Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

To top
NBU Rate
 

Украинское кино: достижения, проблемы, перспективы

Юлия Мостовая
журналист

№8(31)(2014)

К бедственному материальному положению украинским кинематографистам привыкать не приходится, ведь едва ли не каждый коллапс в экономике сопровождается незамедлительным сокращением бюджета на съемки кинокартин. А когда часть Украины оказалась охваченной военными действиями, «важнейшее из искусств» и вовсе бросили на произвол судьбы…

Вместе с тем, когда страна переживает глобальные изменения, киноотрасль должна меняться вместе с ней. Предвестником нового периода в национальном кинематографе стало недавнее назначение Филиппа Ильенко главой Государственного агентства по вопросам кино Украины.

8-31-134-1

Итак, в фокусе «Независимого АУДИТОРА» – украинский кинематограф, Госкино: их достижения, проблемы и перспективы…

Как закалялось национальное кино

«Из всех искусств для нас важнейшим является кино», – утверждал Владимир Ильич Ленин, и, надо признать, вождь пролетариата понимал, о чем говорил. Со времен «правления» Ильича прошло почти столетие, но кино как было одним инструментов насаждения государственной идеологии, так и осталось. Во всяком случае, за рубежом. Меняющиеся власти независимой Украины кинематограф как идеологическое оружие не рассматривали и, разумеется, не жаловали, хотя на бумаге каждая смена лидеров и «кланов» сопровождалась новым витком «возрождения киноиндустрии».

В начале 1990-х годов с развалом Советского Союза и крушением плановой экономики обрушилось и все советское кинопроизводство. Канули в Лету идеологические заказы, а вместе с ними и щедрое довольствие. Так сложилось, что за первые 15 лет независимого производства в Украине было снято приблизительно столько же полнометражных фильмов, как за пару лет в 1970–1980-х годах. Ведь пока власти самоотверженно ставили на ноги экономику, Министерство культуры то и дело оставалось вне игры. Да, абсурдно, что глава министерства не имеет никаких финансовых рычагов влияния на отрасль, но таковы реалии существования культуры в Украине: как правило, она зависит от «бухгалтеров», ставящих во главу угла разум­ную экономию, а не глобальные вопросы возрождения культуры. Поэтому, пока наши киностудии-гиганты погибали без государственного финансирования, украинские кинематографисты брали дело в свои руки и на голом энтузиазме превращали национальное кино в парад авторских картин.

Тем временем финансирование киноотрасли в Украине постепенно увеличивалось. Ближе к концу 2000-х годов госбюджет на кино вырос до 20 млн грн (около $4 млн). Деньги вложили в несколько полнометражных, короткометражных, документальных и анимационных фильмов. Удачным для украинского кино стал 2010 год, когда с изменениями в Закон «О киноматографии» сформировалась новая система господдержки отрасли: помимо того, что на 100 % финансировались детские, анимационные, короткометражные и документальные фильмы, до 50 % общего бюджета киноленты государство могло выделять частным продюсерам, чьи проекты проходили конкурсы Госкино. Без преувеличения, это стало настоящим прорывом, ведь вовлечение продюсера в кинопроцесс приблизило нас к развитым странам Европы, к тому же Госкино частично страховало создателей от провала картин. Следует отметить, что на бумаге «продюсерская система» существовала в Украине еще с 1998 года, но реалии говорили о другом.

С 2010 года началось плавное увеличение бюджета на кинопро­изводство. Так, если в 2010 году на эти цели было заложено 31 млн грн, то в 2011 году – 110 млн грн, а в 2012-м – 163 млн грн. Еще один переломный момент произошел в 2011 году, когда в ходе административной реформы Госу­дарственную службу кино при Министерстве культуры заменило Государственное агентство Укра­ины по вопросам кино, наделенное более широкими полномочиями. Госкино стало центральным органом исполнительной власти, подконтрольным Кабинету Министров через министра культуры. За три года работы агентства отечественное кинопроизводство немного оживилось. Согласно отчету Госкино, в 2013 году в Украине вышло рекордное количество фильмов: в широком прокате появились семь полнометражных картин (четыре из них сняты при поддержке Госкино), а также сборник короткометражных лент.

Сегодня хуже, чем вчера

Стоило появиться какой-то динамике в развитии отрасли, как в этом году процесс снова рискует пойти вспять. Утвержденный 27 марта бюджет на Госкино в размере
123 млн 79 тыс. грн неоднократно пересматривался, и может быть сокращен правительством почти в два раза. Причем из заявленных денег к началу августа Госкино получило и потратило на съемки чуть меньше полутора миллионов гривен, а выплаты остальных средств (как и съемки отобранных по конкурсам проектов) откладывались до лучших времен. 13 августа Госкино сообщило, что на нужды киноотрасли из госбюджета все-таки перечислили 15,5 млн грн. Однако чиновники утверждают, что тратить миллионы на такие цели в то время, когда из пушек палят и бронежилетов не хватает кощунственно. Но мало кто в верхах задумывается, что выпуск кино в Украине – это тоже сфера занятости: только в столице есть четыре высших учебных заведения, готовящих кадры для ­отрасли, и это не считая вузов других крупных городов. Кроме того, в создании одного фильма в среднем занято около 300 специалистов, а если учесть, что в Украине могут и должны снимать до 50 картин в год, – это не менее 15 тыс. рабочих мест, причем только на этапе создания фильма, не говоря о последующих этапах дистрибуции, рекламы и т. п.

Помимо главной проблемы недофинансирования, в этом году отрасль столкнулась с другими законодательными и финансовыми сюрпризами. Среди них:

  • Постановление Кабинета Мини­стров от 1 марта 2014 года № 65 «Об экономии государственных средств и недопущении потерь бюджета», запретившее Госкино выделять средства на мероприятия, связанные с фестивальной активностью украинского кино;
  • Постановление Кабинета Мини­стров от 23 апреля 2014 года № 117 «Об осуществлении предварительной оплаты товаров, работ и услуг, закупаемых за бюджетные средства». Фактически, государство ограничило кинопроизводителей сроками, в рамках которых они обязаны тратить выделенные им госсредства и отчитываться перед ним об этом;
  • Изменения в закон о госзакупках, ставшие для кинопродюсеров ударом ниже пояса. Согласно докумен­ту, продюсер, выдвигая на конкурс свой проект, должен пройти процедуру тендера на собственный же проект (согласно Закону «Об авторских правах», никто не может владеть его проектом кроме него самого). Поскольку процедура может длиться от 17 дней до 1,5 месяцев, продюсер теряет время, срывает все договоренности с инвесторами (напомним, государство финансирует только 50 % проекта), а также несет финансовые затраты на тендерные процедуры. На фоне того, что в прошлом году киноиндустрия немного ожила, и наметился вектор на привлечение частных инвестиций, данная инициатива стала серьезным шагом назад. По сути, государство усложнило продюсерам и так нелегкий поиск партнеров по копродукции, которые и без того неохотно вкладывают деньги в украинское кино. Главная тому причина – отсутствие в украинском прокате прецедентов успешных картин, которые могли бы себя окупить. А между тем сейчас, когда интерес к Украине во всем мире регулярно подогревается новостями, было бы логично искать партнеров по копродукции именно за рубежом. Однако здесь, как говорится, палка о двух концах, ведь мало кто из крупного продакшна согласится рискнуть работать в условиях политической и экономической нестабильности. 

По мнению многих представителей отрасли, наиболее комфортный и надежный вариант для режиссеров – снимать фильмы свои­ми силами, без поддержки государства. Тем не менее, даже раскрученные прошлогодние картины украинских режиссеров Любомира Левицкого, Александра Шапиро, Игоря Подольчака и братьев Александра и Вячеслава Алешечкиных, рискнувших снимать без госпомощи, не окупились.

Другой фактор, не позволяющий отечественной кинокартине считаться инвестицией, – нехватка экранов. В Украине сейчас порядка 400 кинозалов, но для того чтобы наши картины окупались, по мнению экспертов, необходимо не менее 800. А если учесть, что в аннексированном Россией Крыму, который являлся вторым после Киевской области субъектом Украины по количеству залов на 100 тыс. человек, осталось 18 кинотеатров с 33 залами (согласно данным исследовательской компании «KinosvitDigital»), то ситуация еще больше усугубилась.

Новый глава и новые вызовы Госкино

Негативно сказалось на киноотрасли в этом году и «обезглавленное» Госагентство, которое оставалось таковым с марта до начала августа. 28 февраля бывшая глава Госагентства Екатерина Копылова подпала под «чистку рядов», проводимую новым министром культуры Евгением Нищуком. И хотя экс-председатель была человеком из команды Виктора Януковича, в прессе активно обсуждался вопрос, стоило ли снимать с поста руководителя, который смог частично оживить ранее застойное Госкино. Впоследствии киносообщество выдвинуло нес­колько претендентов на пост главы профильного агентства, но обсуждения кандидатов и программ в Кабинете Министров и Министерстве культуры затянулись и заморозили съемки многих фильмов. Дело в том, что механизм управления Госкино не дает заместителю права принимать решения о выделении средств на проекты, даже отобранные и вписанные в бюджет. А для киноиндустрии лето – горячий сезон. Съемочные бригады работают по 12–15 часов (зимой 4–5 часов), поскольку снимать в этот период значительно дешевле, и большинство актеров свободны от театральных постановок.

6 августа главой Госкино назна­чили Филиппа Ильенко. Выби­рали из трех кандидатов, каждый из которых представлял разные сферы влияния. Олег Коротенко – бизнесмен, владелец рентал-ком­пании «Карточчи-Украина», обслуживающей разные государственные и частные мероприятия, а также производство кино- и телепродукции. Андрей Дончик – режиссер, широко известный своим телевизионным мини-сериалом «Украденное счастье», и один из самых желанных кандидатов на этот пост, поскольку представляет не бизнес и не политическую силу, а Союза кинематографистов.

Филипп Ильенко – продюсер, менеджер, представитель известной украинской кинодинастии. Его отец Юрий Ильенко – выдающийся режиссер и оператор (в начале 1990-х годов возглавлял Госкинофонд), мать Людмила Ефименко – известная актриса, а дядя, кинорежиссер Михаил Ильенко, совместно с которым Филипп Ильенко с 2009 года продюсирует кинофестиваль «Открытая ночь», работал над фильмами «Молитва о гетмане Мазепе. Новая версия» и «Толока». Серьезная поддержка творческих родственников и прямая причастность к ВО «Свобода», в которой ранее числился сам Филипп Ильенко и депутатом которой в Верховной Раде VII-го созыва был его брат Андрей, стали главными раздражителями для многочисленных противников Ильенко. Поэтому после своего назначения он попытался максимально снизить градус споров вокруг себя и объявил, что покидает ряды партии.

Сегодня перед новым председателем стоит множество задач и еще больше проблем. В своей программе он пообещал поддержку национальному кино, молодым авторам; сделать все возможное для дальнейшего участия наших картин в международных конкурсах и создать условия для выхода на мировой рынок. Но очевидно, что со многим пока придется повременить. Единственное, есть надежда, что до конца 2014 года Украина завершит процедуру вступления в Европейский фонд поддержки кино. В случае успеха отечественные продюсеры смогут рассчитывать на дополнительные каналы финансирования своих проектов и получат реальные возможности запускать картины в кинопрокат ведущих европейских стран.

По мнению киносообщества, в шорт-лист ближайших задач Госкино также должны войти:

  • дополнения к Закону «О кинематографии» в статьи о правах (государство, выделяя средства на проект, забирает права себе); о финансировании (необходимо увеличить сумму господдержки до 75% бюджета картины в условиях сложного поиска средств на вторую часть фильма) и т.п.;
  • изменения в Налоговый кодекс Украины, согласно которым на кино будет направляться специальный налог, взимаемый с кинотеатров, телеканалов и провайдеров. Почерпнуть опыт можно у любого государства, в котором серьезно развито кинопроизводство. Напри­мер, во Франции, около 11 % от стоимости каждого проданного билета, а также по 5,5 % с абонплаты у провайдеров и с прибыли каналов отчисляются в Фонд поддержки кинопроизводства при CNC (Национальный центр кинематографии Франции). Во избежание уклонения от уплаты налога необходимо будет ввести квоты на наполнение эфира отечественной кинопродукцией. Сейчас Украина как никогда нуждается в грамотном механизме протекционизма отечественного кино. Недавнее введение дополнительных проверок российских кинолент перед показом в Украине – это только капля в море, нам необходимо разработать государственную политику защиты национального производителя в отрасли. В той же Франции, где еженедельно выходят в прокат 15 разножанровых фильмов собственного производства, все равно действует закон, согласно которому на время трансляции французского фильма по одному из телеканалов другие каналы не имеют права показывать картины, снятые за рубежом. У нас же большая редкость встретить на телеэкране фильм или сериал украинского производства. Вместо этого наш эфир заполнен не столько европейской и американской, сколько российской продукцией. По оценкам председателя Ассоциации продюсеров Украины Дениса Масликова, вплоть до 2013 года российские производители очень дешево снимали у нас до 25–30 % всех своих сериалов. Таким образом они экономили на производстве не менее 20 %, а потом эти же сериалы продавали украинским каналам, но уже по совершенно другой цене. Стоимость одной серии нередко доходила до $120 тыс., что на треть дороже, чем аналогичная кинопродукция других стран Восточной Европы.

Одной из наболевших проблем отрасли является и пребывающая в упадке киностудия им. Довженко. Сегодня студия выживает, как правило, за счет аренды, а не за счет производства фильмов. Чтобы ее возродить потребуются комплексные реформы и много сил. Сейчас в киносообществе есть представление о том, что нужно делать. Один из вариантов – создать на базе студии концерн, который сочетал бы и государственные формы, и коммерческие.

Самоутверждение и международное признание

За годы украинской независимости отечественное кино пережило и застой, и безденежье, и безразличие чиновников… Однако оно сумело не только не исчезнуть, но и заслужить признание за рубежом. У нас постепенно вырисовывается новое поколение кинематографистов, которые уже создали достойный пул короткометражного кино. Но главная интрига состоит в том, сможет ли наше кино добыть популярность у украинского зрителя?

Ежегодно отечественные режиссеры снимают от трех до пятнадцати полнометражных фильмов. Другое дело, что большинство украинцев об этом даже не подозревают, поскольку главным показателем развития отечественного кинематографа для них является массовое кино. Долгое время украинское кино оставалось диковинкой на афишах, в кинотеатрах и даже на экранах телевизоров. Но ситуация меняется, все чаще в широком прокате появляются интересные жанровые фильмы. Например, только в этом году в Украине выходят более десяти отечественных картин, снятых при поддержке Госкино.

7 самых ожидаемых фильмов в украинском прокате-2014, снятых при поддержке Госкино:

«Креденс» – трагикомедия Валентина Васяновича. Это история о молодом виолончелисте, который преж­де чем начать жить так, как ему хочется, должен пройти ряд сложных испытаний. Картина погружает зрителя в романтическую атмосферу предрождественского Львова. Все вокруг в праздничном убранстве, но за этими украшениями спрятаны грязные дворы и старые фасады зданий, а под внешней доброжелательностью людей скрываются дикие желания и аморальные поступки. Премьера ленты состоялась в январе.

«Зеленая кофта» – психологический триллер Владимира Тихого. В основе картины современная история о девочке-подростке, которая, заигрывая с молодым человеком во дворе, не заметила, как похитили ее семилетнего брата. После месяца безрезультатных поисков у девочки иссякает всякое терпение, и она твердо решает разыскать похитителя сама. Но вскоре ее жажда мести превращается в настоящее наваждение… В украинском прокате фильм появился в марте.

«Трубач» режиссера Анатолия Матешко – самый дорогой в истории украинского кинематографа мюзикл для детей с бюджетом в 16 млн грн. В основе музыкальной комедии история о юном трубаче детского эстрадно-духового оркестра Николае Шевченко, у которого накануне важного конкурса соперники из другого детского оркестра украли композицию его собственного сочинения и выдали за свою. Жизненный сюжет, оригинальная музыка, любовь, интриги и родной украинский юмор делают комедию интересной не только детям, но и взрослым. Картина появилась в кинотеатрах в конце марта.

«Племя» Мирослава Слабошпицкого – уникальный прецедент в украинском кинематографе. Картина снята на языке глухонемых при участии непрофессиональных актеров: в ней не звучат ни музыка, ни человеческая речь. Сюжет разворачивается в интернате для слабо­слышащих подростков, за стенами которого процветает криминальная организация «Племя». Главный герой Сергей пытается занять свое место в школьной иерархии и принимает участие в нескольких ограблениях. Но вскоре он влюбляется в одну из наложниц Смотрящего и нарушает все неписанные законы «Племени». В украинском прокате фильм появится с 11 сентября.

«Братья. Последняя исповедь» – психологическая драма режиссера Виктории Трофименко. Это история о двух пожилых и немощных братьях, которые уже больше сорока лет воюют между собой и из последних сил стараются пережить друг друга. Сценарий написан по мотивам романа «Шмелиный мед» шведского писателя Торгни Линдгрена, но действие фильма перенесено в сердце украинских Карпат.

«Синевир» – первый украинский фильм ужасов в 3D от творческого тандема Вячеслава и Александра Алешечки­ных. В кинотеатрах – с 3 апреля. Фильм основан на украинском мифе о мистических полулюдях-полупсах, обитающих в Карпатах возле озера Синевир. Именно на это живописное озеро отправляется отдохнуть группа наших студентов, с которой начинают происходить мистические события в лучших традициях голливудского страшного кино...

«Поводырь или Цветы имеют глаза» Олега Санина – еще одна премьера этой осени. В основу фильма лег реальный исторический факт о том, как
в 1934 году всех кобзарей и лирников пригласила на съезд в Харьков этнографическая комиссия Академии наук УССР. По дороге музыкантов (более 200 человек) завезли в лес и расстреляли. В фильме история показана глазами американского мальчика Питера, который путешествует по Украине вместе со слепым музыкантом Иваном Кочергой. Он быстро взрослеет, проходит множество жизненных испытаний, познает, что такое дружба, преданность и поневоле становится единственным живым свидетелем тех трагических событий.

Приятно осознавать, что новые картины уже удостоились десятков наград на престижных международных конкурсах. Знаковым моментом для нашего кинематографа стало присуждение картине «Племя» Мирослава Слабошпицкого гран-при «Недели критики» на Каннском кинофестивале-2014. Лента привлекла внимание мирового сообщества, поскольку есть спрос на такое кино и на достижения украинской культуры в частности. Поговаривают, что уже 25 стран мира купили фильм для проката. Сейчас на его счету не менее десяти наград международных кинофестивалей, а в сентябре работа Слабошпицкого будет претендовать на приз зрительских симпатий на кинофестивале в испанском городе Сан-Себастьян.

Кроме того, 29 августа Украинский Оскаровский комитет (при Ассоциации продюсеров Украины) назвал три киноленты, которые будут соревноваться за статус фильма-номинанта от Украины в 2014 году на премию «Оскар» в номинации «Фильм на иностранном языке»: «Племя», «Поводырь, или У цветов есть глаза» и «Трубач».

Церемония вручения премии за 2014 год состоится 22 февраля 2015 года в Лос-Анджелесе. Номинанты будут объявлены 15 января 2015 года.

Так сложилось, что многие украинские картины, снятые за годы независимости, оказались вне зоны внимания украинского зрителя, но получили высокие оценки экспертов и критиков за рубежом.

  • В 2003 году анимационный фильм «Шел трамвай №9» режиссера Степана Коваля получил «Серебряного медведя» на престижном Берлинском кинофестивале.
  • В 2003 году картина «Мамай» Олеся Санина впервые представляла Украину на самой престижной премии в мире кино – «Оскаре». Фильм номинировался на премию Лучший иностранный фильм. И хотя награду он не получил, сама номинация на «Оскар» стала достижением для украинского кино. Кроме того, «Мамай» – первый отечественный фильм, снятый не на пленку, а на цифровую камеру, со звуком «DolbySurround».
  • Первую награду Каннского фестиваля – «Золотую пальмовую ветвь» за лучший короткометражный фильм – принес Украине фильм «Путники» в 2005 году. Кто бы мог подумать, что дипломная работа выпускника Национального университета им. Карпенко-Карого Игоря Стрембицкого со смешным бюджетом в 15 тыс. грн станет победителем кинофестиваля мирового уровня. Сценарий короткометражки написала жена Стрембицкого.
  • Дебют Украины в Каннах состоялся в 2010 году. Тогда фильм режиссера Сергея Лозницы «Счастье мое» был впервые в истории включен в основную конкурсную программу Каннского кинофестиваля. В этом же году картина получила приз на Кинотавре-2010 (лучшая режиссура); Гран-при международного кинофестиваля в Таллинне (2010); приз за лучший сценарий фестиваля «Киношок» в Анапе (2010), а также выиграла гран-при на 40-м международном кинофестивале «Молодость».
  • Спустя год наши кинорежиссеры закрепили успех Украины в Каннах: фильм «Кросс» Марины Вроды взял «Золотую пальмовую ветвь» за лучшую короткометражную работу. Съемки картины проходили в совместном производстве с Францией. В основе ленты детские воспоминания кинематографистки об уроках физкультуры.
  • В 2012 году Украина завоевала свою первую победу на одном из старейших и наиболее влиятельных кинофестивалях класса «А». Короткометражный фильм «Ядерные отходы» режиссера Мирослава Слабошпицкого удостоился «Серебряного леопарда будущего» на 65-м юбилейном кинофестивале в Локарно. Спустя месяц картина взяла гран-при открытого фестиваля кино стран СНГ и Балтии «Киношок», проходившего в Анапе. «Ядерные отходы» –короткометражная лента, снятая в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС. Это история о семейной паре, которая работает на заводе по утилизации ядерных отходов. Их жизнь протекает четко и слаженно, как часовой механизм. Но что запускает его в движение?

P.S. Как сложится в дальнейшем судьба украинского кино, сегодня предсказать очень трудно. Но если вспомнить слова известного украинского политика о том, что полностью переориентировать нашу экономику в европейском направлении можно как за несколько месяцев, так и за год (в зависимости от желания), то многое в сфере кинопроизводства будет зависеть от одного человека – нового председателя Госкино. Сегодня национальное кино, наконец, возрождается после длительного застоя, и самое время приучать к нему украинского зрителя, насыщая отрасль не только качественным артхаусом, но и массовым продуктом. Главное, чтобы новая власть извлекла урок из прошлого и пересмотрела свое отношение к национальному кинематографу, иначе наше кино, как птицу, сшибут прямо в полете, не дав ей возможности набрать высоту…


Add comment


Security code
Refresh

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%