Колыбель мировой демократии старинная Греция сделала свой выбор: 25 января на выборах в местный парламент убедительную победу одержала Коалиция радикальных левых или же СИРИЗА, получившая 36,3% голосов греческих избирателей.
Левые радикалы во главе со своим лидером Алексисом Ципрасом заняли 149 мест в обновленном парламенте страны. Для абсолютного большинства им не хватает каких-то два голоса, причем очевидно, что никаких проблем с созданием коалиции у Ципраса и соратников возникнуть не должно. Кроме СИРИЗА в законодательный орган Греции прошли еще несколько политсил левого толка: Коммунистическая партия Греции (5,47% голосов и 15 депутатских мандатов), «Независимые греки» (4,75% – 13) и «Всегреческий социалистический союз» (4,68% – 13).
Столь мощному левому крылу в «Белле Эллинов» будет противостоять «правая партия»: правоцентристы «Новая демократия» во главе с бывшим премьер-министром Греции Антонисом Самарасом, у которых 24% и 76 мест, «Независимые греки», а также ультранационалисты «Золотая Заря». По сравнению с последними выборами 2012 года «СИРИЗА» получила 78 дополнительных мест в греческом парламенте, в то время, как «Новая демократия» потеряла 53 мандата. Тот самый старый парламент так и не дотянул до официального окончания своих полномочий – греческие депутаты не смогли выбрать президента из-за чего и были назначены досрочные выборы.
Сокрушительную победу СИРИЗА большинство специалистов оценивают как серьезную угрозу стабильности в и без того не процветающем сейчас Евросоюзе. Греция, как главная проблема Еврозоны и одна из самых бедных стран ЕС не может выбраться из кризиса уже пятый год подряд – за это время госдолг страны увеличился до 175% от ВВП, безработица заклинилась на 25% (среди молодежи – вообще 50%), а общая сумма кредитных средств, которую уже получило греческое правительство достигла 240 млрд. евро.
Именно недовольство политикой «жесткой экономии», которую для Греции в обмен на деньги подготовила «большая тройка кредиторов» (Европейский центробанк, Международный валютный фонд и Евросоюз) вызвало в Греции целую серию общенациональных акций протеста. Разочарование в центристской и проевропейской политике правительства Самараса, отсутствие каких-либо серьезных улучшений в экономике и социальной сфере, несмотря на 240 млрд. евро кредитов, ощущение себя заложниками политики Брюсселя и Берлина – все эти факторы привели к тому, что греческое общество постепенно пришло к наиболее радикальным идеям не только левого, но и ультраправого толка.
В итоге стоя победе греческих левых аплодируют представители всех, даже праворадикальных кругов Европы от лидера французского «Национального фронта» Марин Ле Пен до Матео Салвини из итальянской сепаратиствующей «Лиги Севера», не говоря уже о большинстве политических сил в России. Триумф СИРИЗА все они воспринимают с неким злорадством, расценивая партию Алексиса Ципраса едва ли не как первый гвоздь в гроб «разваливающегося» Европейского союза.
Действительно, предвыборная риторика Коалиции левых радикалов совершенно не отличалась своей умеренностью по отношению к связям Греции с Евросоюзом: партия обещала пересмотреть все долговые договоренности с финансовыми структурами ЕС, потребовать списания большей части долгов страны, и даже грозилась осуществить пресловутый «Grexit» – выход Греции из зоны обращения евро. Также, что особо примечательно для украинского наблюдателя, некоторые представители СИРИЗА высказывались против антироссийских санкций Евросоюза, а сам Ципрас как-то даже обвинил официальный Киев в «укрытии неонацистских элементов».
Все это, конечно, подкреплялось классикой предвыборного популизма в виде повышения зарплат, отказа от режима жесткой экономии, снижения налоговой нагрузки и преодоления безработицы, что не могло не нравиться измученному греческому электорату. Люди хотели перемен, и в этом плане назвать результат СИРИЗА на последних выборах неожиданностью или своеобразной сенсацией было бы преувеличением. Леворадикалы уверенно занимали вторые места на выборах в парламент еще в 2012 году (тогда греки выбирали свой законодательный орган дважды), а в 2014 году и вовсе одержали победу на греческих выборах в Европарламент.
Однако, переоценивать значение левой направленности СИРИЗА для политической повестки дня в Греции, по большому счету, не стоит. Вспомнить хотя бы 2009 год, когда парламентские выборы в стране завершились еще более убедительной победой Всегреческого социалистического союза (он же ПАСОК). Тогда социалисты набрали невероятные для Европы 44% голосов избирателей, однако с тех пор растеряли практически весь свой рейтинг, попав в парламент-2015 лишь с 4,6% народной поддержки.
Вполне возможно, что подобная судьба ожидает СИРИЗА – на практике выполнить все те пафосные обещания и угрозы для Ципраса и его команды будет не так уж и просто. Проблемы могут возникнуть уже на этапе выбора президента страны, кандидатуру которого должны утвердить 200 из 300 депутатов греческого парламента. Кроме того, так просто избавиться от обязательств перед европейскими кредиторами у СИРИЗА также не получится. Не смотря ни на какие реверансы в сторону России, заявления о независимой политике и даже угрозы Grexit-а, колоссальные долги Греции никто даром прощать не будет. Объявить дефолт и добавить дополнительных проблем стагнирующей Еврозоне – безусловно, прекрасное решение, но только для самых оголтелых любителей Марин Ле Пен и Владимира Путина, но никак не для простого греческого народа.
Да и сам Ципрас прекрасно понимает, что Греция слишком тесно связана с ЕС, чтобы в один момент эту связь обрывать. В своих последних перед выборами заявлениях он даже открестился от самых радикальных идей, приписываемых его партии, и указал на то, что СИРИЗА выступает в первую очередь за «общеевропейское сотрудничество» и «спасение евро». Все это уже больше походит на риторику крупного политика общенационального масштаба, который чисто с практических соображений не может оперировать радикальными категориями в стиле мелких ни на что не влияющих популистов.
Так что победа Коалиции радикальных левых в Греции еще не означает, что в стране сейчас же воцарится современная редакция марксизма, которая способна впоследствии перекинуться на всю Европу. Как бы ни надеялись дружественные российские СМИ на Ципраса и его команду, в нынешнем положении Греции он вряд ли способен быстро и больно развалить создаваемый годами Европейский Союз. Европу лихорадит – это правда, но сегодня в ее единстве заинтересованы даже левые радикалы. И никакой радикальный популизм отменить этот факт не в силах.