше оценили полноту предоставления информации, на 16 % выше – доступность изложения, а уровень вежливости чиновников граждане оценили на 13 % выше.

Реформа налоговой милиции, инициированная в начале 2013 года, повлекла за собой не только разум­ное сокращение личного состава, но и усилила информационное взаимодействие объединенных служб, что позитивно сказалось на эффективности расследования налоговых и таможенных правонарушений. Так, если в позапрошлом году было 2518 криминальных производств, то в прошлом – 12 655, что ровно в пять раз больше. Более того, если в 2012 году следователи финансовых расследований министерства возместили государству убытки в размере 882 тыс. грн, то в 2013 году – почти в две тысячи раз больше – 1,8 млрд грн. Также стоит отметить, что за один год работы регулятор выявил 809 криминальных нарушений в сфере госзакупок на общую сумму 1,3 млрд грн, из которых 526 млн грн были возмещены бюджету.

Контроль над рынком акцизных товаров

За год работы Миндоходов рынок подакцизных товаров претерпел значительные изменения. В первую очередь реформа коснулась принципов взимания акциза:

  • проведена реструктуризация ставок акцизного налога на сигареты: в 1,5 раза повышена специфическая ставка акцизного налога с понижением адвалорной ставки налога в два раза (с 25 % до 12 %);
  • введена авансовая плата акцизного налога при покупке марок акцизного налога производителями табачной продукции;
  • предусмотрено поэтапное увеличение минимального акцизного налогового обязательства и спе­цифической ставки акцизного налога на сигареты с 2013 по 2015 год со сбережением адвалорной ставки налога на уровне 12 %.

Также появились новые акцизные марки с усиленной защитой и отдельная маркировка фильтровой и бесфильтровой групп табачных изделий.

Благодаря реформе, уже к концу 2013 года Миндоходов получило дополнительные поступления с акцизного налога: на 1 млрд грн больше, чем в прош­лом году с товаров, произведенных в Украине, и на 250 млн больше с подакцизных товаров, ввезенных на таможенную территорию Украины. Кроме того, было приостановлено 15 527 лицензий на право розничной торговли алкогольными напитками и аннулировано – 21 648.

В ближайших планах министерства внедрить электронные акцизные марки и посты для максимальной автоматизации контроля над оборотом табачных изделий. Готовится также стратегия налоговой политики в сфере подакцизных товаров при участии бизнеса. Сейчас активно обсуждается вступившее с 1 января повышение акциза на табачную и алкогольную продукцию. Так, ставка акциза на сигареты без фильтра возросла с 72,7 до 77,5 грн за 1 тыс. штук; на сигареты с фильтром – с 162,60 до 173,20 грн. Ставка акциза за литр 100-процентного спирта увеличилась с 29 до 32 грн. Минимальный размер акцизного обязательства составит 101,6 грн за тысячу сигарет без фильтра и 231,7 грн за тысячу сигарет с фильтром. Процентная ставка акциза останется на прежнем уровне – 12 %.

Помимо этого, в Миндоходов хотят увеличить также акцизы на пиво и сигареты: «Будем говорить об увеличении акцизов на пиво и табак, но окончательное решение останется за депутатами», – сообщил Клименко в ходе пресс-конференции.

Что ждет нас впереди?

В целом, глядя на отчеты о блестящих достижениях, реформах и амбициозных планах Миндоходов, напрашивается вопрос: а станет ли нам жить проще в 2014 году? Это маловероятно, ведь все обещанные налогоплательщикам послабления, как правило, компенсируются очередными фискальными новшествами, которые периодически всплывают в отдельных сегмен­тах экономики.

Начнем с того, что во многом ожидания бизнеса в этом году не оправдались. Например, обещанное министерством снижение ставки НДС перенесли на 2015 год (вернее, неопределенный период), а запланированное 3-процентное снижение ставки налога на прибыль понизили на 1 %. А ведь, согласно нормам Налогового кодекса, с начала 2014 года ставка НДС должна была снизиться с 20 % до 17 %; ставка налога на прибыль – с 19 % до 16 %.

Кроме того, в 2014-м к нам вернулось взимание НДС с поставок зерновых и технических культур на таможенную территорию Украины, а также НДС на импорт отходов металлолома и древесины. Небольшой «сюрприз» получил и рынок автомобилей: введен акциз на легковые автомобили (и другие транспортные средства для перевозки людей, кроме автобусов), переоборудованные из ввезенных в Украину неподакцизных грузовых автомобилей. В этом году налогом обложили и недвижимость, в частности квартиры площадью более 120 м2 и дома – более 250 м2; подлежит налогообложению и суммарная площадь недвижимости, если она превышает 370 м2.

Но это далеко не все налоговые новшества, которые могут ожидать нас в 2014 году. Заблаговременно готовиться к «сюрпризам» могут физлица: Миндоходов не прекращает лоббировать идею внедрения Модели всеобщего декларирования. Если она воплотится, всем гражданам без исключения придется ежегодно отчитываться о своих доходах перед налоговыми органами.

Еще одна налоговая «неприятность», которой то и дело пугают население, – введение налога на покупку иностранной валюты. Насколько нам известно, соответствующий законопроект уже разрабатывается в Министерстве доходов и сборов, а потому может в любой момент появиться в парламен­те. Остается надеяться, что власть не решится облагать налогом покупку «зеленых», поскольку тех, кто останутся в выигрыше, будет крайне мало. Не исключено, что в этом году министерство попытается в очередной раз «выдавить» порцию налогов из богатых украинцев введением налога на роскошь. Бизнесу пока не стоит беспокоиться о введении налога с оборота: как правило, такие изменения внедряют непосредственно с начала года. Хотя соответствующий законопроект, который предусматривает налог с оборота в размере 1–2 %, уже размещен на сайте Министерства доходов и сборов.

В целом, о каких бы конструктивах ни говорили и какие бы меры ни предпринимали в Министерстве доходов и сборов для смягчения диалога регулятора с бизнесом, от внушительного фискального давления избавиться никак не получается, во всяком случае сейчас, в условиях тотального дефицита государственного бюджета. Ведь сложившаяся в стране ситуация вынуждает министерство бросать все силы на оперативное наполнение бюджета, а в таких условиях налоговый климат для бизнеса изрядно горячеет.


Додати коментар


Захисний код
Оновити

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%