Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

To top
NBU Rate
 

Новини законодавства

№10(33)(2014)

В Украине вступил в силу закон «Об очищении власти»
16 октября вступил в силу Закон от 16.09.2014 г. № 1682-VII. Документ определяет правовые и организационные основы очищения власти (люстрации) для защиты и утверждения демократических ценностей, верховенства права и прав человека в Украине.
Люстрация (или очищение власти) – это установленный законом или решением суда запрет отдельным физическим лицам занимать определенные должности (состоять на службе; кроме выборных должностей) в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Запрет налагается на 5 или 10 лет.
Должности, по которым осуществляются меры люстрации, обозначены в статье 2 Закона № 1682-VII. К ним относятся, в частности, должности Премьер-министра Украины, Генерального прокурора и военные должности Вооруженных сил, командного состава милиции, налоговой и СБУ. Кроме того, люстрация коснется руководителей государственных, в том числе казенных предприятий оборонно-промышленного комплекса, а также государственных предприятий, которые относятся к сфере управления субъекта предоставления административных услуг; других должностных и служебных лиц (кроме выборных должностей) органов государственной власти, органов местного самоуправления; лиц, претендующих на занятие таких должностей.
Также определены временные критерии к лицам по применению запрета:

  • либо к лицам, которые занимали совокупно не менее одного года должность (должности) (указаны в ч. 1 ст. 3 Закона) в период с 25 февраля 2010-го по 22 февраля 2014 года;
  • либо к лицам, которые занимали должность (должности) (указаны в ч. 2 ст. 3 Закона) в период с 21 ноября 2013-го по 22 февраля 2014 года и не были освобождены в этот период от занимаемой должности (должностей) по собственному желанию;
  • а также ряд других должностей, предусмотренных Законом.

О временных мерах на период проведения АТО
Законом Украины от 02.09.2014 г. № 1669-VII, который опубликован и вступил в силу 15 октября 2014 года, приняты временные меры для обеспечения поддержки субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на территории проведения антитеррористической операции, и лиц, которые проживают в зоне проведения АТО или переселились оттуда во время ее проведения.
В частности, этим Законом на время проведения АТО:
– запрещено начисление пени и/или штрафов на основную сумму задолженности по обязательствам по кредитным договорам и договорам займа с 14 апреля 2014 года гражданам Украины, которые зарегистрированы и постоянно проживают или переселились в период с 14 апреля 2014 года из населенных пунктов, определенных в утвержденном КМУ перечне, где проводилась АТО. Это также действует для юридических лиц и физических лиц – предпринимателей, которые осуществляют (осуществляли) свою хозяйственную деятельность на территории определенных в утвержденном КМУ перечне населенных пунктов, где проводилась АТО. Банки и другие финансовые учреждения, а также кредиторы обязаны отменить указанным лицам пеню и/или штрафы, начисленные на основную сумму задолженности по обязательствам по кредитным договорам и договорам займа в период проведения антитеррористической операции (ст. 2 Закона № 1669);
– принято решение освободить субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на территории проведения АТО, от платы за пользование земельными участками государственной и коммунальной собственности (ст. 6 Закона № 1669);
– предложено отменить на период проведения АТО арендную плату за пользование государственным и коммунальным имуществом субъектам хозяйствования, осуществляющим деятельность на территории проведения АТО;
– в течение срока действия этого Закона единственным надлежащим и достаточным документом, подтверждающим наступление обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора), имевших место на территории проведения АТО, как основания для освобождения от ответственности за невыполнение (ненадлежащее выполнение) обязательств, является сертификат Торгово-промышленной палаты Украины (ст. 10 Закона № 1669).
Переходными положениями Закона предусмотрено, что он утратит силу спустя шесть месяцев со дня завершения АТО.

Реализация антикоррупционной политики
14 октября на заседании Верховной Рады депутаты приняли ряд законов, направленных на борьбу с коррупцией в Украине.
Правительственный Антикоррупционный пакет состоит из 5 документов:
– Закон «Об основах государственной антикоррупционной политики в Украине (Антикоррупционная стратегия) на 2014–2017 годы».
Документом утверждены принципы государственной антикоррупционной политики в Украине (Антикоррупционная стратегия) на 2014–2017 годы; определен порядок и субъекты осуществления мониторинга, реализации стратегии, а также критерии оценки ее выполнения;
– Закон «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения».
Документом комплексно усовершенствовано национальное законодательство в сфере финансового мониторинга;
– Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно определения конечных выгодопри­обретателей юридических лиц и публичных деятелей».
Документом вносится ряд изменений в законодательные акты Украины относительно установления механизма выявления физического лица – конечного бенефициарного собственника, а также свободного доступа к Государственному реестру вещных прав на недвижимое имущество;
– Закон «О Национальном антикоррупционном бюро Украины».
Документом создается новый правоохранительный орган в Украине – Национальное антикоррупционное бюро. К его функциям отнесены предотвращение, выявление, пресечение, расследование и раскрытие коррупционных правонарушений;
– Закон «О предотвращении коррупции».
Документ определяет правовые и организационные основы функционирования системы предотвращения коррупции в Украине, содержание и порядок применения превентивных антикоррупционных механизмов, правила по устранению последствий коррупционных правонарушений.

Новая порция мер по стабилизации денежно-кредитного и валютного рынков
Национальный банк принял постановление от 03.10.2014 г.
№ 626, которым внес изменения в свое недавно утвержденное постановление от 29.08.2014 г. № 540.
Теперь запрет на проведение платежей в инвалюте по импортным договорам, ввоз продукции по которым оформлен на основании ввозной таможенной декларации «старше» 180 дней, не распространяется на производителей сельскохозяйственной продукции, а также на операции с участием иностранных экспортно-кредитных агентств и операции с аккредитивами, выставленными до вступления в силу Постановления № 540.
Вместе с тем нерезидентам могут быть оплачены валютой, в частности, туристические, транспортные и коммуникационные услуги, эксплуатационные расходы для транспортных средств, выполняющих рейсы за пределы Украины, и другие специфические услуги. Кроме того, разрешены валютные переводы благотворительными организациями благотворительной помощи для оплаты лечения физических лиц.
В то же время уточнено, что ограничения, введенные Постановлением № 540 по продаже наличной иностранной валюты и выдаче наличных средств в иностранной валюте с текущих и депозитных счетов, распространяются также на операции с банковскими металлами.
Соответствующие изменения применяются с 4 октября 2014 года.

Трудовой договор можно будет снять с регистрации в любом центре занятости
Минсоцполитики совместно с Минюстом приказом от 16.09.2014 г. № 661/1541/5 внесли изменения в Инструкцию о порядке ведения трудовых книжек, которые направлены на упрощение процедуры расторжения трудового договора между работником и физлицом-предпринимателем, использующим наемный труд.
Согласно изменениям, расторжение трудового договора с целью подтверждения записей в трудовой книжке можно зарегистрировать в любом центре занятости.
Напомним, действующими нормативно-правовыми актами предусмотрено, что снятие с регистрации такого трудового договора осуществляется только в том центре занятости, который его зарегистрировал. Как пояснила Министр социальной политики Людмила Денисова, «в нынешней ситуации, когда с территории проведения АТО выехали сотни тысяч граждан, этот порядок стал обременительным, а иногда – и несбыточным. Ведь некоторые центры занятости в Донецкой и Луганской областях не работают. Из-за этого многие вынужденные переселенцы официально остаются в статусе работающих лиц, что затрудняет их трудоустройство по новому месту жительства».
Приказ вступил в силу с 21 октября 2014 года.

Поврежденные специальной краской гривны обмену не подлежат
Национальный банк Украины письмом от 09.10.2014 г. № 45-120/58268 оговорил порядок действия работников банков, работающих с наличными средствами.
В случае обращения физического или юридического лица относительно обмена гривен, которые имеют повреждения в виде общего или локального загрязнения (пятна) разного цвета (включая видимые в ультрафиолетовых лучах), банки должны изымать их как сомнительные и передавать в территориальные управления Нацбанка для проведения исследований.
При установлении факта, что банкноты повреждены специальной краской или иным способом, учреждение НБУ, которое провело исследование, направляет уведомление об изъятии таких банкнот в правоохранительные органы по месту их изъятия или принятия для исследования.
Указанные банкноты хранятся в территориальных управлениях НБУ до их передачи правоохранительным органам для проведения соответствующих расследований относительно незаконного завладения ими.
Банкноты, поврежденные специальной краской или иным способом, акт об исследовании, другие документы по их изъятию и повреждению передаются уполномоченным работникам правоохранительных органов.
Обмен банкнот, поврежденных специальной краской или иным способом, физическим и юридическим лицам не осуществляется.

Применение доверенностей при получении ценностей
Минфин в письме от 29.09.2014 г. № 31-11410-08-10/24926 рассмотрел запрос относительно отдельных писем, которыми разъясняется вопрос применения доверенностей при получении ценностей.
Специалисты ведомства напомнили, что применение доверенностей при получении ценностей регулируется Инструкцией о порядке регистрации выданных, возвращенных и использованных доверенностей на получение ценностей, утвержденной приказом Минфина от 16.05.1996 г. № 99.
Согласно Инструкции, сырье, материалы, топливо, запчасти, инвентарь, скот, семена, удобрения, инструмент, товары, основные средства и другие товарно-материальные ценности, а также нематериальные активы, денежные документы и ценные бумаги отпускаются покупателям или передаются бесплатно только по доверенностям получателей.
Письма Минфина не устанавливают норм права, а носят лишь информационно-разъяснительный характер.
Поэтому при документальном оформлении хозяйственных операций, ведении бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности следует руководствоваться Законом о бухучете, национальными П(С)БУ и другими нормативно-правовыми актами, утвержденными Минфином.

Військовий збір і ПДФО з відсотків відображатимуть у формі № 1ДФ
ДФС розмістила на своєму сайті проект наказу Міністерства фінансів України «Про затвердження форми Податкового розрахунку сум доходу, нарахованого (сплаченого) на користь платників податку, і сум утриманого з них податку (форма № 1ДФ) та Порядку заповнення та подання податковими агентами Податкового розрахунку сум доходу, нарахованого (сплаченого) на користь фізичних осіб, і сум утриманого з них податку».
Зокрема, у розділі ІІ «Оподаткування процентів та військовий збір» форми № 1ДФ:
– у рядку «Оподаткування процентів» загальна сума доходу, нарахованого у вигляді процентів, загальна сума виплаченого доходу, загальна сума нарахованого податку на доходи фізичних осіб та загальна сума перерахованого до бюджету податку на доходи фізичних осіб відображаються у грошовій формі, вираженій у національній валюті (у гривнях з копійками). Відомості про фізичну особу – платника податку, якій нараховані доходи у вигляді процентів, не зазначаються;
– у рядку «Військовий збір» загальна сума нарахованого доходу, загальна сума виплаченого доходу, загальна сума нарахованого військового збору та загальна сума перерахованого до бюджету військового збору відображаються у грошовій формі, вираженій у національній валюті (у гривнях з копійками). Відомості про фізичну особу – платника податку, якій нараховані доходи з утриманням з них військового збору, не зазначаються.
Для вилучення помилкового рядка з попередньо введеної інформації у рядку «Оподаткування процентів» – виключення потрібно буде повторювати всі графи помилкового рядка, а в рядку «Оподаткування процентів» відображати правильну інформацію.
Для вилучення помилкового рядка з попередньо введеної інформації у рядку «Військовий збір» – виключення потрібно буде повторювати всі графи помилкового рядка, а в рядку «Військовий збір» відображати правильну інформацію.

Скрытую рекламу алкоголя днем могут запретить
Министерство экономического развития и торговли разработало и опубликовало на своем сайте для обсуждения законопроект о внесении изменений в закон «О рекламе», которым предлагается запретить в Украине скрытую рекламу алкоголя под видом спонсорства.
Соответствующим проектом закона предлагается запретить рекламу алкогольных напитков под видом спонсорства в период с 6 до 23 часов в связи с тем, что в телерадиоэфирах значительно участились упоминания о тех или иных алкогольных торговых марках, фигурирующих в качестве спонсоров, что воспринимается аудиторией как реклама алкоголя.
Министерство ожидает, что такие меры позволят повысить уровень законности в сфере рекламной деятельности и станут последовательным продолжением политики государства, направленной на ограничение потребления населением страны алкогольных напитков.

Товарно-транспортная накладная в зависимости от перевозок или специфики груза
Мининфраструктуры подготовило проект приказа, которым предлагается внести изменения в Правила перевозок грузов автомобильным транспортом Украины и разрешить субъектам хозяйствования изменять форму ТТН.
Заменять ТТН любыми иными документами произвольной формы не допускается. А так как форма ТТН не относится к бланкам строгой отчетности, то при необходимости может быть дополнена новыми реквизитами, например, если заказчику необходимо указать не только перевозчика, но и экспедитора.
Для решения указанной проблемы Мининфраструктуры предлагает дополнить пункт 11.1 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом Украины новым абзацем:
«В зависимости от вида груза и его специ­фических свойств, процедуры и вида перевозок груза, форма товарно-транспортной накладной может быть изменена субъектом хозяйствования с соблюдением обязательных требований к наличию в таком документе информации о: заказчике, перевозчике, грузоотправителе, грузополучателе, количестве и характере груза, пункте загрузки и разгрузки».
Приказ, в случае его принятия, вступит в действие со дня его официального опубликования.

Хто за версією НКЦПФР потрапить до фіктивних емітентів цінних паперів
Національна комісія з цінних паперів та фондового ринку на своєму традиційному засіданні, що відбулося 14 жовтня 2014 року, затвердила «Положення про встановлення ознак фіктивності емітентів цінних паперів та включення таких емітентів до переліку (списку) емітентів, що мають ознаки фіктивності».
Директор Департаменту корпоративного управління та корпоративних фінансів НКЦПФР розповіла про встановлення Комісією чіткого переліку критеріїв визначення ознак фіктивності емітента і його цінних паперів, що є, в свою чергу, підставою для включення до переліку учасників ринку, які мають такі ознаки. До переліку будуть вноситись емітенти, які у своїй діяльності не дотримуються чи навмисно порушують встановлені норми чинного законодавства. Комісія здійснюватиме формування, ведення та внесення змін до переліку в електронному вигляді та публікуватиме таку інформацію на своєму веб-сайті. Отже, інформація буде відкритою і доступною для всіх охочих.
Емітент може бути виключеним із цього списку лише у разі надання регулятору документів, які підтвердять усунення підстав для визнання його таким, що має ознаки фіктивності.
Внесення та виключення емітента з переліку здійснюються на підставі спільного рішення Державної фіскальної служби та Комісії.
До ознак фіктивності належать: факт відсутності емітента за місцезнаходженням, неподання емітентом до Комісії регулярної інформації, нескликання акціонерним товариством загальних зборів акціонерів протягом двох років поспіль та інше.
Зазначене Положення приведено у відповідність до вимог Податкового кодексу України, погоджено з Міністерством фінансів України та Державною фіскальною службою і найближчим часом буде направлено до Міністерства юстиції для проходження державної реєстрації.

Фактические расходы и реальные доходы
ГФСУ планирует ввести косвенный метод контроля уплаты налогов физическими лицами: налоговые органы будут контролировать, соответствуют ли расходы отдельных категорий граждан их реальным доходам.
«Это эффективный инструмент усиления борьбы с коррупцией и теневой экономикой, который применяется в странах с развитой экономикой. Субъектами контроля со стороны налоговых органов, как правило, становятся люди небедные. Очевидно, и мы начнем с самых богатых людей по версии Forbes-Украина и других публичных лиц, включая чиновников на высоких должностях», – разъяснил планы правительства Игорь Билоус.
Он уверен, что воплощение перечисленных мероприятий в сочетании с другими инициативами ГФСУ помешает коррупционным действиям, положит конец сокрытию доходов, преувеличению расходов и уклонению от налогообложения, сделает невозможной деятельность конвертационных центров, «налоговых ям», разрушит подпольное производство и незаконные рынки сбыта, прекратит отмывание средств и проведение наличных операций без учета.

Госорганам запретили предоставлять дополнительные платные услуги
Кабинетом Министров, с целью устранения возможностей для злоупотреблений, принято постановление от 01.10.2014 г. № 494, которым запрещается относить к сопутствующим услугам, предоставляемым в помещениях госорганов:

  • консультации, информирование по поводу предоставления административных услуг;
  • продажу бланков заявлений и других документов, необходимых для оформления обращения о предоставлении админуслуг;
  • оказание помощи в заполнении таких документов.

Изменения внесены по причине того, что представители органов государственной власти часто вынуждали граждан, которые обращались за получением админ­услуги, оплачивать различные дополнительные услуги.
Отметим, что согласно Закону «Об административных услугах» госорганы должны самостоятельно обеспечить заявителя документами и информацией в объеме, достаточном для получения админуслуги без посторонней помощи.
Постановление вступило в силу с 14.10.2014 г.


Add comment


Security code
Refresh

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%