Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

To top
NBU Rate
 

Практические вопросы осуществления кассовых операций в розничной торговле с использованием РРО

Юрий Граковский
эксперт по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения

№8(31)(2014)

Розничная торговля представляет собой сферу деятельности, где ежедневно происходит множество розничных продаж за наличные деньги. Поэтому правильная постановка учета денежных средств позволяет, во-первых, полностью контролировать процесс реализации, во-вторых, обеспечить сохранность денежных средств и товарно-материальных ценностей, в-третьих, избежать штрафов при проверках контролирующих органов. При проведении аудита осуществления кассовых операций в розничной торговле аудитору необходимо изучить действующую на предприятии систему учета данного участка, дать оценку этой системе и при необходимости внести предложения о ее совершенствовании и/или устранении нарушений и недостатков. Однако консультация изложена не столько как механизм проведения аудита данного участка, сколько как анализ информации о практике осуществления расчетных операций. Поэтому материал должен быть полезен бухгалтерам, финансистам, а также многим сотрудникам предприятий розничной торговли.

8-31-62-1

Основы законодательства об использовании РРО, ключевые положения Закона о РРО

В настоящий момент наличные расчеты с применением регистраторов расчетных операций (РРО) регулируются рядом нормативно-правовых актов:

  • Законом о РРО;
  • Порядком применения РРО № 417;
  • Порядком ведения КУРО (книга учета расчетных операций) № 417;
  • Положением о форме и содержании расчетных документов № 614.

Прежде всего, Закон о РРО определяет законодательные основы использования РРО в сфере торговли, общественного питания и услуг. Он распространяется на всех субъектов хозяйствования, осуществляющих расчетные операции в наличной и/или безналичной формах (с применением терминалов, банковских платежных карт и пр.).

Вместе с тем в ст. 9 Закона о РРО приведен ряд случаев, при которых РРО и РК (расчетные книжки) не применяются, в частности:

  • при торговле продукцией собственного производства и оказании услуг предприятиями, организациями и учреждениями, кроме предприятий торговли и общественного питания. Но при этом необходимо, чтобы расчеты производились в кассах с оформлением ПКО и РКО и с выдачей соответствующих надлежаще оформленных квитанций (например, квитанция к ПКО типовой ф. № КО-1, приложение № 2 к Положению № 637). Кроме того, из этого следует, что если в видах деятельности предприятия, помимо производства, указаны виды деятельности, относящиеся к торговле, то предприятие обязано применять РРО и РК;
  • при осуществлении всех банковских операций;
  • при реализации проездных и багажных билетов: на железнодорожном (кроме пригородного) и авиа­ционном транспорте – в этом случае при продаже необходимо предоставление расчетных и отчетных документов; на автомобильном транспорте – необходима выдача билетов, талонов, квитанций с нанесенными типографским способом серией, номером, номинальной стоимостью; при продаже билетов государственных лотерей и билетов на посещение зрелищных и культурно-спортивных учреждений;
  • при продаже товаров (предоставлении услуг) плательщиками единого налога – физическими лицами – предпринимателями;
  • при продаже товаров (кроме под­акцизных) и предоставлении услуг физическими лицами – предпринимателями, получившими льготный торговый патент согласно нормам НКУ;
  • при осуществлении физическими лицами торговли продовольственными и промышленными товарами за наличные средства на рынках;
  • если в месте получения товаров (предоставления услуг) операции с расчетами в наличной форме не производятся (оптовая торговля и т. д.). Но при этом следует иметь в виду, что если стороны (покупатель и продавец) пришли к соглашению об изменении формы расчетов, и покупатель расплачивается наличными деньгами, то продавец обязан применять РРО. Кроме того, согласно ст. 10 Закона о РРО и Перечню № 1336, утверждены случаи, при которых разрешено осуществлять расчетные операции без использования РРО, но с применением РК и КУРО, в частности:
    • розничная торговля продовольственными товарами и пивом в бутылках и жестяных банках физическими лицами – предпринимателями, приобретавшими фиксированный патент, и/или физическими лицами – субъектами малого предпринимательства (в том числе и «единоналожниками»);
    • розничная торговля через передвижную торговую сеть (автомагазины, бочки, бидоны, лотки и пр.), расположенную вне стационарных помещений (магазинов, супермаркетов);
    • розничная торговля на ярмарках, рынках (за исключением расположенных на их территории магазинов, киосков, павильонов и т. п.);
    • розничная торговля и общественное питание в селах, осуществляемые предприятиями потребительской кооперации, а также сельскохозяйственными товаропроизводителями, использующими продукцию собственного производства;
    • розничная торговля медицинскими и фармацевтическими товарами на территории сел;
    • продажа билетов в киосках и салонах транспортных средств для проезда в городском, пригородном и междугородном электротранспорте, междугороднем автотранспорте, на речных и морских судах;
    • продажа в киосках телефонных карт;
    • предоставление бытовых услуг на территории села услуг по ремонту и установке бытовых машин, радиоэлектронной аппаратуры, ремонту и сбору мебели, мелкому ремонту квартир и пр., при условии расчетов на дому;
    • прием от населения вторсырья (кроме металлолома).

В ст. 3 Закона о РРО приведены следующие обязанности субъектов хозяйствования, осуществляющих расчетные операции:

  • проводить расчетные операции через зарегистрированные, опломбированные и переведенные в фискальный режим РРО с распечатыванием соответствующих расчетных документов или с применением зарегистрированных РК;
  • выдавать покупателю (потребителю) расчетный документ соответствующей формы (фискальный кассовый чек на товары (услуги), фискальный кассовый чек выдачи средств и т. д.);
  • применять только те РРО, которые вошли в Государственный реестр РРО, обеспечивать целостность пломб РРО, неизменность конструкции и программного обеспечения;
  • при неприменении РРО, в случаях, установленных Законом о РРО, проводить расчеты с использованием КУРО и РК;
  • обеспечивать хранение КУРО и РК в течение трех лет после их окончания;
  • предоставлять в органы Миндоходов отчетность, связанную с использованием РРО и РК, не позднее 15-го числа следующего месяца, в случае если не предусмотрена подача информации по проводным или беспроводным каналам связи;
  • реализовывать товары (предоставлять услуги) только при наличии ценника на товар (прейскуранта, меню, тарифа) в денежной единице Украины;
  • ежедневно распечатывать на РРО фискальные отчетные чеки и обеспечивать их хранение в КУРО;
  • распечатывать или создавать в электронном виде на РРО и хранить в течение трех лет контрольную ленту;
  • производить расчетные операции через РРО с использованием режима предварительного программирования наименования, цен на товары (услуги) и учета их количества;
  • вести товарный учет на складах и/или по местам их реализации, осуществлять продажу только тех товаров, которые учтены;
  • обеспечивать соответствие сумм наличных средств на месте проведения расчетов сумме, отображенной в дневном отчете РРО, а при использовании РК – общей сумме продаж по расчетным квитанциям с начала рабочего дня;
  • вводить в эксплуатацию, проводить техническое обслуживание и ремонты РРО только через сервисное обслуживание. За несоблюдение субъектами хозяйствования вышеуказанных требований этим же Законом о РРО, другими законодательными актами предусмотрена серьезная ответственность, о которой пойдет речь далее.

Практические вопросы использования РРО и КУРО

Как уже отмечалось, вопросы использования РРО и КУРО регулируются, помимо Закона о РРО, целым рядом нормативных документов. Рассмотрим их основные требования. Прежде всего, требования к содержанию расчетных документов, изложенные в Положении № 614, определяют обязательные реквизиты расчетных документов, и в случае отсутствия хотя бы одного из них и несоблюдения сферы применения документ не может быть расчетным (п. 2.1 Положения № 614). Поэтому такая, казалось бы, «мелочь», как отсутствие в кассовом чеке таких реквизитов, как «адрес хозяйственной единицы» или «название хозяйственной единицы», не позволяет признать документ расчетным. Более того, автор был свидетелем ситуации, когда контролеры не захотели принять во внимание искаженное название магазина – на чеке отображалось название, фигурировавшее во внутренних документах предприятия, но оно не было зафиксировано ни в одном из регистрационных документов. Это повлекло за собой штраф, предусмотренный п. 1 Указа № 436/95, а именно: пятикратный размер сумм операций, оформленных такими кассовыми чеками. Логика налоговых органов здесь понятна – выручку сочли неоприходованной. В п. 3.2 Положения № 614 указаны обязательные реквизиты кассовых чеков (ф. № ФКЧ-1):

  • название хозяйственной единицы;
  • адрес хозяйственной единицы;
  • индивидуальный налоговый номер – для плательщиков НДС, с указанием букв «НН»;
  • для неплательщиков НДС – код ЕГРПОУ, или код ГРФЛ, перед которыми печатаются буквы «ДД»;
  • количество, стоимость приобретенных товаров (полученных услуг), если это количество не равно единице;
  • стоимость единицы измерения товара (услуги);
  • наименование товара (услуги);
  • буквенное обозначение ставки НДС – правее от напечатанной стоимости;
  • обозначение формы оплаты (наличными, картой, в кредит, чеками и т. д.);
  • общая стоимость приобретения по чеку, перед которой необходимо напечатать слово «СУММА» или «ВСЕГО»;
  • для плательщиков НДС отдельной строкой: буквен­ное обозначение ставки НДС, размер ставки в процентах, общая сумма НДС по всем товарам (услугам) в чеке, в начале строки – большие буквы «НДС»;
  • порядковый номер кассового чека, дата (день, месяц, год), время (час, минута) проведения расчет­ной операции;
  • фискальный номер РРО, перед которым печатаются буквы «ФН»;
  • надпись «ФИСКАЛЬНЫЙ ЧЕК» и логотип произ­водителя. 

Помимо этого, п. 2.3 Положения № 614 определено, что расчетные документы, распечатанные с РРО, могут содержать и другие, дополнительные данные: например, сумму, полученную от покупателя (потребителя), и сумму сдачи. Однако их отсутствие не считается нарушением, в отличие от обязательных реквизитов, приведенных в п. 3.2 Положения № 614, нарушение которого влечет за собой ответственность не только продавца, но и покупа теля, если предприятие-покупатель приобретает товар (оплачивает услугу) через подотчетное лицо – в этом случае авансовый отчет будет считаться неподтвержденным соответствующим расчетным документом (кассовым чеком). П. 1 Указа № 436/95 предусмотрен штраф «за проведение наличных расчетов без представления получателем средств платежного документа (товарного или кассового чека, квитанции к приходному ордеру, другого письменного документа), который бы подтверждал уплату покупателем наличных средств, – в размере уплаченных средств». Кроме того, п. 4.2 Положения № 614 определены обязательные реквизиты фискального кассового чека выдачи средств (ф. № ФКЧ-2). Не будем перечислять их, они во многом идентичны реквизитам ф. № ФКЧ-1, но учитывают специфику операции. Также следует иметь в виду, что проведение операций по возврату товара (отказу от услуги и пр.) или аннулирование ошибочно зарегистрированной в РРО суммы расчета осуществляется путем регистрации отрицательной суммы. Если же алгоритм работы РРО не обеспечивает отдельного накопления в фискальной памяти отрицательных сумм расчетов, то возможно регистрирование выдачи средств или аннулирование ошибочной суммы при помощи операции «служебная выдача».

Запрещается регистрировать через РРО отрицательные суммы с применением операции «сторно» (п. 7 Порядка применения РРО № 417). Если сумма возвращаемых средств или ошибочно проведенная сумма превышает 100 грн, то необходимо составить акт о выдаче средств. В нем в обязательном порядке следует указывать: 

  • данные документа, позволяющего идентифицировать личность покупателя (паспорта, военного билета, водительского удостоверения);
  • данные о товаре (услуге) – наименование, цена, количество, единица измерения;
  • сумму выданных средств;
  • номер, дату и время выдачи расчетного документа, подтверждающего факт приобретения товара (получения услуги).

Акт составляется материально ответственным лицом хозяйственной единицы или лицом, непосредственно производящим расчеты (кассиром, старшим кассиром, товароведом, заведующим магазином). Эти документы сдаются в бухгалтерию и хранятся на протяжении трех лет. При отсутствии бухгалтерии у субъекта хозяйствования эти документы подклеиваются к последней странице соответствующей КУРО (п. 8 Порядка применения РРО № 417). Большое значение в вопросе соблюдения кассовой дисциплины на предприятии розничной торговли играет правильное оформление КУРО, надлежащее ведение учета расчетных операций в КУРО. Согласно р. 1 п. 1.1 и р. 1 п. 1.2 Порядка ведения КУРО № 417, КУРО должна быть зарегистрирована в налоговом органе по основному месту учета субъекта хозяйствования. Субъекты хозяйствования – плательщики налога на прибыль (кроме плательщиков консолидированного налога на прибыль) также могут регистрировать КУРО по месту обособленных подразделений – плательщиков налога на прибыль. В соответствии с р. 1 п. 3 Порядка ведения КУРО, книга регистрируется на каждый РРО или, если в соответствии с законодательством расчеты осуществляются без РРО, – на отдельную хозяйственную единицу. КУРО должна быть пронумерована, прошнурована, с правильно установленными средствами контроля, не позволяющими расшнуровывать КУРО или изымать ее листы. На титульной странице должна быть зафиксирована информация о субъекте хозяйствования (наименование, код ЕГРПОУ, адрес и пр.), количество листов, номер установленного средства контроля, данные о РРО (модификация, заводской и фискальный номера, версия программного обеспечения). При проверке налоговыми органами большое значение придается вопросу применения КУРО. Порядок ведения КУРО № 417 дает четкое определение того , что подразумевает под собой ее применение.

Применение КУРО

  • КУРО зарегистрирована на хозяйственную единицу (р. 4 п. 5 Порядка ведения КУРО № 417);
  • КУРО зарегистрирована на РРО (р. 4 п. 6 Порядка ведения КУРО № 417);
  • наличие КУРО в данной хозяйственной единице или в месте проведения расчетов;
  • наличие КУРО в месте проведения расчетов, где установлен РРО;
  • осуществление записей о реквизитах расчетных квитанций до начала использования расчетной книжки и непосредственно после окончания ее использования в рамках рабочего дня или смены;
  • при выходе из строя РРО или отключении электроэнергии – осуществление записей по учету расчетных квитанций;
  • ежедневное ведение записей о движении наличности и суммах расчетов, при этом данные по суммам, полученным от покупателей (клиентов), и данные по суммам, выданным покупателям (клиентам), записываются отдельно;
  • подклеивание фискальных отчетных чеков к соответствующим страницам КУРО;
  • ведение записей по учету ремонтов, работ по техническому обслуживанию, а также проверок конструкции и программного обеспечения РРО в соответствующем разделе КУРО.

Таким образом, использование КУРО предполагает, прежде всего, ее фактическое наличие, а также обязательное наличие всех предусмотренных записей. Особенно это касается ежедневного подклеивания дневных фискальных чеков (Z-отчетов) в разделе 1 «Фискальные отчетные чеки» и записей в разделе 2 «Учет движения наличности и сумм расчетов». Отсутствие в этих разделах, во-первых, Z-отчетов влечет за собой применение финансовых санкций в размере 20 необлагаемых минимумов доходов граждан (в настоящее время – 340 грн); во-вторых, отсутствие записей в разделе 2 КУРО налоговики при проверках трактуют как неоприходование наличности и пытаются подвести под п. 1 Указа № 436/95 те же упомянутые штрафы в пятикратном размере. Судебная практика не на стороне налоговиков, но лучше «не создавать прецедент».

Другие вопросы применения РРО и КУРО

Порядком регистрации и ведения КУРО № 417 (п. 13 р. 4 и п. 14 р. 4) предусмотрен следующий порядок исправления ошибочных записей в КУРО:

  • исправления в КУРО могут производить только лица, которые осуществили такие записи (или исполняют их обязанности);
  • исправления должны быть удостоверены подписью ответственного лица субъекта хозяйствования или подписью физического лица – субъекта хозяйствования;
  • если лист РРО испорчен или исправлений более пяти, его следует перечеркнуть по диагонали с двух сторон, сделать надпись «Аннулировано» и удостоверить подписью ответственного лица субъекта хозяйствования либо подписью физического лица – субъекта хозяйствования;
  • все данные с испорченного листа переносятся на новый лист КУРО, номер которого проставляется на испорченном листе. При круглосуточном режиме работы торгового подразделения (супермаркета, гипермаркета) Z-отчеты должны распечатываться ежесуточно. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с примечанием 1 к Требованиям к РРО № 199, итоги рассчитываются за смену, максимальная продолжительность которой не может быть более 24 часов. То есть, например, распечатывание Z-отчета за период с 9 часов 00 мин. 05.06.2014 г. по 9 часов 10 мин. 06.06.2014 г. является отклонением от нормы. Если хозяйственная деятельность торговой точки временно приостановлена, то Z-отчет не печатается, но лишь в том случае, если период приостановки более установленного рабочего дня, – такой вывод содержится в ЕБНЗ. Также в ЕБНЗ разъяснено, что если резервный РРО не используется, то ежедневное распечатывание Z-отчета также не предусмотрено. Иногда встречается такая ошибка: в конце дня не произведена операция «служебная выдача», однако денежные средства при этом продолжают храниться на месте проведения расчетов. Это может стать причиной несоответствия суммы средств, зафиксированной в дневном отчете РРО, фактической сумме средств на месте проведения расчетов, что могут зафиксировать налоговики при проведении фактической проверки. Такое нарушение влечет за собой штрафы, предусмотренные ч. 1 ст.17 Закона о РРО, а именно:
    • при совершении впервые – 1 грн;
    • при совершении повторно – 100 % стоимости проданных с нарушениями товаров (услуг) (то есть, 100 % всей суммы «служебной выдачи»);
    • за каждое следующее совершенное нарушение – в пятикратном размере стоимости проданных с нарушениями товаров (услуг) (то есть пятикратный размер суммы «служебной выдачи»). Это также разъяснено в ЕБНЗ.

Add comment


Security code
Refresh

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%