Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

To top
NBU Rate
 

Новини законодавства

№9(32)(2014)

Антикризисные меры в сфере валютного регулирования
Правление Нацбанка приняло постановление от 22 сентября 2014 года № 591
«О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Национального банка Украины».
Документом предусмотрено уменьшение размера обязательной продажи поступлений в инвалюте со 100 % до 75 %. Либерализация этой нормы направлена прежде всего на создание условий для активизации внешнеэкономической деятельности и обеспечение субъектов хозяйствования валютными активами для покрытия их текущих обязательств в иностранной валюте.
Постановлением также отменено требование относительно обязательной конвертации в гривну переводов в иностранной валюте из-за рубежа в пользу физических лиц без открытия счета.
Вместе с тем, учитывая усиление напряженности в наличном сегменте валютного рынка, постановлением уменьшена максимальная сумма продажи наличной валюты одному лицу в один операционный (рабочий) день до суммы, не превышающей в эквиваленте 3 000 гривен. Указанное ограничение не распространяется на случаи покупки физлицами-резидентами наличной иностранной валюты с целью погашения валютных обязательств по кредитным договорам.
Кроме того, постановление предусматривает введение дополнительных антикризисных мер в сфере осуществления некоторых валютных операций (импорта без ввоза товара на территорию Украины, перечисления резидентами за пределы Украины средств в иностранной валюте с целью выкупа у нерезидентов корпоративных прав, осуществления операций на основании индивидуальных лицензий Национального банка Украины и т.п.).
Определенные постановлением нормы вступили в силу 23 сентября 2014 года.

Гражданам разрешили переводить дачи в жилые дома
Президент Украины Петр Порошенко подписал Закон № 1673-VII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно перевода садовых и дачных домов в жилые дома и регистрации в них места проживания» (законопроект № 2336а).
Законом установлено, что граждане имеют право на перевод дачных и садовых домов, которые соответствуют государственным строительным нормам, в жилые дома – в порядке, определенном Кабмином. Решение о переводе дачных и садовых домов в жилые принимается органами местного самоуправления.
Также уточнено содержание понятия места жительства физического лица – это жилье, в котором лицо проживает постоянно или временно. Соответствующие изменения внесены в Жилищный и Гражданский кодексы и Закон о свободе передвижения.
Заключительными положениями преду­смотрено, что временно, до проведения реформы по вопросам административно-территориального устройства, дачные поселения и садоводческие общества в пригородных зонах учитываются за теми населенными пунктами, с которыми они связаны в административном или территориальном отношении.
На это же время к жителям, объединенным постоянным проживанием в пределах села, поселка, города, которые являются самостоятельными административно-территориальными единицами, также относятся жители, постоянно проживающие за пределами этих административно-территориальных единиц, и жилье которых отнесено к соответствующему селу, поселку или городу.
Закон вступит в силу со дня, следующего за днем его опубликования.

Благотворительная помощь для АТО не будет облагаться налогом
Президент подписал Закон № 1668-VII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно некоторых вопросов налогообложения благотворительной помощи».
В частности, проектом предусмотрено, что в общий облагаемый доход налогоплательщика не включаются суммы выплат и возмещений участникам боевых действий в зоне АТО, а также членам их семей в случае их ранения, контузии, гибели во время проведения АТО.
Закон определяет, что суммы средств, полученных благотворителями-физлицами (которые внесены в Реестр волонтеров АТО) на банковские счета для оказания благотворительной помощи в пользу АТО, не будут включаться в общий месячный (годовой) облагаемый доход плательщика НДФЛ.
Кроме того, в период проведения АТО без ограничений будут включаться в прочие расходы обычной деятельности суммы средств или стоимость специальных средств индивидуальной защиты, технических средств наблюдения, лекарственных средств и медицинских изделий, средств личной гигиены, продуктов питания, предметов вещевого обеспечения, а также других товаров, выполненных работ, оказанных услуг согласно перечню, который определяется Кабмином, добровольно перечисленные (переданные) для нужд обеспечения проведения АТО.
Также Закон регулирует вопросы составления Реестра волонтеров антитеррористической операции.

Трудоустройство граждан из зоны АТО без трудовых книжек
Минфин в письме от 1 сентября 2014 года № 31-08040-06-3/22381 отметил, что в большинстве случаев при перемещении граждан из зоны АТО их трудовые книжки остаются на предприятиях, которые размещены в этой зоне. На месте прибытия трудоустройство таких граждан без трудовых книжек возможно только на условиях совместительства.
Согласно постановлению КМУ от 3 апреля 1993 года № 245, общая продолжительность работы по совместительству в течение месяца не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени.
То есть работники государственных предприятий, учреждений и организаций, а с ними и коммунальных предприятий, учреждений и организаций, на которые распространяется действие Постановления № 245, не могут трудоустроить граждан из зоны АТО без трудовых книжек на полную норму рабочего времени и выплачивать заработную плату за полный рабочий месяц. Таким образом, указанные работники, если они не прекратили трудовых отношений и выехали из зоны АТО, смогут трудоустроиться только на полставки.
Отметим, что правительство уже решило данную проблему, и вскоре с целью облегчения трудоустройства переселенцев расторжение трудового договора можно будет зарегистрировать в любом центре занятости.

Определение контролируемых операций в отношениях с нестандартными контрагентами
Налоговики в письмах от 10 апреля 2014 года № 6481/6/99-99-19-03-02-15 и от 15 мая 2014 года № 8645/6/99-99-19-02-02-15 соответственно рассмотрели два случая определения контролируемых операций в отношениях с такими нестандартными контрагентами, как субъекты договоров о совместной деятельности и представительства нерезидентов.
1. Если контрагентами операций выступают договор о совместной деятельности без создания юридического лица и лицо (резидент или нерезидент), которое является связанным с участником такого договора, или же «низконалоговый» нерезидент, то при достижении 50-миллионного критерия такие операции также признаются контролируемыми.
2. Операции, одной из сторон которых выступает постоянное представительство нерезидента, а другой – резидент, подпадают под определение контролируемых, как если бы они осуществлялись с самим нерезидентом. Естественно, при условии, что достигнут 50-миллионный критерий объема операций и данный нерезидент является связанным лицом или зарегистрирован в «низконалоговой» юрисдикции.

Какие дивиденды облагаются военным сбором
В письме от 12 сентября 2014 года № 3375/6/99-99-17-02-01-15 Государственная фискальная служба Украины разъяснила вопросы обложения военным сбором дивидендов.
Так, в соответствии с пп. 1.2 п. 161 подраздела 10 раздела ХХ НКУ, объектом обложения военным сбором являются доходы в форме зарплаты, других поощрительных и компенсационных выплат и вознаграждений; выигрыша в государственную и негосударственную денежную лотерею и от организатора азартной игры. Дивиденды в данный перечень не входят.
Однако, согласно пп. 170.5.3 п. 170.5 ст. 170 НКУ, дивиденды, начисленные налогоплательщику по акциям или другим корпоративным правам, имеющим статус привилегированных или другой статус, предусматривающий выплату фиксированного размера дивидендов или суммы, которая превышает сумму выплат, рассчитанную на любую другую акцию (корпоративное право), эмитированную таким налогоплательщиком для целей налогообложения, приравнивается к выплате зарплаты. А значит, такие дивиденды облагаются военным сбором.

Про внесення змін до Податкового кодексу України щодо скасування індивідуальних податкових консультацій
Міністерство економічного розвитку і торгівлі України має намір скасувати індивідуальні податкові консультації, які надаються контролюючими органами, оскільки вони призводять до зловживань з боку платників податків.
Текст відповідного законопроекту «Про внесення змін до Податкового кодексу України (щодо скасування індивідуальних податкових консультацій)» оприлюднено на сайті Мінекономрозвитку.
«Метою і завданнями ухвалення цього проекту закону є виключення з Податкового кодексу України індивідуальних податкових консультацій і недопущення зловживань контролюючими органами», – зазначається в пояснювальній записці.
Автори законопроекту вказують, що відповідно до чинної версії кодексу, якщо платник діяв згідно з індивідуальною консультацією, його не можна притягати до відповідальності. Тому індивідуальний підхід до надання податкової консультації залишає можливості для зловживань посадових осіб контролюючих органів.
Проект закону передбачає замість індивідуальних запровадження публічних податкових консультацій, які щорічно оприлюднюватимуться на офіційному веб-сайті центрального органу виконавчої влади, який забезпечує формування та реалізує державну податкову й митну політику.

Три законопроекта, формирующие экономику Украины
Кабмин внес на рассмотрение парламента проекты законов № 5078 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс», № 5079
«О внесении изменений в Налоговый кодекс и другие законодательные акты» и № 5080 «О реформировании общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда».
Законопроект № 5078
Законопроект должен повысить бюджетную и финансовую самостоятельность регионов.
Документ предусматривает, в частности, что источники финансирования местных бюджетов увеличатся за счет:
платы за административные услуги и госпошлины, которая будет идти в местные бюджеты, а не государственный (кроме 50 %
сбора за регистрацию прав на недвижимость и регистрацию бизнеса);
увеличения процента зачисления экологического налога с 35 % до 80 %;
получения части налога на доходы физлиц (города областного значения и районы – 60 %, областные бюджеты – 15 %, Киев – 25 %) и налога на прибыль частных предприятий (областные бюджеты – 10 %);
внедрения с 2015 года налога 5 %-ного сбора с продажи пива, алкоголя, сигарет и бензина;
введения с 2015 года налога на нежилую недвижимость.
Законопроект также предусматривает расширение бюджетных полномочий местных органов власти, упрощение процедуры международных заимствований и ряд других изменений.
Законопроект № 5079
Законопроект направлен на кардинальное реформирование налогового законодательства, предполагает внесение изменений в 20 законодательных актов. Изменения затронут как количество налогов и сборов, так и подходы в исчислении налога на прибыль, администрировании НДС, ресурсных платежей, расширении базы обложения налогом на недвижимость за счет налогообложения коммерческой недвижимости, оптимизации количества групп плательщиков единого налога.
Законопроектом предусматривается также одноразовое декларирование имущества и доходов граждан, в том числе полученных с нарушением налогового законодательства. Сбор в пенсионный фонд с покупки валюты предлагается установить в размере 2% вместо действующей ставки 0,5%.
Как указывается в пояснительной записке к законопроекту № 5079, принятые изменения в налогообложении облегчат ведение бизнеса в Украине, усилят инвестиционную привлекательность Украины.
Предлагаемые нововведения уже вызвали ажиотаж в предпринимательских кругах.
Законопроект № 5080
Законопроект преду­сматривает введение пониженного коэффициента 0,4 к ставке единого социального взноса, если в базе его начисление превышает двукратный размер минимальной зарплаты. Если она меньше, тогда единый социальный взнос рассчитывается как произведение двукратного размера минимальной заработной платы на действующую ставку единого взноса (она зависит от вида плательщика и его деятельности).
Законопроект также предлагает с 1 января создать единый Фонд соцстраха, который объединит Фонд от несчастных случаев и Фонд по временной потере трудоспособности.
Трудовой договор станет обязательным, но его регистрацию в госслужбе занятости отменят. Если трудового договора не будет, работодателя могут оштрафовать.
15 сентября 2014 года Премьер-министр Украины на заседании Кабинета министров заявил, что Кабмин подготовил два варианта государственного бюджета на 2015 год:
первый – на основе действующего налогового законодательства, второй – с учетом предусмотренных вышеперечисленными законопроектами экономических реформ.

Граждан хотят защитить от морального преследования на работе
Комитет ВР по вопросам социальной политики и труда рекомендует принять за основу законопроект № 4997
«Об обеспечении защиты от морального преследования на рабочем месте», которым предлагает определить формы такого преследования, установить запрет на него, установить правила возмещения потерпевшим морального ущерба и т.д.
Моральное преследование на рабочем месте определяется как решения, действия или бездействие со стороны работодателя
и/или работника (группы работников), направленные против работника (группы работников), которые характеризуются созданием враждебной, унизительной или оскорбительной рабочей обстановки. Их целью или следствием является нарушение права на уважение к трудовой чести и достоинству, создание угрозы профессиональной карьере или состоянию здоровья.
Проектом определены следующие формы морального преследования на рабочем месте:

  • профессиональные притеснения;
  • психологические притеснения;
  • социальная изоляция внутри организации;
  • подстрекательство к моральному преследованию на рабочем месте.

Работнику предлагается предоставить возможность приостановить исполнение своих трудовых обязанностей и одновременно обратиться с жалобой, если он считает, что моральное преследование на рабочем месте создает серьезную опасность и делает невозможным продолжение работы.
Члены Комитета обращают внимание на то, что моральное преследование на рабочем месте является одним из видов дискриминации, запрет которой предусмотрен законодательством Украины. Законопроект является неотъемлемой частью законодательства Украины о труде, поэтому в Комитете предложили нормы законопроекта изложить в КЗоТ или во внесенном на рассмотрение ВР в первом чтении проекте Трудового кодекса.

Государственная фискальная служба Украины предлагает отменить торговые патенты
Государственная фискальная служба предлагает внести изменения в Налоговый кодекс Украины, отменив необходимость приобретать торговые патенты при осуществлении некоторых видов предпринимательской деятельности.
Соответствующий законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно порядка уплаты сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности)» опубликован на официальном сайте ведомства.
Законопроект предусматривает, что для осуществления некоторых видов предпринимательской деятельности, предусмотренных ст. 267 НКУ, субъект хозяйствования подает в территориальный контролирующий орган заявку, которая может быть основанием для постановки на учет в качестве плательщика сбора по неосновному месту учета.
Также документ предполагает отмену нормы о сверке с оригиналами или нотариально заверенными копиями документов, на основании которых заполнена заявка. В частности, субъект хозяйствования в заявке только предоставляет информацию о реквизитах платежного документа о полной или частичной уплате сбора. При этом именно субъект хозяйствования несет персональную ответственность за достоверность информации, указанной в заявке.
«Введение норм законопроекта будет способствовать улучшению бизнес-среды в результате снижения административных барьеров для ведения бизнеса, уменьшения времени и материальных затрат субъектов хозяйствования на исполнение обязанностей налогоплательщиков», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Предлагается упростить процедуру подтверждения зарубежных командировок
Предлагается отменить необходимость проставлять в заграничном паспорте (или документе, его заменяющем) отметку Государственной пограничной службы Украины как подтверждение командировок за границу.
О необходимости внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс говорится в письме Независимой ассоциации банков Украины в адрес Министерства финансов Украины. Свою позицию НАБУ мотивирует тем, что согласно действующему законодательству отметки о пересечении государственной границы в паспортных документах граждан Украины не проставляются, за исключением случаев личного обращения.
Эксперты считают, что достаточным аргумен­том при проверке расчета суточных и подтверждения пересечения границы является наличие отметок пограничной службы страны пребывания в командировке (они проставляются в обязательном порядке при пересечении границы принимающей страны). Кроме этого, пребывание работника в командировке за границей можно подтвердить и другими документами, например, посадочными талонами авиабилета, в которых указываются фамилия командированного сотрудника, дата и время его регистрации в аэропорту на самолет.
Предлагаемые изменения будут способствовать упрощению процедуры командировки, экономии времени и ресурсов работников на замену загранпаспортов.

В Украине вводится трудовая повинность
Кабинет министров на заседании 23 сентября внес изменения в Порядок привлечения трудоспособных лиц
к общественно полезным работам в условиях военного положения.
В порядке определен термин «трудовая повинность», который означает, что граждане будут привлекаться к принудительному выполнению работ оборонного характера, а также к ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и военного характера в период мобилизации и военного времени без обязательного согласия.
Министр социальной политики Людмила Денисова отметила, что также уточнены категории лиц, которые могут привлекаться для выполнения таких работ, путем охвата граждан, обеспечивающих себя работой самостоятельно.
Кроме того, в перечень общественно полезных работ, выполняемых в условиях военного времени, добавлены виды, которые направлены на обеспечение обороноспособности государства (в частности, ремонтно-восстановительные работы, проводимые на государственных границах, аэродромах, фортификационных сооружениях). Также охвачены другие работы, связанные с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и военного характера, возникших в период действия военного положения (разбор завалов, дорог и т.д., а также выполнение работ, связанных с обеспечением потребностей ВСУ и других военных формирований).
Напомним, к общественно полезным работам привлекаются трудоспособные лица, в том числе лица, не подлежащие призыву на военную службу, которые по возрасту и состоянию здоровья не имеют ограничений к работе в условиях военного положения, а именно:
• безработные и другие незанятые лица;
• работники предприятий, функционирующих в условиях военного положения, не привлеченные к выполнению мобилизационных заданий (заказов) и не зачисленные в состав внештатных (невоенизированных) формирований гражданской защиты, – в порядке перевода таких работников в количестве, которое не приведет к полной остановке производства;
• лица, занятые в личном сельском хозяйстве;
• студенты высших, учащиеся и слушатели профессионально-технических учебных заведений;
• лица, которые обеспечивают себя работой самостоятельно.
С каждой из указанных категорий лиц заключается срочный трудовой договор.


Add comment


Security code
Refresh

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%