Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Вгору
Курс НБУ
 

Что должны знать местные чиновники, чтобы успешно привлекать средства через облигационные займы

Posted Автор: Створено: в Блоги

В большинстве развитых стран облигации, выпущенные муниципалитетами самостоятельно, либо под их гарантии, пользуются высокой популярностью. Фактически они считаются вторыми по привлекательности, после заимствований правительств и имеют соответствующее название – «квазигосударственные». Причины популярности очевидны: риски достаточно низки (очень часто – сопоставимы с рисками самой страны), а ставки более высокие. Поэтому целый ряд городов Европы, Америки и Азии активно привлекают средства для развития полисов.

Попробуем разобраться, в чем преимущества и недостатки заимствований на муниципальном уровне, и что следует принимать в Украине во внимание местным властям, чтобы данные заимствования были выгодными и давали необходимую отдачу.

Ряд преимуществ облигационных выпусков лежит на поверхности. Во-первых, это возможность привлечь необходимые средства для реализации запланированных проектов. Во-вторых, решение потребностей муниципального образования без сворачивания стандартных программ финансирования. И, наконец, в-третьих, эмиссия облигаций является более выгодным инструментом (механизм согласования, расходы на проведение, отсутствие залогового имущества), чем кредит.

К недостаткам заимствований принято относить следующие. Первый, и, наверное, самый главный – перекладывание долговой нагрузки на будущих руководителей города и на последующие поколения граждан. Как показывает практика, облигационные займы замещают один другой и/или лонгируются. В результате, человек, который привлекал средства и реализовывал проекты, может уже не находиться во власти на момент наступления расчета по займам. Вторым негативным моментом принято считать риски, возрастающие по мере роста объемов заимствования. Обычно они связанны с необходимостью не только погашения тела заимствования, но и выплаты процентов. В ряде случаев, у города, как и у любого другого заемщика, могут возникнуть сложности со своевременным расчетом. Кроме того, не следует забывать, что играет роль и человеческий фактор – муниципальные служащие имеют меньший опыт работы с финансовым рынком в отличие от профессиональных участников. Как результат – возникновение ряда ситуаций, которых можно было бы избежать.

В Украине человеческий фактор имеет большое значение. Смена власти в городах происходит раз в пять лет, и, в случае прихода новой команды, происходит смена руководителей ключевых подразделений, на которых лежит выпуск, размещение, обслуживание и погашение облигаций. Поэтому первый вопрос, на который следует ответить мэру, при принятии решения об эмиссии ценных бумаг, – кто за это будет ответственен, и обладает ли он достаточными знаниями.

Здесь может быть несколько вариантов, и зависят они, кроме всего прочего, от того, насколько регулярно будет осуществляться эмиссия облигаций. Если облигации планируется использовать, как регулярный инструмент заимствования средств для финансирования муниципального развития, стоит делегировать соответствующие полномочия выбранным структурам, представители которых должны иметь опыт работы на финансовом рынке. В Украине до последнего времени существовало два типичных примера: Одесса и Черкассы. В этих городах руководители соответствующих департаментов (подразделений) аккумулировали в своих руках практически все функции, связанные с заимствованиями. Интересно отметить, что речь идет не о финансовых управлениях (департаментах), как предусмотрено современной нормативной базой.

Подобное делегирование функций позволяло строить политику заимствований, которая формировалась, исходя из потребностей города, и существовал орган исключительно сосредоточенный на ее реализации. Специалисты, стоящие во главе направления, имели не только необходимые полномочия, но и обладали достаточными знаниями, позволяющими избегать наиболее типичных ошибок. Как уже говорилось, подобный подход имеет смысл при регулярных эмиссиях муниципальных облигаций. После смены стратегии подобные подразделения перепрофилируются либо сокращаются, как и произошло в данных городах.

Практически все остальные украинские муниципалитеты-заемщики не имели подобных подразделений. Хотя, как правило, в финансовых департаментах, были специалисты, на которых, помимо прочих функций, были возложены вопросы, связанные с эмиссиями облигаций. Этот подход позволяет снизить ряд затратных статей, но имеет недостатки, связанные как с эффективным контролем реализации инвестиционных проектов, финансирование которых проводиться за счет заемных средств, так и с привлечением денег путем выпуска облигаций. Остановимся на некоторых, наиболее типичных ошибках и способах их предотвращения.

Неверное определение сроков размещения облигаций или неразмещение займа в полном объеме

Обычно подобная ошибка связанна с проблемами на этапе регистрации проспекта эмиссии в госорганах (сроки могут превысить намеченные) либо с недостаточным информированием рынка о привлекательности займа. Решение подобной проблемы возможно путем привлечения андеррайтеров, готовых взять на себя весь объем работ, начиная от подготовки и регистрации проспекта эмиссии и заканчивая выкупом на себя недоразмещенных облигаций. Все упирается в цену вопроса: привлечение соответствующих специалистов требует дополнительных расходов со стороны города, но повышает вероятность успешного размещения ценных бумаг. Дополнительно уместно учитывать необходимость получения кредитного рейтинга облигаций (оценка их надежности, информирование инвестора о целесообразности вложения средств) и реклама среди потенциальных покупателей. Подобные вопросы может решать как андеррайтер, так и сам город.

Неверное определение объемов и сроков выплаты купонных процентов и погашения облигаций

Подобная ошибка является типичной не только для городов, но и для других эмитентов. Часто могут не принять во внимание сезонность поступления денежных средств на счета либо необходимость проведения расчетов по другим, обязательным (защищенным), статьям расходов. Для городов существует еще одна особенность, которая далеко не всегда учитывается – требования Казначейства относительно движения денежных средств по счетам (например: обязательства должны быть закрыты за несколько дней до Нового года либо перенесены на год следующий). В этом случае город может оказаться в ситуации технического дефолта, если расчеты были заложены на 30 декабря, когда Казначейство уже прекращает работу. Что касается объемов погашения, проблемы могут появиться на этапе окончательного расчета, когда сложно аккумулировать всю необходимую денежную массу: в силу экономического спада, невозможности привлечь средства в запланированных объемах и т.д. Выходом может стать размещение облигаций несколькими сериями с разными сроками погашения. Такой подход снижает разовую долговую нагрузку и позволяет городу проводить плановые выплаты.

Сложности в переговорах с держателями ценных бумаг

До последнего времени данный вопрос не стоял у городов на повестке дня. Однако экономический кризис и серия дефолтов, а также ухудшение финансовых возможностей муниципалитетов требуют умения и готовности решать подобную задачу. Причин может быть несколько: необходимость изменить график выплат по купонам, желание перенести дату погашения либо заместить одни ценные бумаги другими. В каждом случае требуется индивидуальный подход и умение переговорщика. Но стоит помнить, что отечественное законодательство позволяет реструктуризировать облигации либо продлить срок их погашения. Поэтому подобную проблему следует выявлять заранее и готовиться к ее разрешению.

Несмотря на определенные пробелы в знаниях чиновников на местах, можно считать муниципальные ценные бумаги одними из самых надежных в Украине. Кроме того, стоит ожидать, что оживление рынка облигаций в стране будет способствовать не только новому повышению интереса к данному финансовому инструменту, но и росту осведомленности муниципальных служащих в вопросах использования муниципальных ценных бумаг.

0
Tagged in: Украина
Для додавання та перегляду коментарів увійдіть спочатку на сайт з ім'ям користувача та паролем.

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.2%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.9%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.4%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%