Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Наверх
Курс НБУ
 

БЛОКИРОВКА НАКЛАДНЫХ ПО-НОВОМУ ИЛИ КАК ИЗМЕНИТСЯ ЖИЗНЬ БИЗНЕСА

Добавлено : Дата: в разделе: Блоги

Ни для кого не секрет, что бизнес в Украине живет в состоянии «боевой готовности» по отношению к постоянным нововведениям. Причин достаточно много и объективных и субъективных, но основная из них, – это постоянное изменение законодательства, так или иначе регулирующее ведение предпринимательской деятельности. Одним из ярких этому примеров является запуск систем по администрированию налогов, в том числе налога на добавленную стоимость (НДС), а именно – системы мониторинга критериев оценки рисков налоговых накладных и корректировки стоимости.

Уверен, что все помнят, как эта система была запущена в тестовом режиме, а уже с 1 июля 2017 года стала фактически одним из главных камней преткновения ведения бизнеса для представителей реального сектора экономики. Несмотря на то, что главной целью запуска новой системы администрирования была борьба с различными схемами получения необоснованной налоговой выгоды, реальный «кошмар» получили предприятия, ведущие легальный бизнес. Именно эти предприятия не могли зарегистрировать налоговые накладные, во время получить ответ на свои жалобы от фискального органа, следствием чего стало ухудшение взаимоотношений с бизнес-партнерами и т.п. Кроме того, количество заблокированных накладных увеличивалось с каждым днем, соответственно, нагрузка на комиссии по рассмотрению жалоб была невероятной.

Напомним, что с 1 января текущего года были внесены изменения в Налоговый кодекс Украины, согласно которым до принятия нового порядка Кабинетом Министров Украины приостановление регистрации налоговых накладных/расчетов корректировки проводиться не будет. Министерство финансов Украины совместно с Государственной фискальной службой Украины начали активную работу по подготовке такого нового порядка, следствием чего стал принятый Новый проект, который предположительно в марте текущего года должен «осчастливить» предпринимателей разного уровня.

Почему мы говорим так пессимистично? Да потому что, сам проект разработан фактически фискальным органом и соответственно имеет фискальный характер. В место того, чтоб уменьшить нарушения прав налогоплательщика, снять ряд критических вопросов для бизнеса, новый проект содержит еще больше моментов, в том числе и тех, которые наоборот увеличивают коррупционную составляющую.

К примеру, мы можем говорить о введении так называемого отсекающего критерия 3% и порог объема поставок в месяц в размере 500 тыс. грн. Плюс вводится в действие так называемая институция – показатель положительной налоговой истории. Иными словами, если операция имеет рисковый характер, но налогоплательщик имеет положительную налоговую историю, то регистрация этой налоговой накладной приостанавливаться не будет. Естественно возникает вопрос, кто и каким образом будет оценивать критерии рискованности операции и действительность положительной налоговой истории?

Важно отметить, что в проекте устанавливается право фискального органа самостоятельно разрабатывать параметры приостановления регистрации накладных, а сами критерии подлежат изменению на каждое 10 число месяца, следующего за отчетным. В итоге, мы должны ясно осознавать, что фактически «правила игры» будут меняться систематически и каждый месяц, что нельзя назвать нормой. Это все лишний раз подтверждает то, что проблем с регистрацией накладных не избежать однозначно. А разве не для решения этой проблемы должен был быть принят новый порядок системы мониторинга?

Необходимо учесть, что согласно нового порядка, создаются комиссии на региональном и центральном уровнях. Решения этих комиссий регистрируется в течении семи рабочих дней в реестре, в ином случае, накладная/расчет корректировки регистрируется в автоматическом режиме. Вероятнее всего, учитывая предыдущий опыт, центральная комиссия будет принимать решения аналогичные региональным комиссиям, поскольку успеть в оговоренный срок детально разобраться с каждой жалобой объективно невозможно. Конечно, решение центральной комиссии иногда будут положительными, но остается риск, что положительными они будут только для «определенных» компаний.

В завершении, к сожалению, хочу отметить, что новый Порядок системы мониторинга критериев оценки рисков налоговых накладных не приведет к уменьшению случаев безосновательной, с юридической точки зрения, блокировки регистрации накладных, а значит бизнес может вернуться к ранее существующим проблемам.

Мы понимаем, что создание механизма, направленного на устранение схем получения необоснованной налоговой выгоды действительно необходимо. Однако, для этого нужно установить четкие, понятные для фискальных органов и бизнеса критерии оценки рисков. Кроме того, в случае блокировки регистрации накладных, фискальный орган должен обеспечить субъекту хозяйствования доступный, понятный, оперативный и реальный способ защиты своих нарушенных прав. При этом, блокирование накладных должно стать не нормой, а больше исключением из правил, поскольку тогда можно назвать работу системы совершенной, и такой, которая помогает реальному сектору экономики, а не блокирует работу половины коммерческих организаций.

Завершая данную тему, отметим, что для реальной работы нового порядка мониторинга критериев оценки риска, необходимо обеспечить работу реестра заблокированных накладных, создать комиссии по рассмотрению документов и пояснений на региональном и центральном уровнях и т.п. Остается надеяться, что новая «усовершенствованная» система мониторинга критериев оценки рисков не станет причиной для остановки деятельности предприятий реального сектора экономики, а сможет достойно бороться с сомнительными схемами получения недобросовестной выгоды.

0
Для добавления и просмотра комментариев войдите сначала на сайт с именем пользователя и паролем.

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.2%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.9%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.4%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%