Приобрети журнал - получи консультацию экспертов
№9-10(44-45)(2015)
Текущий банковский счет – это то, с чего начинается рабочий день практически каждого бухгалтера и финансиста. А правильно организованный учет движения средств по текущему банковскому счету обеспечивает, во-первых, достоверную информацию о финансах предприятия, во-вторых, выведение реальных показателей по другим участкам учета (расчеты с контрагентами, бюджетом, расчеты по заработной плате и т. д.). Именно поэтому большое значение имеет контроль за операциями по текущему счету предприятия. Рассмотрим важные нюансы проведения такого контроля, это будет полезно как для работников внутреннего аудита, так и других специалистов по экономике и финансам предприятий.
1. Прежде всего необходимо изучить организацию осуществления безналичных расчетов, так сказать «с технической стороны». Что имеется ввиду? В соответствии с п. 1.7 Инструкции № 221 средства со счетов клиентов банки списывают только по поручению владельцев этих счетов. То есть для осуществления перечисления денежных средств с текущего счета необходимо оформить платежное поручение установленной формы (приложение 2 к Инструкции № 22). Если предприятие не пользуется системой «Клиент-банк», что бывает крайне редко, то платежное поручение в бумажном виде подписывается лицами, которым делегировано право подписи (подписей). И вопрос возможных злоупотреблений, как говорится, снимается с повестки дня. Другое дело, когда предприятия, а таких как раз большинство, пользуются системой «Клиент-банк», когда платежное поручение изначально создается в электронном виде и подписывается электронными подписями. Дело в том, что должностная обязанность производить перечисления обычно лежит на лицах, не имеющих право подписи. Такими лицами могут быть рядовые бухгалтеры, экономисты-финансисты. Вот на этапе отправления платежей через систему «Клиент-банк» и могут случаться злоупотребления или непреднамеренные ошибки. Поэтому необходимо изучить имеющуюся на предприятии схему планирования, осуществления платежей, а также контроля за их полнотой и достоверностью. В отношении контроля: на предприятиях со сравнительно небольшим объемом платежей возможно присутствие руководителей при отправке платежей (регулярно или выборочно, в определенные дни). Как вариант возможно СМС-оповещение об отправке платежа, СМС-подписание документов. Но, еще раз подчеркнем, это практически применимо на сравнительно небольших предприятиях. На предприятиях с большими оборотами одного «ручного регулирования» недостаточно. Понятно, что руководитель, имеющий право подписи, физически не сможет даже выборочно присутствовать при отправке платежей. И «замкнуть» на себе СМС-контроль или СМС-подписание для него тоже нереально. Здесь система контроля должна иметь несколько этапов:
2. Далее следует изучить порядок отражения в бухгалтерском учете банковских выписок. Современные информационные технологии позволяют переносить данные, сформированные в системе «Клиент-банк», в конкретную учетную систему, действующую на предприятии (1С, «Парус» и др.). На этом этапе следует уделить внимание следующим вопросам:
3. Нужно удостовериться в наличии всех выписок банка и подтверждающих первичных документов, причем со штампами и подписями банка. Необходимо убедиться в том, что остаток средств на текущем счете в выписке на начало банковского дня соответствует остатку средств в выписке на конец предыдущего банковского дня. Также следует проверить правильность разноски поступления и расходования денежных средств в регистрах аналитического учета, ведь ошибки в выборе субконто могут привести в итоге к ущербу для предприятия и искажению расчетов с контрагентами, бюджетом, персоналом и т.п.
4. Состояние контроля за правомерностью расчетов осуществляется при изучении технической стороны организации расчетов (см. п. 1). Следует добавить, что помимо наличия согласования расчетов в том или ином виде необходимо убедиться в их обоснованности – должны быть надлежащим образом оформлены договора и/или счета-фактуры контрагентов.
5. И наконец, необходимо убедиться в согласованности при ведении различных участков учета. Такую процедуру особенно необходимо проводить при аудите на крупных предприятиях. Что имеется ввиду? В больших бухгалтериях функции бухгалтеров и участки учета строго разграничены между сотрудниками. Поэтому при проверке следует убедиться, что, например, «отдав» поступивший платеж на субсчет 361 «Расчеты с отечественными покупателями и заказчиками», бухгалтер-финансист поступил верно, и на субсчете 361 в результате расчеты верно сформированы.
Main