Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

To top
NBU Rate
 

Стоимость честной полиции

Виталий Хворостяный
журналист

№7-8(42-43)(2015)

В июле 2015 года на улицах Киева появились представители новой силовой структуры – Национальной полиции Украины.

На создание этой правоохранительной службы были выделены немалые средства из бюджета и привлечены ресурсы иностранных партнеров. Но не обошлось и без скандалов.

7-8-42-43-114-1

Идея создания новой правоохранительной службы возникла еще в 2012 году, когда на фоне показных реформаторских инициатив возникла потребность в переформатировании милиции в нечто новое – силовую службу «с человеческим лицом». Но идеи остались идеями, а стартовые реформы, которые должны были послужить толчком для качественных изменений в украинской право­охранительной системе, так и не были проведены.

Ситуация изменилась в 2014 году, после прихода на должность министра внутренних дел Арсена Авакова и его заместителя Эки Згуладзе. Стоит отметить, что Эка Згуладзе ранее уже имела успешный опыт реформаторской деятельности в Грузии, где она приняла активное участие в очищении грузинской службы внутренних дел от неэффективных и коррумпированных служащих.

В Украине активные действия по внедрению реформ начались 5 апреля 2014 года, когда в пояснительной записке к антикризисному законопроекту № 4576 Кабинет Министров Украины предложил сократить число сотрудников Министерства внутренних дел с 324 400 до 245 000 человек, упразднив таким образом раздутый штат на 79 400 мест. Этот актуальный вопрос был поднят Кабмином на фоне окончательной потери доверия со стороны украинцев ко всем службам внутренних органов, «успешно» дискредитировавших себя в течение всего срока существования украинской правовой системы. В конце августа 2014 года Кабмин утвердил решение (№ 768-р от 20.08.2014 г.) на выделение 2,048 млрд грн из резервного фонда государственного бюджета, предназначенных на обеспечение служб, подведомственных МВД.

В начале 2015 года было принято решение ликвидировать службу ГАИ с приходом на их место полицейских экипажей, которые совместят контроль на дорогах и патрульно-постовую службу по городу. Упразднение ГАИ стало первым этапом реформ. Стратегия изменений предусматривает кардинальные меры по расформированию большинства ведомств МВД, которые пройдут в два этапа и затронут все города Украины. В МВД указывают приблизительные сроки, которые потребуются на проведение реформ, – до трех лет.

После принятия соответствующего Закона № 2822 от 02.07.2015 г. «О Национальной полиции» в Киеве приступили к патрулированию 200 моторизированных экипажей (по два человека) и 100 пеших полицейских. А в общей сложности были выбраны и приведены к присяге 2 тыс. человек (из 30 тыс. кандидатов). Созданная структура предполагает не только замену ГАИ, но и постепенное внедрение новых подразделений во все остальные департаменты МВД с последующей заменой старых. Так, например, появятся: криминальная полиция, полиция охраны, судебная полиция и полиция спецназначения. На своих прежних позициях останутся лишь служба «Кобра» и спецподразделения, занимающиеся охраной и сопровождением первых лиц государства и иностранных делегаций.

Финансирование полиции

Финансирование и материально-техническое обеспечение полиции осуществляются за счет средств государственного бюджета, а также других источников, не запрещенных законом. Контроль и распределение средств курирует непосредственно Кабинет Министров Украины.

По данным МВД, обучение и подготовка одного патрульного обходится бюджету в 128 тыс. грн. «Из 128 тыс. грн примерно 90 % – это средства из государственного бюджета, а остальные – средства, которые мы получаем от наших партнеров из Европейского Союза, Америки и Японии», – сказал Аваков.
Материальная помощь из-за рубежа: патрульные автомобили предоставила Япония (в рамках Киотского протокола), форму и часть средств (в том числе $15 млн на развитие полиции) предоставят США, аптечки – Австралия. Каждый патрульный будет оснащен планшетом, с помощью которого можно заполнять протоколы правонарушений, и веб-камерой, работающей в режиме онлайн. Автомобили правоохранителей будут оснащены системой «Рубеж», позволяющей вести круглосуточный контроль и следить за обстановкой на дорогах. Также система позволяет автоматически распознавать номера машин, вести видеофиксацию транспорта, проверять их по поисковым реестрам и анализировать поток транспорта по контрольным критериям в режиме реального времени.

Помимо этого, для финансового обеспечения полицейской службы потребовалось привлечь немалые ресурсы. Лишь на зарплаты полицейским будет выделяться не менее 300 млн грн в год (по словам министра внутренних дел Авакова, зарплата полицейских будет варьироваться от 8 до 10 тыс. грн).
Как сообщила Эка Згуладзе, которая, скорее всего, возглавит новоиспеченное ведомство, стоимость одного комплекта полицейской формы составляет около $700, а закупается она у известного американского производителя форменной одежды – компании «5.11».

Озвученная стоимость полицейской формы в два раза меньше суммы, которая выделялась раньше на обмундирование украинской милиции, но даже эта сумма вызвала резонные вопросы у граждан, проявивших интерес к теме закупок обмундирования. Так, из прайсов американской компании, занимающейся пошивом и продажей форменной одежды, закупленной для украинских полицейских, становится ясно, что сумма, озвученная Згуладзе, значительно завышена. Комплект из двух рубашек, кепки, фуражки, куртки и одних всесезонных ботинок от компании «5.11» обойдется максимум в $400.

Прайс «5.11» tactical
1. COMPANY PANTS (брюки) – $32.00 × 2 = 64
2. TACLITE PDU SHIRT (рубашка) – $33.00 × 2 = 66
3. SPEED 2.0 5» BOOT (ботинки) – $50.00
4. ADJUSTABLE UNIFORM HAT (кепка) – $5.50
5. 4-IN-1 PATROL JACKET (куртка) – $160.00
Итого: $345
(http://www.511tactical.com/company-pant.htm)

Возможная корреляция цен с поправкой на другие модели обмундирования влечет изменение стоимости максимум на $3–5. Указанные в примере модели формы являются наиболее дорогими образцами. Также приведенный в качестве примера прайс не включает стоимости фуражки, цена которой может составлять максимум $25–30. В итоге получаем сумму около $400, но никак не $700.

Помимо этого, на официаль­ных ресурсах отсутствует информация о проведении каких-либо тендерных мероприятий, связанных с выбором поставщика, что также не добавляет прозрачности процедуре закупок обмундирования. Кому пойдет в карман разница от заявленной и фактической стоимости обмундирования – вопрос к компетентным органам.

Транспортный скандал

Не обошлось без скандалов и в транспортном отделе. Напомним, что Япония обеспечила украинских полицейских 300 автомобилями Toyota Prius с гибридными электродвигателями. Эти автомобили были предоставлены по квоте, в рамках Киотского протокола, предусматривающего снижение выбросов парниковых газов в атмосферу. Покупка этих автомобилей обошлась в 310 тыс. грн (около $40 тыс.).

Первая проблема оказалась технического характера. На полицейских автомобилях были установлены проблесковые маячки, окрашенные в монотонный синий цвет вместо бинарной красно-синей расцветки. Эка Згуладзе попросила поставщиков исправить ситуа­цию, поскольку автомобили ездят с постоянно включенными мигалками (для привлечения внимания и предупреждения нарушений). Столь интенсивное свечение может вносить дискомфорт для водителей, особенно если оно включено на всю ширину проблескового маячка. Руководству МВД удалось договориться с поставщиками автомобилей, но на доставку и замену маячков потребуется время.

Вторая автомобильная проблема оказалась более серьезной и вызвала резонанс в обществе. Выяснилось, что все полицейские автомобили прошли процедуру страхования ОСАГО в СК «Украина», выигравшей тендер. Как удалось установить, владельцем СК «Украина» является компания «Superid Business Ltd», находящаяся в офшорной зоне (Белиз). Эта компания является владельцем 80 % акций компании (608 акций). Помимо этого, по данным Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, по состоянию на третий квартал 2011 года данный пакет акций принадлежал физическому лицу – гражданину России. Но даже не этот факт стал причиной возникновения скандала.

Все дело в том, что тендер на предоставление страховых услуг был объявлен руководством Автохозяйства главного управления МВД Украины в Киеве. Тендерные торги открылись 28 мая 2015 года. Соответствующая информация размещена на официальном портале госзакупок: бюллетень № 261 от 28.05.2015 г. В заявке были отмечены 300 автомобилей. Через несколько недель (16 июня 2015 года) был объявлен победитель тендера. Право страховать полицейские автомобили получила страховая компания «Украина». При этом цена «лота» оказалась даже ниже ожидаемой: стоимость страховки одного автомобиля – 910 грн. Учитывая заявку на 300 машин, общая сумма страховки составляет 273 тыс. грн против заявленного тендерного лимита в 299 999 грн. Казалось бы, все в норме, но на сайте СК «Украина» стоимость полиса ОСАГО для легкового автомобиля категории В2 (с объемом двигателя до 2 литров), а по факту 1600 куб. см, указана в размере 532,23 грн, что для 300 машин составляет сумму в 159 669 грн. Это на 70 % меньше, чем зафиксировано в тендере (стоимость страхования указана для юридических лиц). Куда и кому ушла разница в 113 331 грн?

На этом сюрпризы не закончились. Оказалось, что с 1 июля 2015 года СК «Украина» была исключена из МТСБУ (моторного транспортного бюро Украины), что автоматически лишает страховую компанию права на предоставление страховых услуг. Что правда, исключение компании из списков не снимает с нее ответственности по принятым ранее обязательствам. Но остается вопрос: способна ли страховая компания справиться с взятыми на себя обязательствами? Судя по отозванной лицензии из-за задолженности по взносам перед транспортным бюро, вопрос остается весьма спорным.

Также возникает вопрос к руководству Автохозяйства ГУ МВД Украины. Чем они мотивировались, принимая решение о предоставлении права на страхование компании, чьи показатели среди крупных страховых компаний последний раз фигурировали в 2010 году с 44-й позицией в списке (из 50 представленных)?

Когда проводился тендер и были объявлены результаты, СК «Украина» уже имела задолженность перед моторным транспортным бюро, но, невзирая на это, им все равно предоставили возможность взять на себя обязательства по страхованию имущества новой государственной службы.

Как стало известно, в тендерных торгах принимали участие десять страховых компаний. Большинство заявок было отклонено из-за слишком дешевых предложений. Например, страховая компания «Брокбизнес», принадлежащая народному депутату Виталию Хомутыннику, предложила страховку с платежом 485 грн за один автомобиль. Тендерным комитетом было принято решение отклонить заявку этой компании из-за низкой ставки предложения. Размер базового платежа должен составлять не менее 693 грн при условии страхования до 500 автомобилей сроком на один год. Подобная участь также постигла заявки от «Киевского страхового дома», СК «Країна» и ряда других страховых компаний (кстати, СК «Країна» принадлежит инвестиционному фонду «ПРАЙМ ЕССЕТС МЕНЕДЖМЕНТ», где 49,9 % акций являются собственностью Петра Порошенко; «Країна» предложила всего лишь 614 грн за страховку). В ходе торгов все предложения этих компаний были отклонены ввиду низких тендерных заявок.

Некоторые заявки на участие в тендере были отклонены из-за формальных нарушений. Например, заявка от СК «Провідна» была отклонена, поскольку представители компании не предоставили справку о том, что компания не является банкротом. А заявка СК «Юнисон Страхование», из группы компаний бывшего руководителя Министерства доходов и сборов Александра Клименко, была отклонена из-за отсутствия необходимых печатей на одной из справок.

В конечном итоге за тендер боролись четыре компании: СК «Украина», СК «Гарантия», СК «Альфа-Гарант» и СК «Ю.Би.Ай».

В финале торгов тендерная комиссия приняла решение в пользу СК «Украина».

Почему произошло именно так, будут разбираться компетентные органы. А нам остается констатировать факт: даже самые благие начинания, которые инициируются в Украине, следует жестко контролировать на всех этапах. Иначе даже самая честная полиция будет распродана по частям барышниками и коррупционерами, оставшимися на своих местах.

Опыт других стран

Украинские полицейские будут зарабатывать в районе 8–10 тыс. грн в месяц. Это достаточно высокая заработная плата, поскольку зарплаты в Киеве колеблются от 3 до 8 тыс. грн (для госслужащих).
Для сравнения можно взять зарплаты полицейских в таких странах, как Грузия и Америка, чьи службы послужили прототипом для создания украинской полиции.

В полиции США работают около 450 тыс. человек в ранге от младшего офицера до шефа полиции и шерифа.

Зарплата американских полицейских по местным меркам не является высокой. Американский коп зарабатывает в среднем около $3 тыс. в месяц, но при этом он получает целый набор социальных благ. Учитывая тот факт, что медицинское обслуживание в США платное, американским полицейским и членам их семей предоставлена возможность пользоваться услугами лучших клиник абсолютно бесплатно.

Стартовая зарплата полицейского – около $40 тыс. в год. Это не много. Но за последующие пять лет зарплата гарантировано увеличится минимум до $78 тыс. (в зависимости от региона). Известно, что в Америке сильнейшие отраслевые профсоюзы, в том числе полицейские. Они гарантируют дополнительное повышение зарплаты по своей линии на 3–4 % в год плюс отпуск до пяти недель. Кроме того, профсоюзы готовы потратить любые суммы, если нужно защитить полицейского в суде, предоставить адвоката и отстоять права, если возникли проблемы. В том числе с начальством и даже работодателем-государством, не говоря уже о выплатах в случае ранения. В случае смерти полицейского на задании его семья будет поддерживаться пожизненно.

Государство постановило, что пенсия полицейского начисляется по принципу 50 % от зарплаты пяти лучших лет работы. А поскольку сверхурочные оплачиваются отдельно, так же как и работа по праздникам и в выходные, то годовая зарплата может составлять около $130 тыс. Исходя из этих расчетов, пожизненная пенсия может достигать $65 тыс. в год.

Далее государство начислит к этой сумме по 1,5 % за каждый проработанный в полиции год. А к этому добавится обычная пенсия, которая выплачивается государством независимо от того, кем работает полицейский после выхода на пенсию.

Опыт Грузии также красноречиво демонстрирует рост социальных благ для служителей Фемиды. Изначально грузинские полицейские получали зарплату около $40 в месяц. Работали практически на энтузиазме.

В дальнейшем зарплата грузинского полицейского выросла почти в 30 раз. На сегодняшний день зарплата участкового инспектора составляет $300–500 в месяц, патрульного – $600–1000, начальников отделов и детективов – до $2000. Плюс медицинская страховка, страховка на случай гибели или увечья. Также предусмотрены премии за выслугу лет и особые заслуги. Средняя зарплата обычного жителя Грузии – $200.

Наиболее показательным эффектом кардинальных изменений, произошедших в грузинском обществе, является повышение уровня доверия обычных граждан к полиции. Если раньше, до начала реформ, эти показатели находились в районе 4 %, то теперь – 84 %.

Украинское общество пристально следит за реформами структур МВД и всячески поддерживает новообразованную полицию. При этом нам не требуется «изобретать велосипед», достаточно воспользоваться успешными наработками других государств. Главное – не упустить шанс и сделать Украину достойным и полноправным участником европейского общества.


Add comment


Security code
Refresh

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%