Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

To top
NBU Rate
 

Новини законодавства

№9-10(44-45)(2015)

Нацбанк принял решение о снижении учетной ставки
Нацбанк принял решение о снижении с 25.09.2015 г. учетной ставки до 22 % годовых.
Постановлением Правления Национального банка Украины от 24.09.2015 г. № 627 «О регулировании денежно-кредитного рынка» принято решение о снижении с 25.09.2015 г. учетной ставки до 22 % годовых.
Национальный банк продолжает смягчать свою денежно-кредитную политику. Вместе с тем, такой шаг является достаточно сдержанным и учитывает необходимость обес­печить дальнейшую дезинфляцию и достичь в среднесрочной перспективе 5 % уровня инфляции.
Такое смягчение позволит поддержать постепенное восстановление экономической активности, признаки которого наблюдались в ІІІ и продолжатся в IV квартале 2015 года. По итогам 2016 года прогнозируется рост реального ВВП на 2,4 %.

С 1 сентября 2015 года повышен размер минимальной заработной платы и прожиточного минимума
Вступил в силу Закон Украины от 17.09.2015 г. № 704-VII «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2015 год» (опубликован в «Голосе Украины» от 19.09.2015 г. № 174).
Законом, в частности, предусмотрено приближение повышения прожиточного минимума и минимальной заработной платы с 1 декабря на 1 сентября 2015 года. То есть с 1 сентября прожиточный минимум повысился с 1176 до 1330 грн, для детей до 6 лет – с 1032 до 1167 грн, для детей от 6 до 18 лет – с 1286 до 1455 грн, для трудоспособных лиц – с 1218 до 1378 грн, нетрудоспособных – с 949 до 1074 грн. Соответственно, увеличены расходы на оплату труда, пенсионное обеспечение, пособия семьям с детьми и единовременные пособия, стипендии аспирантов и докторантов.
Минимальная заработная плата, согласно внесенных Законом № 704-VII изменений, с 1 сентября 2015 года составляет 1378 грн.
При этом органам власти разрешено осуществлять повышение заработной платы сверх размеров, определенных в соответствии с решениями Кабинета Министров Украины, за счет и в пределах собственных средств с учетом принятых решений по состоянию на 1 сентября 2015 года и возможнос­тей, предоставленных ст. 101 Бюджетного кодекса Украины.

Внесены изменения в Порядок учета налогоплательщиков
16 октября вступил в силу приказ Минфина «Об утверждении изменений к Порядку учета плательщиков налогов и сборов и Положению о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость» от 31.08.2015 г. № 747.
Изменения направлены на усовершенствование процедур учета и регистрации договоров о совместной деятельности и договоров управления имуществом.
В частности, детализированы основания, по которым указанные договоры берутся на учет в контролирующих органах, а именно:
1) получение от инвестора (оператора) установленных документов;
2) принятие контролирующим органом решения о регистрации плательщиком НДС уполномоченного лица или управляющего имуществом и получение установленных документов.
В Положении о регистрации плательщиков НДС, среди прочего, сокращен срок регистра­ционных процедур с 5 до 3 дней.
Также перечень сведений, которые указываются в извлечении из Реестра плательщиков НДС, дополнен реквизитами счета в СЭА НДС.

Обновлен перечень стран для контроля ТЦО
Кабинет Министров соответствующим распоряжением № 977-р, которое действует с 16.09.2015 г., утвердил перечень государств (территорий), в которых ставки налога на прибыль (корпоративного налога) на 5 и более процентных пунктов ниже, чем в Украине.
Из обновленного перечня исключены: Швейцария, Грузия, Мальта, Ливан, ОАЭ, Сингапур, Марокко, Люксембург, Ямайка и Гваделупа.

Украина отменила спецпошлины на импорт автомобилей
Украина с 30 сентября решением Межведомственной комиссии по международной торговле отменила специальные пошлины на импорт легковых автомобилей.
В частности, 10 сентября 2015 года Меж­ведомственная комиссия по международной торговле рассмотрела информацию Министерства экономического развития и торговли относительно необходимости отмены специальных мер относительно импорта в Украину легковых автомобилей независимо от страны происхождения и экспорта, примененных решением комиссии в 2012 году.
По результатам рассмотрения комиссия установила, что национальные интересы Украины требуют отмены спецпошлин на импорт в Украину автомобилей.

НБУ смягчил некоторые денежно-кредитные и валютные ограничения
Постановлениями от 03.09.2015 г. № 581 и № 582 НБУ ослабил часть административных ограничений, введенных в первой половине этого года для стабилизации валютного рынка. Национальный банк увеличил объем выдачи наличности в иностранной валюте и банковских металлах со счетов клиентов банков с 15 тыс. до 20 тыс. грн в сутки. Послабление направлено на восстановление доверия к банковской системе и притока валютных депозитов.
Регулятор разрешил при покупке клиентами банков иностранной валюты не учитывать остатки средств на их счетах в валюте 3-й группы Классификатора иностранных валют и банковских металлов. Это разрешит клиентам, имеющим на счетах остатки неконвертируемых валют, покупать иностранную валюту.
Уточнено требование относительно обязательной продажи поступ­лений в иностранной валюте. Отныне требование не будет распространяться на средства, возвращенные по инициативе иностранного банка в двухдневный срок.
Также регулятор отменил требование относительно обязательного представления в пакете документов для покупки/перевода иностранной валюты справки из Государственной фискальной службы, удостоверяющей отсутствие задолженности по уплате налогов для компаний. Это облегчит работу компаний-импортеров.
Вместе с тем Национальный банк продолжает работу, направленную на предотвращение непродуктивного оттока капитала из страны. В частности, вводится запрет на покупку валюты для расчетов за импорт продукции, таможенное оформление которой было осуществлено до 1 января 2014 года. Это касается случаев замены должника и/или кредитора в обязательстве по внешнеэкономическому контракту. Отныне компании-резиденты должны будут выполнять такие обязательства за счет собственных средств в иностранной валюте. Требование не распространяется на жизненно необходимые товары.
Кроме того, неизменными остались требования относительно 90-дневного срока расчетов по экспортно-импортным операциям и обязательной продажи на межбанке 75 % поступлений валютной выручки в пользу резидентов. Такая продажа осуществляется без поручения клиента и исключительно на следующий день после зачисления средств на распределительный счет.
Изменения вступили в силу 4 сентября и действуют до 4 декабря 2015 года включительно.

Открыть бизнес теперь можно за день
Приказом Министерства финансов № 747 установлено, что контролирующие органы в день получения сведений из Единого государственного реестра юрлиц и ФЛП ставят на учет налогоплательщиков и передают в ЕГР данные об этом.
Совместным приказом Минфина и Минюста № 1918/5/869 вводится обмен информацией между ЕГР и информационными системами ГФС в онлайн-режиме, а до введения такого взаимодействия – с интервалом не более 2 часа.
То есть на каждое сообщение в электронном виде формируется ответ о постановке на учет, и данные о постановке на учет налогоплательщика и плательщика единого взноса включаются в Единый государственный реестр. Для обеспечения постановки на учет плательщика единого взноса Государственной фискальной службой полностью автоматизирован обмен информацией с Фондом социального страхования.
Как отметил министр юстиции Павел Петренко, ключевой и наиболее проблемный в общении орган – ГФС – фактически убрал необходимость контакта граждан, желающих запустить свой бизнес, с чиновниками фискальной службы.
«Если вы зарегистрировались в реестре Минюста, каждые 2 часа эта информация в электронном виде попадает в другие органы. А эти органы в течение 2 часов предоставляют обновленную информацию из своего реестра. То есть, если вы в начале дня зарегистрировались как предприниматель, то к концу дня вы уже будете состоять на учете во всех других органах без необходимости их посещения», – разъяснил министр юстиции.
Приказы, которые регулируют процедуры открытия бизнеса в течение 24 часов, вступили в силу с 16 октября.
До ноября система работала в тестовом режиме для выявления и устранения всех недостатков.

Повторность налогового правонарушения отсчитывается в течение 1095 дней
В письме от 08.10.2015 г. № 9437/С/99-99-10-03-02-14 ГФС рассказала о применении штрафных санкций, предусмотренных п. 123.1 ст. 123 Налогового кодекса Украины.
Согласно ст. 109 НКУ налоговыми правонарушениями являются противоправные деяния (действие или бездеятельность) налогоплательщиков, налоговых агентов и/или их должностных лиц, а также должностных лиц контролирующих органов, которые привели к невыполнению или ненадлежащему выполнению требований, установленных НКУ и другим законодательством, контроль над соблюдением которого возложен на контролирующие органы.
В соответствии с п. 115.1 ст. 115 НКУ в случае совершения налогоплательщиком двух или более нарушений законов по вопросам налогообложения и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, штрафы применяются за каждое совершенное разовое и продолжающееся нарушение отдельно.
За одно налоговое правонарушение контролирующий орган может применить только один вид штрафной санкции, преду­смотренной НКУ и другими законами (п. 116.2 ст. 116 НКУ).
В соответствии с п. 123.1 ст. 123 НКУ в случае, если контролирующий орган самостоятельно определяет сумму налогового обязательства, уменьшения суммы бюджетного возмещения и/или отрицательного значения суммы НДС плательщика налогов на основаниях, определенных подпунктами 54.3.1, 54.3.2, 54.3.4, 54.3.5, 54.3.6 п. 54.3 ст. 54 НКУ, это влечет за собой наложение на плательщика налогов штрафа в размере 25 % суммы определенного налогового обязательства, завышенной суммы бюджетного возмещения.
При повторном в течение 1095 дней определении контролирующим органом суммы налогового обязательства из этого налога, уменьшения суммы бюджетного возмещения предусмотрено наложение на плательщика налогов штрафа в размере 50 % суммы начисленного налогового обязательства, завышенной суммы бюджетного возмещения.
Таким образом, предусмотренный п. 123.1 ст. 123 НКУ размер штрафной санкции дифференцирован в зависимости от повторности определения суммы налогового обязательства из этого налога или уменьшения суммы бюджетного возмещения.
При этом признаки повторности возникают в том случае, если определение контролирующим органом налогового обязательства или уменьшение бюджетного возмещения происходят после того, как в течение последних 1095 дней контролирующий орган уже совершил дейс­т­вия по уменьшению бюджетного возмещения или определению налогового обязательства в отношении одного и того же налогоплательщика.

Работник не может быть допущен к работе без заключения трудового договора и уведомления ГФС
ГФС в письме от 05.10.2015 г. № 21095/6/99-99-17-03-03-15 разъяснила особенности сообщения о приеме работника на работу.
Напомним, согласно ч. 3 ст. 24 КЗоТ работник не может быть допущен к работе без заключения трудового договора, оформленного приказом или распоряжением собственника или уполномоченного им органа, и уведомления центрального органа исполнительной власти по вопросам обеспечения формирования и реализации государственной политики по администрированию ЕСВ о приеме работника на работу.
Порядок уведомления ГФС и ее территориальных органов о прие­ме работника на работу утвержден постановлением Кабинета Министров от 17.06.2015 г. № 413 (далее – постановление № 413).
В соответствии с постановлением № 413 уведомление о приеме работника на работу подается собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом (лицом) или физлицом в территориальные органы ГФС по месту учета плательщика ЕСВ по форме согласно приложению к постановлению № 413, до начала работы работника по заключенному трудовому договору. Уведомление подается одним из следующих способов:
- средствами электронной связи с использованием ЭЦП ответственных лиц в соответствии с требованиями законодательства в сфере электронного документо­оборота и электронной подписи;
- на бумажных носителях вместе с копией в электронной форме;
- на бумажных носителях, если трудовые договоры заключены не более чем с 5 лицами.
Следовательно, уведомление о приеме работников на работу согласно приложению к постановлению № 413 подается на бумажных носителях при условии, если на дату формирования такого уведомления у страхователя трудовые договоры заключены не более чем с 5 наемными работниками. То есть в уведомлении заполняются строки не более чем на 5 принятых лиц, независимо от количества уже работающих на предприятии наемных работников.

Работу госпредприятий планируют сделать более прозрачной
Законопроектом № 3062 предусмотрено создать благоприятные условия для оптимизации структуры государственного сектора экономики и ввести рыночные методы управления государственными субъектами хозяйствования.
Для этого предлагается:
- определить органы управления государственным унитарным предприятием и установить, что наблюдательный совет государственного унитарного предприятия является органом, осуществляющим защиту прав государства, и в пределах компетенции, определенной уставом и законом, контролирует и регулирует деятельность руководителя предприятия;
- создать правовые основания для включения в состав органов управления субъектов хозяйствования государственного сектора экономики независимых членов набсоветов, что обеспечит повышение эффективности управления объектами госсобственности;
- установить, что в госпредприятиях, а также хозяйственных обществах, в уставных капиталах которых доля государства превышает 50 %, в случаях и порядке, определенных Кабинетом Министров, создается наблюдательный совет, в который могут включаться независимые члены наблюдательных советов;
- установить, что годовая, в том числе консолидированная, отчетность субъектов хозяйствования государственного сектора экономики подлежит обязательному аудиту.
Также планируется установить требование обязательного обнародования такими субъектами информации о своей деятельности (финансовой отчетности, информации о должностных лицах субъектов хозяйствования, совершении сделок и т.п.).

Поступило предложение увеличить предельный срок регистрации налоговых накладных в ЕРНН
В Верховной Раде зарегистрирован законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно уменьшения риска вымывания денежных средств в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость» № 3235.
Документом предлагается увеличить предельный срок регистрации налоговых накладных в ЕРНН, в течение которого плательщик может зарегистрировать такую накладную без применения к нему штрафных санкций, предусмотренных ст. 120-1 НКУ, до последнего календарного дня месяца, следующего за датой составления таких накладных.
По мнению авторов, принятие законопроекта даст следующие преимущества:
• снижение риска вымывания денежных средств в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость;
• снижение количества примененных штрафных санкций к налогоплательщикам за нарушение установленных предельных сроков регистрации налоговых накладных в ЕРНН;
• уменьшение количества случаев административного обжалования санкций и соответствующая разгрузка судов;
• упрощение ведения взаимоотношений между субъектами хозяйствования;
• уменьшение финансового и налогового давления на налогоплательщиков;
• повышение уровня доверия налогоплательщиков к государству и системе налогообложения;
• создание благоприятных условий для ведения бизнеса в Украине.

Предложено внедрить в Украине должность финансового омбудсмена
В Раде зарегистрирован законопроект № 3292, которым предлагается внедрить в Украине должность омбудсмена по финансам и инвестициям.
В законопроекте указано, что с целью обеспечения и защиты прав и законных интересов инвесторов финансовый омбудс­мен имеет следующие основные полномочия:
- взаимодействует с органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам финансов и инвестиций;
- рассматривает обращения инвесторов по вопросам, возникающим при осуществлении ими инвестиционной деятельности на территории Украины;
- вносит рекомендации органам государственной власти и местного самоуправления для решения вопросов, указанных в обращениях инвесторов;
- содействует инвесторам в решении вопросов, возникающих в процессе реализации инвестиционных проектов в досудебном или внесудебном порядке;
- вносит в Кабинет Министров рекомендации по усовершенствованию законодательства.
Положение о таком омбудсмене утверждается Кабинетом Министров. Соответствующие изменения предлагается внес­ти в Закон «Об инвестиционной деятельности», дополнив нормативный акт новой статьей 12-3.
Отметим, что создание института финансового омбудсмена предусмотрено Комплексной программой развития финансового сектора на период 2015–2020 гг., утвержденной Национальным советом реформ.

На руководящие должности в Администрации Президента смогут претендовать только лица, владеющие английским
Глава Администрации Президента Украины Борис Ложкин подписал распоряжение, согласно которому с 1 октября 2015 года владение английским языком определено обязательным требованием при назначении новых работников на руководящие должности в Администрации Президента.
Для сотрудников, которые уже работают на руководящих должностях, эта норма начинает действовать с 1 января 2017 года. То есть у них будет время выучить или усовершенствовать свой английский до необходимого уровня (что соответствует общеевропейским требованиям) в рабочее время, бесплатно.
А для тех, кто владеет иностранным языком и предоставит соответствующий сертификат, предполагается 10 % надбавка к зарплате, что должно мотивировать персонал изучать иностранные языки.

Нацкомфинуслуг предостерегает от использования виртуальной валюты
Нацкомиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, сообщила участникам рынков о запрете использования и распространения в Украине виртуальной валюты/криптовалюты (Bitcoin, Litecoin, Ripple, OneCoin и др.).
Нацкомфинуслуг обращает внимание участников рынка финансовых услуг, что НБУ в письме от 10.11.2014 г. рассматривает Bitcoin как денежный суррогат, который не имеет обеспечения реальной стоимости и не может использоваться физическими и юридическими лицами на территории как средство платежа, поскольку это противоречит нормам украинского законодательства.
Европейское банковское управление (European Banking Authority) призвало банки Европейского сообщества воздержаться от операций с криптовалютой до создания системы регулирования этих операций, поскольку такая валюта не имеет какого-либо обеспечения, не контролируется государственными регуляторами ни одной страны.
Нацкомфинуслуг призывает финансовые учреждения и посредников финансовых услуг воздержаться от операций и владения криптовалютой в связи с риском потери средств, используемых при операциях

Количество налоговых инспекций уменьшится с 311 до 161
В Государственной фискальной службе Украины рассказали, что уже более чем полтора месяца проходит реструктуризация ГФС, и план реструктуризации предусматривает несколько этапов.
Так, в августе Министерство финансов утвердило новую структуру центрального аппарата ГФС, сформированную в соответствии с рекомендациями МВФ, которая предусматривает переформатирование структуры фискальной службы по функциональным направлениям, что оптимизирует, повысит эффективность работы ГФС и позволит сократить штат.
Второй этап реформирования касается кадрового состава ГФС – штатное расписание сейчас находится на подписи в Министерстве финансов. После его утверждения ГФС начнет реализацию проекта по полному обновлению кадрового состава центрального аппарата. Каждая штатная единица должна будет пройти тестирование для перехода в новую структуру. Если по результатам тестирования работники не будут отвечать требованиям, на вакантные должности будет проводиться отбор среди претендентов извне.
Также в Министерстве финансов находится постановление, после подписания которого должна начаться реструктуризация территориальных органов ГФС. Согласно этому нормативному акту количество государственных налоговых инспекций уменьшается с 311 до 161, что значительно снижает бюрократические препятствия в обслуживании налогоплательщиков, отметили в ГФС.
На следующем этапе планируется еще большее сокращение территориальных единиц для полного устранения нагрузки на налогоплательщиков и переход к сервисному характеру взаимодействия с плательщиками.


Add comment


Security code
Refresh

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%