Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

To top
NBU Rate
 

Налоговый рай: когда деньги уплывают в офшоры

Сергей Шевчук
журналист

№7(30)(2014)

Сегодня около 40 % всех финансовых операций в мире проходит через офшорные зоны.

Кипр, Мальта, Новая Зеландия, Нидерланды, Гибралтар, Коста-Рика, Швейцария и даже Великобритания – эти и многие другие страны с радостью используются бизнесменами и чиновниками со всего мира для того, чтобы уберечь свои доходы от назойливого внимания родного государства.

Бегство бизнесменов

Идея об уклонении от уплаты налогов в пользу того или иного государственного образования живет и процветает с тех самых пор, когда первым державам пришло в голову собирать дань со своих и чужих подданных за любую деятельность на собственной территории. Среди историков экономики особую популярность снискала легенда о том, что впервые к услугам импровизированной офшорной зоны были вынуждены прибегнуть финикийцы, которые не хотели платить налог за торговлю на греческой земле. Все свои товары они размещали на острове Делос, где разно­образных пошлин, налогов и сборов было значительно меньше, чем на материковой части Греции – именно этот остров считается первой в истории офшорной зоной.

За период, прошедший с тех древних времен, офшор из просто удобного места для торговли превратился в неизменный атрибут современной экономики. С развитием мировых финансов схемы функционирования офшоров превратились в практически неуязвимый форпост для бизнеса, который благодаря этому обрел фактически полную независимость от государства.

Как бы мировое сообщество ни объединялось в попытках побороть весьма пагубное влияние офшорных систем на каждую отдельно взятую национальную экономику, пока все они остаются тщетными. Несмотря ни на какие международные соглашения и внутренние законодательные акты, сегодня, по приблизительным оценкам, в офшорах хранится около $18,5 трлн – 60 % от всей «твердой» валюты мира.

Очевидно, что офшорные компании регистрируются предпринимателями с целью избежать лишнего внимания к своим делам со стороны налоговых органов государства. Причиной тому зачастую являются слишком высокий налог на прибыль, большое количество разнообразных налогов и сборов и, в конце концов, банальное нежелание предпринимателя делиться с государством своими доходами и отчитываться перед ним за результаты своей деятельности.

Поэтому предпринимателей со всего мира так влекут к себе далекие острова с таинственными и труднопроизносимыми названиями, но зато с минимальными требованиями налогового законодательства. Особенно это касается бизнесменов из стран, которые не могут похвастать высоким уровнем развития своей фискальной системы, что характерно и для Украины. Огромное количество налогов, сложные и неповоротливые системы фискальной и бухгалтерской отчетности, немыслимое для цивилизованного мира время, которое бизнес вынужден тратить на уплату налогов, фундаментальная коррупция – все это уже 23 года стабильно практикуется налоговыми чиновниками нашей страны, делая жизнь отечественного бизнеса практически невыносимой.

Между тем именно национальная налоговая система (это касается абсолютно любого государства), которая предусматривает коррупцию и всевозможные лазейки для недобросовестного ведения бизнеса, лишь увеличивает популярность офшорных схем среди местных предпринимателей.

В рейтинге Всемирного банка Paying Taxes Украина занимает 164 место в мире. То есть отечественная налоговая система, несмотря на самоотверженные усилия чиновников из фискального ведомства, в плане своей прозрачности, понятности и легкости для предпринимателей однозначно уступает таким, безусловно, развитым странам, как Танзания, Киргизия, Либерия и Гондурас. Добавить здесь нечего: в условиях, когда бизнес не может выдержать налогового давления со стороны государства, у него нет другого выхода, кроме как искать убежища за его пределами.

Офшорные преимущества

Вся прелесть офшоров заключается в том, что при минимальных затратах на содержание компании в юрисдикции никому не известного островного государства бизнесмен получает прекраснейшую возможность практически полностью абстрагироваться от налогового законодательства страны, в которой он ведет свой бизнес. Такая комбинация уже давно стала вполне привычной для украинских реалий: каждый уважающий себя бизнесмен, имеющий дело с серьезными прибылями и оборотами, хоть раз в жизни должен всерьез задуматься об открытии собственной компании под юрисдикцией Британских Виргинских островов или государства Белиз.

Впервые реальная возможность создать офшорную компанию появилась у украинских предпринимателей еще в 1991 году, когда на постсоветский рынок вышла швейцарская компания Riggs Walmet Group, которая предложила украинским бизнесменам, желающим скрыть свои дела от соответствующих госорганов, не только непосредственное создание компаний в офшорных зонах, но и поддержание их деятельности путем внесения платежей в бюджет конкретной страны, организацию деловой переписки, создание отчетности и т. д.

Сегодня же в сети Интернет существует едва ли не бесчисленное количество специализированных сайтов, которые занимаются созданием и регистрацией мелких офшорных компаний. Подобное удовольствие в среднем стоит от тысячи долларов, примерно аналогич­ная сумма требуется ежегодно на содержание офшорной компании. Разумеется, владельцу подобной фирмы физически находиться на территории страны-офшора не нужно – в большинстве случаев достаточно лишь периодически уплачивать в бюджет государства определенный взнос, а также подавать минимальную финансовую отчетность.

Впрочем, зачастую каких-либо серьезных требований к внутреннему аудиту, бухгалтерскому и налоговому учету, равно как и любых ограничений в экономической активности, у правительств стран-офшоров нет. Зарегистрированная, например, на острове Джерси компания имеет право владеть собственностью в других странах, может осуществлять различные финансовые и торговые операции, открывать счета на территории других государств – все это не облагается никаким налогом, и отчитываться о своей деятельности также не обязательно. Чтобы в полной мере воспользоваться благами офшорных компаний, заинтересованному в этом лицу необходимо быть не резидентом страны-офшора, а создаваемая им компания не должна получать прибыль за счет деятельности на территории этого государства.

Благодаря деятельности таких компаний, например какой-нибудь украинский завод, а точнее, его руководство, посредством офшорных активов получает прекрасную возможность манипулировать объемами прибыли, выручки, экспортно-импортных операций, инвестиций из-за рубежа и других финансовых потоков на предприятии.

Особой популярностью пользуется так называемая трансфертная схема, в рамках которой офшорная компания покупает у украинского предприятия определенное количество товара по заниженной цене. Все это внешне выглядит как весьма обычная сделка, однако на деле обе компании принадлежат одному и тому же владельцу, который таким образом существенно занижает сумму налогов, подлежащую к уплате в государственный бюджет Украины.

Беда государства

Разумеется, государство совершенно не заинтересовано в существовании офшоров, из-за которых бюджет страны ежегодно теряет колоссальные суммы. По подсчетам американской адвокатской группы Tax Justice Network, которая занималась исследованием механизмов деятельности офшорных компаний по всему миру, за все время независимости Украины из страны в офшорные зоны было выведено около $170 млрд.

Вместе с тем, по оценкам чиновников бывше­го Ми­ни­стерства доходов и сборов (сейчас это – Го­су­дар­ственная фискальная служба), ежегодно отечественный бизнес выводит в офшоры примерно по 100 млрд грн.

Столь серьезные цифры вынуждают отечественных налоговиков, по крайней мере, декларировать целенаправленную борьбу против таких махинаций. В прош­лом году все эти заявления чиновников даже нашли свое подтверждение на практике, когда Верховная Рада Украины приняла Закон «О трансфертном ценообразовании». Его суть заключается в том, что государство берет на себя контроль за ценообразованием в торговых операциях между украинскими и иностранными компаниями в случае, если совокупная сумма трансакций с контрагентом превышает 50 млрд грн в год.

Логика такого решения в принципе понятна: в мире около 60 % всех торговых операций проходит через «свои компании». Например, в нашей стране (впрочем, как и во всем мире) распространена практика, когда предприятие (скажем, металлургический завод) продает свою продукцию не напрямую заинтересованному заказчику (в Турцию, Россию или Италию), а через офшорную компанию, которая и перепродает продукцию потребителю по рыночным ценам. Налог на прибыль в Украине с 01 января 2014 года находится на уровне 18 %, тогда как, например, на Кипре ставка этого налога равна 10 %. Выгода для бизнеса при такой схеме очевидна, тем более что в некоторых офшорных зонах налог на прибыль вообще отсутствует как таковой.

Именно на основании наличия налога на прибыль все офшорные страны мира можно разделить на две большие группы. Первая из них – это безналоговые зоны, классические офшоры, где вся налоговая нагрузка на бизнес сводится к уплате периодических регистрационных платежей. Странами такого типа зачастую являются мелкие островные государства, такие как Сент-Китс и Невис, Белиз, Британские Виргинские Острова, остров Маврикий, Сейшельские острова, Гибралтар, Мальта и т. п.

К странам второй группы относятся государства с относительно низким уровнем налогового давления и контроля со стороны государства. К этой группе можно отнести Швейцарию, Гонконг, Нидерланды, Австрию, Объединенные Арабские Эмираты, Кипр и Великобританию.

Компании первого типа используются отечественным бизнесом преимущественно для вывода средств из-под украинской юрисдикции, когда выручка при торговле между двумя местными компаниями проводится через, например, кипрского «посредника».

Примечательно, что финансовые проблемы на Кипре, из-за чего олигархи из СНГ, по оценкам специалистов, потеряли в общей сложности около $6 млрд, несколько снизили интерес украинского бизнеса к этой офшорной зоне. К тому же еще в прошлом году Украина подписала с Республикой Кипр договор о двойном налогообложении, согласно которому для кипрских фирм, принадлежащих украинским бизнесме­нам, будут действовать такие же условия налого­обложения, как и в Украине.

Из-за этого отечественные бизнесмены в массовом порядке стали искать альтернативные варианты вывода своих средств за рубеж. Если наиболее богатые украинцы уже давно переместили свои активы под юрисдикцию развитых европейских стран, таких как Нидерланды, Великобритания или Швейцария, то менее обеспеченные отечественные бизнесмены находят налоговое убежище в куда менее известных странах. В частности, в последнее время особой популярностью среди украинских предпринимателей пользуется небольшая центрально-американская страна Белиз, оборот с которой сразу после подписания Украиной антиофшорного договора с Кипром, магическим образом увеличился на 130 000 %.

В большинстве случаев, напрямую с компаниями из Белиза, Монтсеррат или острова Мен «работают» только бизнесмены, для которых главной задачей является вывод собственных средств из Украины или же торговля с местными партнерами либо контрагентами из ближнего зарубежья. Вместе с тем предпринимателям, основными партнерами которых являются крупные компании международного уровня, весьма часто приходится создавать так называемые фасадные компании с куда более «престижным» местом регистрации. Основные дела такие бизнесмены ведут от имени, например, британской или нидерландской компании, которая в свою очередь выводит денежные средства непосредственно в классические офшоры.

Ринат Ахметов, Вадим Новинский, Дмитрий Фирташ, Игорь Коломойский, Сергей Левченко – практически все богатейшие люди нашей страны владеют заводами, фабриками, портами и авиакомпаниями в Украине посредством офшорных фирм.

Корпоративными правами холдинга «СКМ» Рината Ахметова владеет SCM Holdings Ltd., зарегистрированная на Кипре, британская SCM Advisors является инвестиционным советником группы «СКМ» за пределами Украины, компанию «Метинвест», управляющую горно-металлургическими активами Ахметова, контролирует Metinvest B.V. из Нидерландов, а крупнейшим в Украине телекоммуникационным оператором фиксированной связи «Укртелеком» Ринат Ахметов владеет через компанию UА Тelecominvest Limited (Кипр).

Швейцарская группа компаний Ferrexpo Plc владеет Полтавским горно-обогатительным комбинатом и другими металлургическими и нефтегазовыми активами бизнесмена Константина Жеваго, 25 % одной из самых влиятельных финансово-промышленных групп в Украине «Приват» Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова контролирует кипрская Triantal Investments Ltd., а австрийская Ostchem Holding управляет химическими и газовыми активами Дмитрия Фирташа.

Этот список можно продолжать едва ли не до бесконечности. Очевидно, что офшорные схемы используют практически все украинские олигархи, что намекает на практическую невозможность решения в обозримом будущем проблемы вывода капитала украинских предпринимателей за рубеж на государственном уровне. Нужные законы со всей вероятностью будут либо блокированы, либо существенно смягчены бизнесовым лобби, которое давно и плодотворно работает в украинском парламенте. Поэтому без немедленного реформирования налоговой системы, которая должна заинтересовать отечественных предпринимателей оставлять свои деньги в Украине, избавиться от офшорных махинаций практически невозможно. Пока Украина будет находиться во второй сотне рейтинга легкости ведения бизнеса Всемирного Банка Doing Business, деньги, которые могли существенно пополнить украинский бюджет, будут все так же утекать в уютные безналоговые зоны по всему миру.


Add comment


Security code
Refresh

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%