Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

To top
NBU Rate
 

Каста неприкасаемых: радости жизни украинских чиновников

Сергей Шевчук
журналист

№8(31)(2014)

Воры, паразиты, тунеядцы, взяточники – каких только слов еще не подобрал народ для обозначения особой касты своих соотечественников – чиновников. Они сидят в своих кабинетах, регулируя, стандартизируя и надзирая практически за всеми деталями нашей жизни. Только вот как живут они сами, и действительно ли их работа заслуживает столь высокого вознаграждения? Ответ на этот вопрос зачастую остается закрытым за дверями сотен тысяч этих самых чиновничьих кабинетов.

Именно чиновники сегодня являются основной движущей силой главного бича современного украинского общества – коррупции. Масштаб воровства и частота получения взяток отечественными слугами государства, которые живут за счет денег налогоплательщиков, настолько велик, а самих чиновников настолько много, что при всем желании, побороть все негативные последствия деятельности госуправленцев можно только за счет массовых арестов и люстрации, а также путем кардинального изменения самого принципа управления государственными делами.

Не удивительно, что практически каждая новая власть в Украине одной из своих первоочередных задач непременно называет борьбу с коррупцией и чиновничьим беспределом. Однако спектр борьбы с паразитическим классом чиновников настолько широк, а корни самой проблемы столь глубоки, что проделать эффективно соответствующую работу практически невозможно, что и позволяет представителям той или иной власти отчитываться об этом в весьма туманных выражениях.

Особая каста

Чиновники в современной Украине действительно продолжают оставаться некой отдельной частью населения нашей страны. Разве что в сравнении с временами СССР эти люди стали более вовлеченными в бизнес и менее ответственными за свои государственные дела. В особой степени каста чиновников стала отделяться от остального народа в странах бывшей Российской империи, где «выслуга и личные качества на государственной службе» стали превозноситься еще со времен царствования Петра I и принятия им «Табели о рангах», официально закрепляющей особую роль класса чиновников в государстве. Согласно данному документу, в зависимости от звания и чина, «слуг государевых» необходимо было величать не иначе как «ваше благородие», «ваше высокородие» или «ваше превосходительство», что само по себе как бы намекало на ведущую роль сословия чиновников в обществе тех времен.

Важность госслужащего увеличилась в период коммунистического режима, когда безусловными «хозяевами жизни» стали представители партийной номенклатуры, которые по совместительству занимали руководящие посты в органах государственной власти. Отделы, комитеты, управления и ведомства в удивительных количествах – все эти прелести бюрократического аппарата во многом сохранили свою работоспособность и сегодня.

Недаром существует весьма распространенное мнение, что Советский Союз погубила в том числе и колоссальная армия чиновников самых разнообразных мастей. Случилось это еще в эпоху так называемого застоя советского общества, когда многочисленные чиновники и партноменклатура ощутили вседозволенность, а экономическая мощь огромного государства ослабла. Тогда вместо того чтобы развивать продуктивные силы внутри страны, политическое руководство СССР допустило дальнейшее размножение чиновничьего класса, что медленно, но верно приближало распад советской сверхдержавы.

Чиновник и современность

Очевидно, что любая бюрократия естественным образом тормозит развитие экономики и общества в целом. Когда множество функций дублируются одними и теми же людьми и выполняются по нескольку раз, а принятие решений затягивается до бесконечного количества согласований и разрешений, ни о какой свободной и динамичной экономике не приходится даже и мечтать.

От этого пострадал Советский Союз, по той же причине уже 23 года страдает и Украина. Что уж говорить, если даже в Евросоюзе – образце организации высочайшего уровня, на который равняется практически весь мир – в том числе и сегодня не утихают серьезнейшие дискуссии относительно безотла­гательного реформирования системы управления надгосударственным формированием – даже здесь бюрократия становится серьезной угрозой для дальнейшего эффективного и стабильного развития.

Нашей стране сравнивать себя с Евросоюзом определенно нет смысла, однако по уровню бюрократизации общества, а значит, и коррупции, большинство своих соседей по региону (не говоря уже о наиболее развитых странах Европы) мы однозначно превзошли. И это при том, что отношение количества госслужащих к общему населению страны в некоторых европейских странах существенно превышает аналогичные показатели в Украине. Если в нашей стране процент чиновников составляет 0,7 %, то, например, в Словакии – 2,2 %, в Германии – 3 %, в Австрии – 5,9 %, во Франции – 4,9 %. Для сравнения, в России, которая так же, как и мы, никак не может избавиться от захвативших власть коррупционеров, доля чиновников составляет 0,8 %, а в соседней Польше, которую многие политики считают примером для подражания для Украины, этот коэффициент равен 0,6 %.

Другое дело, что в Европе в категорию госслужащих могут входить даже уборщицы, которые работают в государственных учреждениях и получают зарплату из бюджета, поэтому показательными данные цифры считать не стоит. Так, в Германии в общей сложности в категорию «госслужащие», приблизительно соответствующую нашему понятию «бюджетники», входит в общей сложности около 4 млн граждан, однако из них только 1,6 млн человек работают в органах государственной власти.

Если учесть милицию, налоговиков, работников местных органов самоуправления, а также непосредственно чиновников, которые и должны выполнять основные поручения государства, в нашей стране насчитывается около 470 тыс. госслужащих. Все это в масштабах 46-миллионной страны (если учитывать аннексированный Крым) не так уж и много, но даже такое относительно скромное число разнообразных инспекторов, руководителей и регуляторов непостижимым образом умудряется создавать немыслимое давление на отечественную экономику.

При этом в данную категорию не входят работники многочисленных государственных предприятий (таких как «Укрпочта», где работают 98 тыс. человек), государственных СМИ («Урядовий Кур’єр» или «Голос України»), университетов, училищ и других учебных заведений (Академия пожарной безопасности или Национальная академия Службы безопасности Украины), Национальной академии наук (здесь только в составе аппаратов президиумов работают около 300 служащих), а также всех государственных театров, филармоний, стадионов, галерей и других культурно-развлекательных учреждений. И все это не учитывая судей, которых в нашей стране насчитывается около
43 тыс., работников прокуратуры численностью в 15 тыс. человек, а также представителей Вооруженных сил Украины.

Все они имеют косвенное или непосредственное отношение к управлению государством, будь то предприятие, на котором также есть начальники отделов и их многочисленные заместители, или театр, где тоже имеется своя сеть управленцев.

Эти люди отвечают за работу своих предприятий, ведомств или департаментов, они получают зарплату из госбюджета и распоряжаются средствами налогоплательщиков. Действительно, в Украине гораздо меньше чиновников, чем в более демократических и развитых странах, однако ощущение безнаказанности, круговая порука и повальное взяточничество превращают украинских чиновников в некий закрытый клуб людей, которые, не стесняясь, кормятся за счет государственных доходов.

Жизнь на полную

Как побороть влияние чиновников, которые своими действиями только тормозят развитие страны, пока остается загадкой. Безусловно, нынешнее руководство Украины во главе с Президентом Петром Порошенко и Премьер-министром Арсением Яценюком уже сейчас заявляет о срочном реформировании системы государственного управления. Начать планируется, естественно, с массового сокращения числа чиновников в нашей стране, что должно привести к существенному снижению государственных затрат на обеспе­чение работы бюрократического аппарата. Однако одних заявлений мало, нужны действия, без которых чиновники все так же чувствуют свою безнаказанность и вседозволенность.

Действительно, о том, как отечественные чиновники расходуют государственные деньги, в народе слагают легенды. Шикарные ремонты в кабинетах, эксклюзивный дизайн даже второстепенных помещений, дорогие иномарки в качестве служебных автомобилей, брендовые костюмы и еда для настоящих гурманов. И все это за деньги из бюджета страны…

Например, на самом высоком уровне организацией удовлетворения хозяйственных нужд топовых чиновников занимается отдельное ведомство – Государственное управление делами при Президенте Украины. Создавалась данная структура еще в 2000 году с благой целью уменьшить штат чиновников и передать все функции по «материально-техничес­кому», «социально-бытовому» и «лечебно-профилактическому» обеспечению Президента Украины и его администрации, Верховной Рады, Кабинета Министров, Совета национальной безопасности и обороны, а также других государственных органов и иностранных делегаций. В подчинении Госуправления делами находится около 60 отдельных предприятий, каждое из которых пытается конкурировать на своих рынках и получать максимально возможную прибыль. В число таких предприятий, в частности, входят гостиницы «Украина» и «Президент-отель», санаторий «Конча-Заспа», национальный комплекс «Экспоцентр Украины», «Национальный дворец искусств «Украина», госу­дарственное издательство «Пресса Украины», а также клиническая больница «Фео­фания».

В очередной раз ГУД отличилось в апреле нынешнего года, когда в целях «обеспечения организации официальных встреч на государственном уровне» одно из подведомственных управлению предприятий заказало продуктов питания для своих столовых на 7 млн грн. Особенный общественный резонанс тогда вызвали ягнятина стоимостью 582,46 грн/кг, а также итальянский сыр «Пармиджано Реджано», за который из бюджетных денег было отдано по 351 грн за килограмм.

Примечательно, что все это делалось в открытую, а необходимая информация о тендерах была выставлена в «Вестнике государственных закупок» и на портале госзакупок в Интернете. Впоследствии очередной новый руководитель ГУД Сергей Аверченко в ходе ревизии ведомства обнаружил в нем нарушений на несколько сотен миллионов гривен, а позднее данным вопросом заинтересовалась и Генеральная прокуратура Украины. И все это в то самое время, когда на Востоке страны вовсю уже шла антитеррористическая операция, а новая власть от разговоров о преодолении коррупции и сокращении затрат на чиновников должна была перейти к реальным действиям.

Впрочем, и без помощи ГУД чиновники всех мастей и уровней в Украине прекрасно справляются с разработкой многочисленных методов безнаказанной растраты бюджетных средств. Еще в период правления Виктора Януковича, в связи с запретом на приобретение дорогих автомобилей для чиновников, слуги народа не стали отчаиваться, а начали брать столь же дорогие авто в аренду. Стоимость пользования таким авто вместе с водителем достигала в некоторых регионах (а подобная схема практиковалась чиновниками со всей Украины) 800–900 грн в день, что выглядит несколько цинично, учитывая уровень минимальной зарплаты в нашей стране в 1218 грн в месяц.

В погоне за взяткой

Сегодня руководство страны объявило курс на массовое сокращение аппарата чиновников. Лишиться своих мест, по замыслу правительства, должны были 16–18 % госслужащих. На такой шаг Яценюка и членов Кабмина вынуждает пойти тотальный дефицит финансовых средств в бюджете страны, а также желание продемонстрировать обществу реальные шаги по оптимизации состава армии чиновников.

Сделать что-то подобное правительство пыталось еще в марте, но тогда серьезного сокращения штата бесполезных сотрудников канцелярий, управлений и подотделов не получилось, а без работы остались еще и многие уборщицы, водители и охранники.

Да и сегодня пойти на резкое увольнение массы чиновников Кабмин не может – для этого необходима огромная сумма денег на компенсации сокращенным работникам, а также на их содержание в период поиска работы. В связи с этим, помимо моратория на покупку новой мебели и техники, плановое выполнение ремонтов кабинетов, обновление автопарков, повышение квалификации и командировки, правительство решило отправить в «неоплачиваемый отпуск» сроком на два месяца 16 % персонала всех министерств и государственных ведомств. В своих креслах останутся только налоговики и работники сферы обороны.

По подсчетам властей, это позволит сократить расходы на содержание чиновников в размере 600 млн грн, а в некоторых отраслях управления расходы и вовсе планируется сократить на 90 %. А те чиновники, которые не захотят сидеть в отпусках без работы, а значит и зарплаты, скорее всего, покинут госслужбу по собственной инициативе. Особенно это касается служащих низшего звена, которые похвастаться доступом к государственному ресурсу обогащения, в отличие от своего начальства, не могут.

Таким образом, из чиновничьего аппарата будут выведены самые необеспеченные работники органов власти, тогда как те, кто уже давно пристрастился к бюджетной кормушке, с еще большим рвением продолжат воровать государственные деньги и подрабатывать взяточничеством. Вместе с тем именно низкие зарплаты среди госслужащих в правительстве считают одной из основных причин распространения нечистых на руку чиновников. Действительно, определенная логика в этом есть: когда работник какой-нибудь канцелярии получает в месяц 1200 грн, ему сложно удержаться от соблазна получить дополнительный заработок в виде взятки, которая часто и сама плывет ему в руки. Другое дело, что чиновники с таким окладом зачастую занимают не самые высокие должности, а значит, не от них зависит принятие тех или иных серьезных решений. Выдача справки в течение нескольких месяцев вместо положенных трех дней – это больше следствие умопомрачительной неэффективности аппарата управления государством, нежели желание отдельных недобросовестных чиновников заработать на своих соотечественниках.

В несколько ином положении находятся госслужащие среднего и высшего уровней. Именно они отвечают за фундаментальное разрастание коррупции в нашей стране, являясь главными участниками и победителями украинской национальной «распилиады» бюджетных средств. Повышение зарплаты на пару тысяч гривен вряд ли удержит такого чиновника от воровства в масштабах сотен тысяч. Например, месячный оклад областного прокурора находится в диапазоне между 20 и 30 тысячами гривен – точная сумма зависит от объема разнообразных премий и надбавок, в чем, как известно, отечественные чиновники отказывать себе не привыкли. Плюс автомобиль, плюс мобильная связь, плюс Интернет и дорогая оргтехника – очевидно, работа областного прокурора без всех этих мелочей становится практически невозможной. В то же время все это вряд ли доступно рядовым работникам прокуратуры, которые нередко вынуждены работать за минимальную зарплату и добираться на работу на общественном транспорте. Тем не менее от взяток прокурор даже при таком материально-техническом обеспечении не отказывается и, скорее всего, не откажется даже при трехкратном увеличении зарплаты.

К сожалению, других путей для борьбы с массовой коррупцией во всех сферах жизнедеятельности нашей страны нынешнее правительство не видит. Согласно идее Арсения Яценюка, количество чиновников в Украине необходимо сократить примерно в два раза, но при этом фонд оплаты труда госслужащих должен остаться на прежнем уровне, что автоматически увеличит оклады чиновников, оставшихся в своих креслах. По словам Премьер-министра, кандидаты на увольнение будут определены по результатам тестов на профпригодность, однако, учитывая тяжелейший финансовый кризис в стране, осуществить этот замысел в кратчайшие сроки будет крайне затруднительно.

Долгожданная люстрация

Впрочем, даже если масштабная проверка украинских чиновников и состоится в ближайшем будущем, кадровый состав органов государственного управления после этого существенно не изменится. Как назначаются чиновники высшего ранга в Украине, известно, пожалуй, всем: основные руководящие должности в стране занимают «свои» люди, а сам этот рекрутинговый принцип имеет мало общего с профессиональными качествами претендентов на ту или иную должность.

В таких условиях представить, что даже по результатам какой-либо мало-мальски серьезной проверки начальствующий чиновник сможет уволить своих же ставленников хоть и под давлением «независимых комиссий», практически невозможно. Безусловно, показательные увольнения будут, но коснутся они в большей мере рядовых исполнителей, а не многочисленных руководителей.

Безусловно, власти максимально заинтересованы в том, чтобы продемонстрировать на деле свое стремление к самопожертвованию в это сложное время, поэтому образцово-показательных чисток и сокращений следует ожидать в первую очередь в наивысших государственных структурах, таких как Кабинет Министров, Администрация Президента или НБУ. Недаром все без исключения руководители названных ведомств рапортуют о срочной необходимости сокращения штата чиновников. Все это считается одной из самых неотлагательных мер, однако конкретных цифр, сроков и ожидаемого эффекта никто из них пока так и не назвал.

В частности, министр юстиции Павел Петренко заявил о необходимости сократить число чиновников на 30-50 %, глава Национального банка Украины Валерия Гонтарева высказала мнение о том, что штат работников ее ведомства превышен в пять раз, а заместитель главы Администрации Президента по вопросам проведения административных, социальных и экономических реформ Дмитрий Шимкив рассчитывает на сокращение числа своих сотрудников на 20 %.

Правда, когда именно состоится обещанная массовая люстрация чиновников в нашей стране, пока неизвестно. Возможно, катализатором в этом процессе станет Закон «Об очищении власти», принятый Верховной Радой в первом чтении 14 августа. Впрочем, по словам самих же депутатов, ко второму чтению данный закон подойдет только после серьезных доработок. К сожалению, когда они будут выполнены, а общество наконец-то получит все правовые основания для начала полномасштабной люстрации в стране, законодатели пока не сказать не могут. Хотя для многих из них максимальное затягивание данного процесса весьма выгодно.

Битва с самим собой

Поэтому вполне показательно, что за время работы новых властей нашей страны, то есть, начиная с марта нынешнего года, несмотря на обещания правительства, во всех действующих министерствах было уволено всего 317 человек, что составляет мизерных 4,8 % от общего числа ведомственных чиновников.

Всего же в 14 украинских министерствах (без учета реорганизованного в Государственную фискальную службу Министерства доходов и сборов) на данный момент работает 6291 служащий. В ходе сокращений наиболее «пострадало» Министерство экономического развития и торговли, в котором уволили 49 чиновников из 1243. Второе по численности после Минэкономики Министерство обороны, где работали 770 человек, распрощалось за это время с 48 сотрудниками, а меньше всего кресел чиновников (шесть) освободилось в Министерстве молодежи и спорта, где до этого работали 213 человек. Важно отметить, что штат секретариата Кабинета Министров сократился с 730 до 664 служащих.

При этом во всех министерствах увольнение постигло в основном чиновников среднего и низшего звена – руководителей департаментов, управлений, ведомств и секторов, а также их заместителей и разнообразных инспекторов, специалистов, помощников министров, а также послов. И только в Министерстве здравоохранения должностей лишились пять чиновников высшего уровня (речь идет о заместителях и советниках министра) – это максимальный показатель для нынешнего Кабмина. В остальных же случаях свои кресла вынуждены были покинуть не больше трех топ-госслужащих каждого из министерств.

Все эти меры выглядят явно недостаточными ввиду строжайшей экономии средств, о которой так много говорят нынешние власти Украины. Из 24 тысяч чиновников, которые по решению Кабмина должны «пойти под нож», лишь малая часть приходится на самых высокооплачиваемых госслужащих общегосударственного уровня. Именно на зарплаты таких чиновников из бюджета выделяются наиболее ощутимые суммы. О таких месячных заработках большинство украинцев могут разве что мечтать. Так, при средней зарплате украинского чиновника около 2,5 тыс. грн Премьер-министр Арсений Яценюк (1,954 млн грн официального дохода в 2013 году) в мае получил 18,3 тыс. грн, министр финансов Александр Шлапак (заработал 1,1 млн грн в 2013-м) получил 17,5 тыс. грн, министр угольной промышленности Юрий Продан (214,6 тыс. грн годового дохода) – 17,8 тыс. грн, а глава Государственной фискальной службы Игорь Билоус (3,2 млн грн за 2013 год) за месяц заработал немного больше 10 тыс. грн.

При этом официальные оклады вышеперечисленных должностных лиц не превышают 6,5 тыс. грн. Впрочем, для сравнения, бывший Премьер-министр Украины Николай Азаров за свои труды получал от государства 37 тыс. грн в месяц, что в два раза превышает нынешнюю зарплату Арсения Яценюка.

Не на что жаловаться и чиновникам, работающим на не столь видных должностях: зарплата ответственного работника Администрации Президента может достигать 24 тыс. грн в месяц, а чиновник среднего уровня в Нацбанке зарабатывает ежемесячно не меньше 12 тыс. грн. Благо, не так давно Кабинет Министров принял решение существенно сократить ставки зарплаты и для 450 народных депутатов Украины, которые вместо 17 тыс. грн в месяц будут получать из бюджета около 6,5 тыс. грн.

Впрочем, очевидно, как и в случае с министрами, парламентарии, равно как и их многочисленные помощники, на которых ежегодно выделяется 107 млн грн бюджетных денег, бедствовать не будут – положение исправят бонусы и надбавки.

Ситуация, когда многочисленные надбавки, премии и бонусы превышают официальный размер месячной зарплаты чиновника, характерна практически для всех руководителей отделов и департаментов любого уровня. Естественно, в
таких случаях цифры редко превышают отметку 10 тыс. грн, однако при официальном окладе в 2,5–3 тыс. грн начальники отделов, например областных госадминист­раций, на руки получают в два-три раза больше.

Разумеется, не забывает государство о своих верных слугах и после их выхода на заслуженный отдых. При средней пенсии по Украине в 1526 грн рядовой госслужащий каждый месяц получает в среднем около 3000 грн, прокурор – 4500 грн, судья – 12 000 грн, а депутат – 15 000 грн. При этом многие из чиновников, судей, прокуроров и депутатов сохраняют силы для трудовой деятельности и в пенсионном возрасте, что обеспечивает каждого из них весьма неплохим государственным содержанием практически до конца жизни.

Помимо всего прочего, чиновники имеют право раз в год получать от государства «материальную помощь», а при выходе на пенсию из бюджета, в который все остальные граждане также отдают часть своего заработка, госслужащий получает разовую компенсацию в размере десяти официальных окладов, предписанных соответствующей должности.
Разумеется, благодарность государства многочисленным чиновникам за верную службу не может выражаться в одних лишь деньгах, ведь в бюджете Украины всегда было вполне достаточно средств, чтобы обеспечить бывших и действующих госслужащих еще и всевозможными льготами и всяческим содействием в повседневной жизни вне политики.

В частности, вплоть до 4 августа нынешнего года, когда Президент Петр Порошенко отменил целый ряд секретных распоряжений своих предшественников, никто из украинских налогоплательщиков не имел права узнать, как государство тратит деньги на содержание некоторых бывших и действующих чиновников. А на такие цели наша «щедрая и богатая» страна никогда не скупилась. Бывшим депутатам, министрам, судьям, прокурорам, военнослужащим и другим чиновникам высшего ранга за счет государства полагалось пожизненное обеспечение в виде бесплатных автомобилей, дач и домов с прислугой, лечения и отдыха, а также денежных бонусов.

Одному только экс-спикеру украинского парламента Владимиру Литвину до конца жизни причиталось ежемесячное жалование в размере около 20 тыс. грн, бесплатное проживание на государственной даче в элитном поселке Конча-Заспа под Киевом, сюда же прилагались услуги горничной, бесплатный автомобиль с полным техническим обслуживанием и двумя водителями, а также 50-процентная скидка за пользование коммунальными услугами. На все это государство тратило свыше 240 тыс. грн ежегодно.

Сколько таких высокопоставленных льготников, не известно, ведь большинство подобных указов остаются секретными, и кого еще из бывших представителей власти до сих пор содержит государство, остается загадкой. Например, только на правах бывшего Премьер-министра третий Президент Украины Виктор Ющенко безвозмездно пользовался услугами автотранспорта, отдыхал в государственных пансионатах, а также имел право на бюджетное содержание помощника. Многим экс-чиновникам помимо всего прочего положены услуги телохранителей, бесплатные поездки по Украине любым видом транспорта, а также пожизненная пенсия в размере должностного оклада.

Свет в конце тоннеля

Все вышеперечисленное доступно бывшим держателям государственной власти за деньги налогоплательщиков, многие из которых уже который год влачат жалкое существование, находясь за чертой бедности. Никому из рядовых граждан государство не предлагает оплатить за него часть коммунальных услуг, и никто из простых украинцев не может рассчитывать на повышенную пенсию после 30-40 лет трудового стажа не в теплых кабинетах, а на тяжелом производстве.

Поэтому очевидно, что систему, по которой вот уже в течение 23-х лет живет молодое украинское государство, где процветают коррупция, цинизм и потребительское отношение к своему народу, просто так не разрушить, ведь ее поддерживают сотни тысяч заинтересованных людей – чиновников. Все они кормятся за счет государства и не в их интересах что-то менять в этой стране. Надеяться обычный украинец может лишь на себя самого: только сплотившись, общество сможет выгнать со своей земли шайку воров и прихлебателей. Сделать это сложно, но вполне возможно. Первый шаг наш народ уже сделал прошлой зимой, осталось только не свернуть с намеченного пути.


Add comment


Security code
Refresh

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%