Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Вгору
Курс НБУ
 

«Скрытных» финансистов хотят штрафовать, а граждан - учить финансовой грамоте

Posted Автор: Створено: в Блоги

Вначале декабря чиновники взялись за реформирование системы защиты прав потребителей на рынках финуслуг: запланировали повысить финансовую грамотность населения, ввести институт финансового омбудсмена, но, главное, уже разработали и зарегистрировали в парламенте законопроект, согласно которому все небанковские финучреждения будут оштрафованы за предоставление неполной или неправдивой информации потребителям.

Начнем с того, что получить более-менее достоверную информацию о небанковских финучреждениях в Украине практически невозможно. В отличие о НБУ, Национальная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг не обнародует данные об учредителях, руководителях или финансовом состоянии подконтрольных финансовых организаций. Сами финансисты также не горят желанием рассказывать об этом своим клиентам. Таким образом, клиенты не имеют возможности анализировать ситуацию и принимать взвешенные решения касательно сотрудничества с теми или иными финансовыми учреждениями, а, в случае возникновения споров, оказываются совершенно беззащитными в суде.

Теперь Нацкомиссия разработала законопроект, позволяющий наказывать «недобросовестные» финучреждения штрафами. Согласно правительственному документу «О защите прав потребителей финуслуг», штрафами хотят облагать те финансовые учреждения, которые умышленно не предоставляют потребителям полную и достоверную информацию о себе (учредителях, руководителях, финансовом состоянии, тарифах, ценах и т. п.) и своих услугах. Размер штрафных санкций для организаций будет варьироваться от 100 до 1000 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (1700-1700 грн) за одно нарушение, для должностных лиц  - от 20 до 50 необлагаемых минимумов (340-850 грн). За попытки препятствовать проверкам контролирующими органами, финучреждения заплатят от 1 700 до 17 000 грн.

В последнее время число клиентских жалоб на финансовые учреждения достигло критической отметки. Согласно статистике Нацфинуслуг за 2012 год, небанковское ведомство получило около 5,2 тыс. жалоб от потребителей финансовых услуг. Больше всего претензий адресовались страховщикам: 67,1% заявлений (3,5 тыс.) касались нарушения сроков и отказов в выплатах страховыми компаниями, 24,8% (1,3 тыс.) - возврата вкладов кредитными союзами. Порядка 5% претензий были адресованы пенсионным фондам, ломбардам и финансовым компаниям.

***

Проблема в том, что каким бы внимательным ни был обыватель, у финансистов всегда найдется способ его провести. К примеру, ломбарды, кредитные союзы и финансовые компании закладывают  в свои договора множество незаметных уловок, которые могут в разы увеличить расходы потребителей, в случае подписание документов. К примеру, они могут не указать порядок начисления процентов или не прописать график погашения задолженности и совокупное удорожание кредита. Вполне возможно, что указанная  в договоре процентная ставка может не соответствовать реальной цене кредита – поясняют специалисты. Однако даже если Вы удостоверились в том, что в договоре прописаны все необходимые условия,  - Вас все равно могут обмануть. Излюбленные инструменты финансистов – навороченные формулировки, зарубежные термины, сложные формулы и, безусловно, использование мелкого шрифта для указания самых «интересных» нюансов договора. Еще один неприятный момент заключается в том,  что, попавшись на удочку и подписав такой договор, Вы  не можете судиться с обманщиками. Вернее можете, но это нецелесообразно: Ваша подпись в договоре дает обидчикам полную неприкосновенность в суде.

***

Кроме того, уже известно, что Минэкономразвития подготовило расширенный план мероприятий по решению вопросов, касающихся усиления защиты прав потребителей финансовых услуг. Об этом сообщил замдиректора департамента развития торговли Минэкономразвития Сергей Литвиненко. По его словам, министерство наметило ввести институт финансового омбудсмена (уполномоченного по защите прав потребителей финансовых услуг) и создать системы государственных и солидарных гарантий для потребителей финансовых услуг на случай неспособности финансового учреждения выполнять свои обязательства. 

Планируется также сопровождение в Верховной Раде ряда законопроектов: новой редакции Закона Украины «О страховании», Закона Украины «О Фонде гарантирования страховых выплат по договорам страхования жизни» и Закона Украины «О запрете финансовых пирамид в Украине». Помимо законопроектов предусматривается подготовка проектов нормативно-правовых актов по созданию механизмов отказа от дальнейшего получения финансовой услуги и возмещения убытков.

Также в министерстве запланировали заняться повышением финансовой грамотности населения. Для начала, чиновники хотят провести научно-педагогический эксперимент: запустить курс «Финансовая грамотность» для школьников старших классов.

0
Юлия Мостовая пока еще ничего не указал никакой информации
Для додавання та перегляду коментарів увійдіть спочатку на сайт з ім'ям користувача та паролем.

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%