Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

To top
NBU Rate
 

Благотворительность или мошенничество?

Віталій Хворостяний
журналіст

№1-2(48-49)(2016)

Начиная с 2012 года в Украине зарегистрировано около 15 тыс. благотворительных фондов.  Многие из них уже исчезли, но каждый год в Украине появляется около 2 тыс. новых благотворительных организаций, и лишь каждая пятая из общего числа занимается благотворительностью. Остальные – отмывают средства или собирают деньги для собственных нужд, выдавая свою деятельность за благотворительность.

1-2-48-49-10-1

Прежде чем приступить к рассмотрению деятельности фиктивных «благотворителей», следует обратить внимание на структурные составляющие, формирующие и определяющие вид легальных благотворительных организаций.

Закон Украины «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 05.07.2012 г. № 5073-VI, в котором определяются общие принципы благотворительной деятельности в Украине, вступил в действие 3 февраля 2013 года. Благодаря этому закону упростился способ регистрации организаций (раньше они регистрировались в Министерстве юстиции, теперь этим занимаются государственные чиновники местных администраций), также в законе прописаны отличия между благо­творительными фондами, организациями и обществами.

Благотворительное общество – организация, которая создана минимум двумя учредителями и действует на основании устава.

Благотворительное учреждение – организация, чьи активы определяются учредительным актом. Активы (а также доходы от них) передаются одним или несколькими учредителями на благотворительность. Учредительный акт благотворительного учреждения может содержаться в завещании. При этом учредитель или учредители не принимают участия в управлении организацией.

Благотворительный фонд – организация, действующая на основании устава, имеет участников и ими же управляется. Участники не обязаны передавать этой организации активы для достижения целей благотворительной деятельности. Фонд может быть создан одним или несколькими учредителями. Активы благотворительного фонда могут формироваться как самими участниками, так и другими благотворителями.

Попытка законодателей структурировать систему регистрации благотворительных организаций снизила зарегулированность при оформлении документов. Впрочем, руководству страны пока не удалось создать неприемлемые условия для деятельности различных мошенников, прикрывающих свою деятельность благо­творительностью.

Украина, будучи одной из самых бедных стран Европы, в то же время лидирует по числу благотворительных организаций в количественном соотношении к населению страны. Если в Европе одна благотворительная организация приходится на каждые 4,5 тыс. жителей, то в Украине – на каждые 3 тыс. При этом до недавнего времени украинцы не входили в число активных филантропов. По результатам исследования социологов, в 2013 году лишь 6 % украинских граждан жертвовали средства на благотворительность (например, в соседней Польше аналогичные показатели превышали 80 %). Казалось бы, парадокс, но все легко объясняется, если рассматривать возникающие благотворительные структуры как способ обойти закон. В последнее время наиболее часто стали попадаться на глаза представители «благотворительных» организаций, которые якобы собирают средства на лечение людей при помощи «волонтеров».

По информации, опубликованной в 2013 году международным независимым фондом Charities Aid Foundation, Украина находилась на 111-м месте в мировом рейтинге благотворительности из представленных 145 позиций. На сегодняшний день ситуация изменилась – Украина переместилась в рейтинге на 89-е место. Повышение благотворительной активности украинцев совпало с противостоянием российской агрессии, наиболее активно проявившейся в 2014–2015 гг. и породившей мощное волонтерское движение. Одновременно с волонтерским движением, направленным на сбор помощи армейским подразделениям и пострадавшим от войны, активизировались мошенники, которые под прикрытием благотворительности постарались максимально выгодно использовать народные настроения для личного обогащения.

Коробочники

Одним из самых распространенных способов псевдо­благотворительности является сбор средств наемными работниками, которых частенько можно встретить на улицах украинских городов. Отличительной чертой этих наемных тружеников является коробка для пожертвований, а также слезная история о больном, раненом, умирающем, выздоравливающем (нужное подчеркнуть) человеке, которому срочно требуется помощь неравнодушных граждан. В зависимости от того, кто нынче пребывает в «тренде» и способен вызвать наибольшее сочувствие, того и назначают жертвой приключившегося несчастья (самые популярные «жертвы» – дети). В подтверждение своих слов жулики могут предъявлять какие-то документы, справки и выписки (как реальных людей, так и поддельные).

Самое печальное в этой ситуации, что от действий жуликов больше всего страдают настоящие благотворительные организации, оказывающие поддержку тем, кто в ней нуждается. Действия жуликов подрывают веру граждан в чистосердечную помощь. Хотя и без того у многих украинцев имеются вопросы к людям с коробками для пожертвований.

Мало кто из «коробочников» признается, что в отличие от настоящих волонтеров, не получающих прибыль от своей деятельности, их зарплата формируется из собранных пожертвований. Согласно букве закона, благотворительная организация может использовать часть собранных средств на содержание и развитие самой организации, но лишь в пределах 20 % от предоставленной сметы за текущий год. При этом на работников учреждения распространяется действие Закона Украины о труде, социальном обеспечении и социальном страховании. Если с процессом сбора средств можно как-то разобраться на месте (как минимум выяснить правдивость предоставленной информации), то дальнейшую судьбу собранных денег проследить довольно сложно, как и уровень зарплаты служащих этих организаций.

Основным прикрытием для мошенников (даже если речь идет о реальной благотворительной организации) является возможность осуществлять свою деятельность за счет добровольных пожертвований, поскольку они освобождаются от уплаты налогов и других платежей в бюджет и специальные фонды (почти, как церковь). Помимо этого, выяснить реальные доходы «волонтеров-коробейников» также очень и очень непросто.

Если кто-то из граждан вознамерился поучаствовать в благотворительной акции, пожертвовав свои кровные «коробейникам», следует обратить внимание на информацию, которую они обязаны предоставить:

  1. В обязательном порядке должен присутствовать договор между сборщиком благотворительности и организацией, которую он представляет (необходимо наличие «мокрой» печати). Один его образец хранится у сборщика, второй – у организаторов.
  2. В договоре должна быть информация о благотворительной организации, а также о ее представителе, собирающем взносы. Обязательно указан юридический адрес организации. Копии договора заверяются «мокрой» печатью.
  3. Сборщик благотворительных взносов должен иметь нотариально заверенное разрешение на сбор средств от имени благотворительной организации с указанием сроков и места его деятельности. Также в документе прописываются персональные данные сборщика благотворительных взносов, информация о бенефициаре и сумма, требуемая для лечения или оказания другой помощи.

Если отсутствует хоть что-то из перечисленных документов, сбор средств на улицах является нарушением закона.

В 2014 году, после событий на Майдане, представители правоохранительных органов задерживали до 20 жуликов в день, промышлявших на улицах столицы с коробками для пожертвований и прикрывавшихся ложной информацией о сборе средств якобы на нужды пострадавших украинцев. За каждым раскрытым случаем стоит кропотливый труд следователей и неравнодушных граждан, которые не поленились проверить «легенду» собирателей благотворительной помощи и вывели мошенников на «чистую воду».

Многие неравнодушные граждане до сих пор попадаются на удочку мнимых благодетелей и делают свой взнос в развитие бизнеса «коробейников-благотворителей». Большинство граждан-жертвователей наивно полагают, что раз сборщики благотворительной помощи действуют без опаски, значит, у них все в порядке с законом. Именно поэтому бизнес на доверии процветает до сих пор и не теряет своей актуальности.

В 2014 году был зарегистрирован законопроект № 4989. Суть его в том, что получатели благотворительной помощи в 10-дневный срок обязаны отчитаться о предоставленной помощи. Но с этим возникли трудности. И, как это обычно происходит, трудности возникли у настоящих благотворительных организаций.

Если рассматривать сложившуюся ситуацию беспристрастно, то, с одной стороны, получить отчет о том, как были использованы средства – нормальное желание любого человека, жертвующего средства на благотворительность. Причем отчеты должны быть открытыми и доступными. Но, с другой стороны, довольно часто средства собираются на лечение, которое проходит в несколько этапов, с долгосрочным термином оплаты, поскольку время уходит на закупку различных медицинских препаратов. Поэтому вложиться в 10-дневный срок попросту не получается физически. Но основной проблемой является то, что в законопроекте не был прописан момент, касающийся ответственности благотворительной организации за отказ предоставить отчет.

У государства отсутствует действенный механизм контроля финансовых потоков благотворительных структур, занимающихся сбором денег при помощи «коробейников», что позволяет мошенникам с легкостью обходить закон и обогащаться за счет добросердечных украинцев.

Фонды-мошенники

Достаточно часто жулики для прикрытия своей деятельности используют реальные названия организаций, копируя их и собирая средства на подставные счета. Например, показательным случаем может послужить раскрытие подставного фонда, организованного псевдоволонтером из Херсона. Он создал клон известного в Украине интернет-издания «Информационное сопротивление». Скопировав сайт «ИС», мошенник открыл подставной счет и объявил сбор средств. В декабре 2015 года его деятельность была раскрыта, но до этого времени он успел собрать около 800 тыс. грн.
Деятельность мошенника раскрыли сами волонтеры, после чего обратились в правоохранительные органы с заявлением. Преступник арестован.

Не остаются без внимания мошенников и государственные структуры. Век Интернета открыл новую страничку в списке махинаций, ставших возможными благодаря применению и использованию современных технологий. Так, скопировав информацию с государственного портала Минсоцполитики, мошенники объявили сбор средств, якобы направленных на помощь крымским переселенцам и жителям Восточной Украины. Для перечисления средств, так же как и в предыдущем примере, использовался подставной счет. Жульничество выявили представители министерства, мониторящие собственные ресурсы. Наткнувшись на информацию о сборе пожертвований, представители министерства поспешили оповестить общественность о том, что не имеют отношения к ресурсу-клону, и обратились за помощью в расследовании махинации к органам правопорядка.

Следует отметить, что основной защитой от действий мошенников является проверка деятельности благотворительных организаций – доверяй, но проверяй. Лишь убедившись в том, что благотворительная организация действительно является той, за кого себя выдает, и представляет интересы пострадавших, а не занимается незаконным обогащением, можно принимать решение о сотрудничестве с организацией или фондом. Для проверки требуется время и желание, но в конечном итоге это себя оправдывает.

Например, проверить сайт, разместивший объявление о сборе пожертвований, можно несколькими способами. Во-первых, следует проверить реквизиты организации-благотворителя, копии уставных документов. Они обязательно должны быть в свободном доступе на сайте. Во-вторых, организация должна быть зарегистрирована в налоговой. Это основной маркер того, что благотворитель не является фондом-однодневкой. Кроме свидетельства о госрегистрации физического или юридического лица, на сайте должна присутствовать информация о включении в реестр неприбыльных организаций.

Если у благотворительного общества отсутствует налоговая регистрация о статусе неприбыльности, то все пожертвования облагаются налогом, этот факт следует учитывать. В-третьих, можно проверить деятельность благотворительной организации, используя информацию профильных форумов. Добропорядочный фонд, как правило, публикует там не только истории о помощи каждому подведомственному пациенту, но и детальные отчеты о поступлениях на его имя, а также информацию о расходах на препараты и обследования. Также можно связаться непосредственно с получателем помощи, который сможет подтвердить деятельность благотворительной организации. Но даже проверив подлинность сайта и организации, которые собирают средства для благотворительной помощи, все равно можно встретить жуликов.

Одним из распространенных инс­трументов фондов-мошенников яв­ляется «прокручивание» собранных средств в банках, на коротких банковских вкладах. Счет открывается на минимальный срок – от недели до нескольких месяцев (в зависимости от ситуации). За это время там прокручивается собранная сумма, а благодаря сложившейся ситуации в украинской банковской сфере процент от такой операции может достигать 25–27 % годовых (в гривне). Соответственно, по­­мо­щь пострадавшему, для кого и собирались средства, поступает с задержкой. Если у благотворительной организации нет весомых аргументов в свое оправдание, перед вами мошенники.

Еще одна разновидность жульничества – завышение расходов. Например, благотворительная организация берется помочь больному человеку, которому требуется дорогостоящая операция. Организация объявляет сбор средств, афишируя при этом, что только передовая немецкая или израильская медицина способна справиться с проблемой. Объявляется стоимость операции. После того как необходимая сумма собрана, больному делают операцию в украинской или зарубежной клинике, но уже со значительно меньшими расходами.

До сих пор не закрыт вопрос, касающийся фонда, организованного супругой бывшего президента Украины Виктора Ющенко. Катерина Чумаченко-Ющенко в 2006 году возглавила благотворительный проект, целью которого являлся сбор средств на постройку детской больницы. Проект стартовал в прямом эфире центрального телеканала, и за первые две недели организаторы собрали около 950 тыс. грн от физических лиц, 2,6 млн грн пожертвовали юридические лица. По задумке авторов проекта, на реализацию плана должно уйти 3 года. Под строительство больницы было выделено 11 га земли. С тех пор прошло больше 9 лет, а больница так и не построена, хотя фонд по-прежнему функционирует. На его сайте даже имеется финансовый отчет за больший период существования организации. Всего фондом было собрано 262 млн грн, в период с 2006 по 2013 год собрано 167,6 млн грн, израсходовано – 127,8 млн грн. Но больницы по-прежнему не существует. Работы не ведутся. Куда были потрачены средства? Внятных ответов нет. Еще в 2011 году депутаты ВР инициировали создание комиссии по расследованию этого дела, но парламентарии большинством голосов проголосовали за приостановление расследования.

Практически аналогичная история произошла с благотворительным фондом «Дорога будущего», основанным фавориткой бежавшего в Россию Януковича – Любовью Полежай. Основными вкладчиками фонда являлись представители среднего и крупного бизнеса, жертвовавшие немалые средства в расчете на благосклонность Януковича. Фонд взял на себя обязательства по реконструкции и развитию детского оздоровительного центра «Славутич», который находится неподалеку от Переяслава-Хмельницкого.

В 2011 году центр был отремонтирован, а в его развитие вложено 11,3 млн грн, которые перечислили различные государственные учреждения, покупавшие путевки в этот оздоровительный центр. В итоге государственные деньги попадали на счета благотворительного фонда «Дорога будущего», поскольку 99,9 % уставного капитала принадлежало фонду. Санаторий функционирует до сих пор, успешно справляясь с перераспределением государственных средств…

Также следует вспомнить примеры, связанные с контролем поступлений народных пожертвований, отправленных с помощью мобильных телефонов (на короткие номера) и платежных терминалов. Для этих средств открываются отдельные счета, которые не облагаются налогом на прибыль. Но эти переводы стали настоящей головной болью для операторов. Все дело в том, что операторы, принимающие участие в перечислении средств, не взимают плату за отправку таких переводов, но государство все равно требует заплатить 60 % налог с перечисленных денег. Все это приводит к длительным разбирательствам. Конечный получатель благотворительной помощи ее не получает. Средства «зависают» на счетах, и дальнейшая их судьба остается неясной.

Украинский форум благотворителей при поддержке народных депутатов из всех фракций коалиции вместе с ведущими мобильными операторами зарегистрировали совместный законопроект, освобождающий SMS-благотворительность от налогообложения и внедряющий механизм контроля целевого использования пожертвований. На данный момент правительство противится принятию соответствующего закона, мол, это сократит поступления в бюджет. В то же время именно из-за налогов SMS-благотворительность в Украине не способна работать эффективно.

В Европе аналогичную проблему решили, установив 4-кратный контроль над переводами. За перечислением денег следят операторы мобильной связи, контент-провайдеры, общественные организации и местные форумы благотворительности, контролируя ситуацию на всех этапах – от момента перевода и до конечного результата. Все это узаконено и не вызывает лишних вопросов и дискуссий.

Если с благотворительными организациями, которые занимаются помощью больным и пострадавшим людям, еще можно как-то разобраться, проявив бдительность и терпение, то с деятельностью структур, накапливающих средства для нецелевого использования, целая проблема.

«Отбеливающие» фонды

Многие «благотворительные» проекты нацелены на сбор средств, которые в дальнейшем расходуются на участие и «раскрутку» политиков в предвыборных кампаниях. Также существуют организации, которые не имеют права брать плату за свои услуги (в первую очередь это подведомственные больницы, школы, детские сады и т.д.). Прикрываясь благотворительностью, они собирают средства для собственных нужд.

Например, фонды, открываемые политиками накануне выборов, декларируют свою деятельность как нецелевая благотворительность.

Нецелевая финансовая благотворительность – это помощь, которая предоставляется гражданам, имеющим доходы ниже официально установленного месячного уровня прожиточного минимума (с учетом доходов из других источников). Нецелевая благотворительная помощь может предоставляться безработным, пенсионерам, лицам из многодетных семей, инвалидам, детям-сиротам, лицам, признанным недее­способными, получающим жилищные субсидии, имеющим статус беженцев или из числа депортированных народов.

Пользуясь этой формулировкой, многие политики создают фонды, основная цель которых – «подкуп» избирателей под видом гуманитарной или финансовой помощи. В качестве примеров можно привести общеизвестные случаи: это и велосипеды для почтальонов, подаренные накануне выборов 2012 года фондом «Будущее Полесья» (принадлежащим сыну Владимира Литвина, который на тот момент, по счастливому стечению обстоятельств, как раз баллотировался в депутаты). Это и кампания с продуктовыми пайками, инициированная Черновецким в 2006 году, не затихающая долгие годы, вплоть до выборов 2015 года, запомнившихся массовой раздачей гречки в Чернигове. Официально – это благотворительная помощь. На самом деле – банальная попытка улучшить моральный облик кандидата при помощи незамысловатой взятки. Примеров тому масса.

Но наиболее красноречивым и массовым примером фондов-моек является ситуация, сложившаяся в воспитательных, учебных и медицинских учреждениях. Пожалуй, в Украине с трудом удастся отыскать хотя бы одно государственное заведение, где не было бы неуставного фонда. Поскольку закон запрещает администрации госучреждений заниматься коммерческой деятельностью, практически в каждом заведении принимаются добровольные взносы от граждан «на развитие организации».

С одной стороны, государственные учреждения не имеют права получать откуда-то средства для обеспечения своей деятельности, кроме как из бюджета, но с другой – их финансирование настолько скудное, что различные «добровольные» пожертвования являются реальным средством выживания этих организаций. При этом неуемный аппетит различных чиновников государственных учреждений порождает целый «букет» различных схем получения «благотворительной» помощи, которая впоследствии осваивается этими же чиновниками.

По большому счету, все эти фонды должны нести отчетность перед налоговой службой, но на практике проверить, сколько было получено денег (или других благотворительных средств) и куда они были потрачены, можно не всегда.

На самом деле решение проблем, связанных с благотворительной деятельностью, лежит на поверхности. Украинские власти уже приняли ряд законопроектов, которые должны снизить зарегулированность государственных учреждений, что, в свою очередь, уменьшит коррумпированную составляющую в большинстве государственных организаций. Убрав двойное налогообложение пожертвований и переведя на коммерческую основу образование и здравоохранение, можно резко сократить количество манипуляций с неучтенными фондами.

Что касается благотворительности в целом, очистить филантропию от поддельных благотворительных организаций можно путем сертификации фондов, воспользовавшись примером европейских соседей. Украинцам не нужно изобретать велосипед. Все, что от нас требуется, – это начать мыслить другими категориями. И все у нас получится.


Add comment


Security code
Refresh

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%