Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

To top
NBU Rate
 

Новини законодавства

№1-2(48-49)(2016)

НБУ ускорил график увеличения минимального капитала банков
Начиная с 2017 года банки должны ускорить график увеличения минимального капитала.
Правление Национального банка Украины постановлением от 04.02.2016 г. № 58, которое вступило в силу 6 февраля, внесло изменения в графики приведения банками уставного и регулятивного капитала до минимального размера, предусмотренного банковским законодательством.
Согласно Закону о банках и банковской деятельности, минимальный размер уставного капитала на момент государственной регистрации банка не может быть меньше 500 млн грн. Для уже работающих банков, уставный капитал которых не отвечает этому требованию, НБУ разработал график постепенного приведения его размера в соответствие с требованиями. Согласно законодательству, уставной капитал банков должен быть не менее 120 млн грн до 17 июня 2016 года и постепенно увеличен до уровня 500 млн грн до 11 июля 2024 года.
Постановлением № 58 Национальный банк пересмотрел график увеличения размера уставного капитала банков в пределах установленного законодательством срока:
120 млн грн – до 17 июня 2016 года;
300 млн грн – до 11 января 2017 года;
400 млн грн – до января 2018 года;
450 млн грн – до 11 января 2019 года;
500 млн грн – до 11 июля 2024 года.
Таким образом, начиная с 2017 года банки должны ускорить график увеличения минимального капитала. Предполагается, что это позволит повысить их финансовую устойчивость, способность противостоять рискам, начать восстановление кредитования экономики.

Кабмин утвердил Положение о Государственной аудиторской службе
Постановлением Кабинета Министров от 03.02.2016 г. № 43 утверждено Положение о Государственной аудиторской службе Украины.
Основной задачей Госаудитслужбы станет осуществление государственного финансового контроля, направленного на оценку эффективного, законного, целевого, результативного использования и сохранения государственных финансовых ресурсов, необоротных и других активов, достижения экономии бюджетных средств.
В Положении определены полномочия Госаудитслужбы:
по осуществлению контроля за:
- целевым, эффективным использованием и сохранением государственных финансовых ресурсов, необоротных и других активов;
- достижением экономии бюджетных средств и результативности в деятельности распорядителей бюджетных средств;
- соблюдением законодательства на всех стадиях бюджетного процесса относительно государственного и местных бюджетов;
- соблюдением законодательства о государственных закупках;
проведение оценки управления бюджетными средствами, достижения их экономии, состояния финансовой и хозяйственной деятельности, эффективности и результативности в деятельности подконтрольных учреждений;
принятие мер к устранению выявленных при осуществлении государственного контроля нарушений законодательства и привлечению к ответственности виновных лиц и т.п.
Также Положение определяет основные задачи, права и полномочия Госаудитслужбы.
Государственная аудиторская служба Украины создана путем реорганизации Госфининспекции в соответствии с постановлением Кабмина от 28.10.2015 г. № 868. Служба является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров через министра финансов.

Упрощен механизм предоставления финансовой помощи и налоговых льгот предприятиям организаций инвалидов
Приказом Министерства социальной политики от 02.12.2015 г. № 1167, который действует с 26 января, усовершенствован механизм предоставления финансовой помощи за счет сумм административно-хозяйственных санкций и пени, поступающих в государственный бюджет за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Данным нормативно-правовым атом были внесены изменения в:
- Инструкцию по предоставлению финансовой помощи на возвратной и безвозвратной основе и целевого займа за счет сумм административно-хозяйственных санкций и пени, поступающих в государственный бюджет за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
- приказ Министерства социальной политики от 05.09.2013 г. № 545 о некоторых вопросах предоставления государственной помощи предприятиям и организациям, которые основаны общественными организациями инвалидов.
Изменениями предусматривается:
- упрощение механизма предоставления госпомощи, в том числе путем сокращения срока рассмотрения предложений, который был слишком сложным и длительным, следствием чего такие социально значимые предприятия, на которых большинство работников являются инвалидами, не могли вовремя получить соответствующую финансовую помощь;
- определение более конкретных и реальных сроков рассмотрения документов для принятия решений о предоставлении таким предприятиям государственной помощи;
- утверждение новой формы заявления общественной организации инвалидов о предоставлении предприятию, организации, основанных общественными организациями инвалидов, разрешения на право пользования льготами по налогообложению;
- увеличение стоимости подписки печатного периодического издания для инвалидов с 2 до 4 необлагаемых минимумов доходов граждан, что позволит подписаться на одно печатное периодическое издание для инвалидов почти на год.

Вступили в силу изменения в совершении нотариальных действий
Девятого февраля вступили в силу изменения в Порядок совершения нотариальных действий нотариусами Украины, утвержденные приказом Минюста от 27.01.2016 г. № 235/5.
Так, нотариус должен отказать в совершении нотариального действия обратившимся к нему физическим или юридическим лицам, если на них СНБО наложены санкции. Факт наложения санкций нотариус проверяет по решению СНБО от 02.09.2015 г. «О применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)».
Остальные изменения в Порядок внесены в связи с предоставлением нотариусам прямого доступа к реестру юрлиц и ФЛП и изменениями в функции регистрации недвижимости.
В случае если госрегистрация права собственности на недвижимое имущество проведена без выдачи документа, удостоверяющего такое право, нотариальное действие в отношении такого имущества совершается на основании информации из Государственного реестра прав на недвижимое имущество, полученной путем непосредственного доступа к нему. Такая информация приобщается к экземпляру сделки, свидетельства и т.п., которые остаются в делах нотариуса. Также уточняется, копии каких документов остаются в делах нотариуса.
При удостоверении самостоятельных (без удостоверения договора об отчуждении) договоров о порядке владения и пользования имуществом, право на которое подлежит государственной регистрации, требуется документ, удостоверяющий право собственности (кроме отдельных случаев). Документ, удостоверяющий право собственности, после его осмотра возвращается владельцу, а в тексте сделки указываются наименование этого документа, номер и дата его выдачи и наименование юридического лица, его выдавшего. В случае если права самостоятельных (без удостоверения договора об отчуждении) договоров о порядке владения и пользования недвижимым имуществом осуществляется на основании сведений реестра прав на недвижимое имущество, в тексте сделки указываются ссылки на этот реестр, номер и дата получения информации из него.
В случае изменения в процессе строительства технических характеристик объекта строительства, являющегося предметом ипотеки (изменение площади недвижимости, изменение планировки помещений и т.п.), нотариус на основании документа, удостоверяющего право собственности на объект незавершенного строительства или имущественные права на него, или в случае, когда регистрация права собственности проведена без выдачи документа, удостоверяющего такое право, – на основании информации из реестра прав на недвижимое имущество обязан сделать отметку на экземпляре ипотечного договора, принадлежащего ипотекодержателю. При этом нотариус не имеет права требовать дополнительных документов и согласия ипотекодателя.
При удостоверении других договоров относительно имущества, данные о котором внесены в реестр, также не требуются документы, подтверждающие госрегистрацию.

ГФС рассказала об изменениях относительно акцизного налога
Государственная фискальная служба в письме от 26.01.2016 г. № 2476/7/99-99-21-05-17 разъяснила изменения в законодательстве по акцизному налогу, связанные со вступлением в силу с 1 января 2016 года Закона № 909-VIII.
С 01.03.2016 г. предусмотрено изменение единицы измерения горючего для исчисления акцизного налога и внедрение системы электронного администрирования реализации топлива и электронной акцизной накладной при реализации топлива.
Также предусмотрена обязательная регистрация как плательщиков акцизного налога лиц, осуществляющих реализацию топлива, до начала осуществления такой реализации и ведения центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную налоговую и таможенную политику, реестра плательщиков акцизного налога с реализации топлива. После введения акцизной накладной присутствие представителя контролирующего органа на акцизном складе, где производится топливо, не предусмотрено.
Законом устанавливаются и новые штрафы, связанные с введением акцизной накладной и электронного администрирования реализации топлива:
- за нарушение плательщиками акцизного налога предельных сроков регистрации акцизных накладных/расчетов корректировки к акцизным накладным в Едином реестре акцизных накладных – от 2 до 40 % суммы акцизного налога;
- за отсутствие по вине плательщика акцизного налога регистрации акцизной накладной в Едином реестре акцизных накладных/расчетов корректировки в течение более 120 календарных дней после даты, на которую налогоплательщик обязан составить акцизную накладную/расчет корректировки, – 50 % суммы акцизного налога.
Такая ответственность не применяется при нарушении сроков регистрации акцизных накладных/расчетов корректировки в Едином реестре акцизных накладных, составленных в переходный период – с 1 марта 2016 года до 1 апреля 2016 года.
Также налоговики обратили внимание на введение нормы относительно установления Кабмином минимальных оптово-отпускных и розничных цен на табачные изделия, табак и промышленные заменители табака.

Подтверждение расходов в случае приобретения электронного билета
Государственная фискальная служба в письме от 21.01.2016 г. № 1501/10/28-10-06-11 разъяснила, что основанием для возмещения расходов на приобретение электронного авиабилета п. 12 р. II «Порядок командировки в пределах Украины» и п. 11 р. III «Порядок командировки за границу» Инструкции № 59 установлен следующий пакет документов:
- оригинал расчетного или платежного документа, подтверждающего осуществление расчетной операции в наличной или безналичной форме (платежное поручение, расчетный чек, кассовый чек, расчетная квитанция, выписка из карточного счета, квитанция к приходному кассовому ордеру);
- распечатка на бумаге части электронного авиабилета с указанным маршрутом (маршрут/квитанция); оригиналы отрывной части посадочных талонов пассажира.
При этом Инструкция № 59 носит обязательный характер для органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций, полностью или частично содержащихся (финансируемых) за счет бюджетных средств. Другие предприятия и организации этот документ могут использовать как вспомогательный (справочный).
Вместе с тем ч. 1 ст. 9 Закона № 996 предусмотрено, что основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы, фиксирующие факт осуществления хозяйственной операции. Первичные документы должны быть составлены при осуществлении хозяйственной операции, а если это невозможно – непосредственно после ее завершения. Учитывая изложенное, ГФС сделала вывод, что для подтверждения расходов на приобретение электронного авиабилета для командировки работников предприятий всех форм собственности необходимы следующие документы:
- оригинал расчетного или платежного документа, подтверждающего осуществление расчетной операции в наличной или безналичной форме (платежное поручение, расчетный чек, кассовый чек, расчетная квитанция, выписка из карточного счета, квитанция к приходному кассовому ордеру);
- распечатка на бумаге части электронного авиабилета с указанным маршрутом (маршрут/квитанция);
- оригиналы отрывной части посадочных талонов пассажира.

Государственная фискальная служба в письме от 27.01.2016 г. № 1616/6/99-95-42-03-15 разъяснила нюансы определения объекта налогообложения налогом на прибыль за 2015 год.
В соответствии с пп. 134.1.1 п. 134.1 ст. 134 НК для плательщиков налога, у которых годовой доход от любой деятельности (за вычетом косвенных налогов), определенный по правилам бухучета за последний годовой отчетный (налоговый) период не превышает 20 млн грн, объект налогообложения может определяться без корректировки финансового результата до налогообложения на все разницы (кроме отрицательного значения объекта налогообложения прошлых налоговых лет), определенные в соответствии с положениями раздела III НК.
Налогоплательщик, у которого годовой доход за последний годовой отчетный период не превышает 20 млн грн, имеет право принять решение о неприменении корректировок финансового результата до налогообложения на все разницы, определенные в соответствии с положениями раздела III НК, не более 1 раза в течение непрерывной совокупности лет, в каждом из которых выполняется этот критерий по размеру дохода.
О принятом решении налогоплательщик указывает в налоговой отчетности по этому налогу, которая подается за 1 год в такой непрерывной совокупности лет. В последующие годы такой совокупности корректировки финансового результата также не применяются (кроме отрицательного значения объекта налогообложения прошлых налоговых лет).
Если у плательщика, который принял решение о неприменении корректировок финансового результата, в любом следующем году годовой доход (за вычетом косвенных налогов) за последний годовой отчетный (налоговый) период превысит 20 млн грн, такой плательщик определяет объект налогообложения, начиная со следующего года, путем корректировки финансового результата до налогообложения на все разницы, определенные в соответствии с положениями раздела III НК.
Для целей пп. 134.1.1 п. 134.1 ст. 134 НК в годовой доход от любой деятельности включается доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг), другие операционные доходы, финансовые доходы и прочие доходы.
То есть плательщик налога на прибыль, у которого годовой доход от любой деятельности (за вычетом косвенных налогов), определенный по правилам бухучета за 2015 год, не превышает 20 млн грн, имеет право определять объект налогообложения без корректировки финансового результата до налогообложения на разницы, определенные в соответствии с положениями раздела III НК.
О принятом решении относительно неприменения корректировки финансового результата налогоплательщик указывает в налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий за отчетный 2015 год.

Предложено освободить от налога арендодателей, которые сдают жилье переселенцам
В парламенте зарегистрирован законопроект № 3844 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно аренды жилья внутренне перемещенными лицами».
Проектом предлагается освободить арендодателей от уплаты НДФЛ на средства, полученные от сдачи в аренду жилья для внутренне перемещенного лица.
Также предложено установить налоговую льготу для внутренне перемещенных лиц, которые самостоятельно решают свои жилищные проблемы, арендуя жилье (в размере, равном 200 % суммы льготы, определенной пп. 169.1.1 п. 169.1 ст. 169 НК).
Как говорится в пояснительной записке, принятие таких изменений должно остановить дискриминацию по региональному признаку, поспособствовать интеграции внутренне перемещенных лиц в территориальные общины. Автор проекта считает, что вследствие информационной войны внутренне перемещенные лица сталкиваются с негативным отношением к ним и нежеланием предоставлять им жилье в аренду.

Минфин предлагает внести изменения в Порядок учета плательщиков ЕСВ
Государственная фискальная служба на сайте обнародовала проект приказа Минфина «Об утверждении изменений к Порядку учета плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и Положение о реестре страхователей».
В связи с введением Законом № 909 единой ставки ЕСВ в размере 22 % и отменой дифференцированных ставок единого взноса в зависимости от класса профессионального риска производства, в проекте исключено положение о порядке предоставления сведений о присвоении класса профессионального риска производства.
Также документ устанавливает, что контролирующие органы до завершения срока, определенного для заявления кредиторами своих требований, а также в день получения запроса от субъекта государственной регистрации передают в Единый государственный реестр сведения об отсутствии (наличии) задолженности по уплате единого взноса по форме № 11-ЕСВ.
При этом проект приказа исключает положения, согласно которым контролирующие органы формировали и направляли:
в Единый государственный реестр:
- уведомление о наличии долга по уплате ЕСВ;
- уведомление о невозможности проведения государственной регистрации прекращения юридического лица (ф. № 5-ЕСВ);
- сообщение об отзыве возражений против проведения государственной регистрации прекращения юридического лица (ф. № 6-ЕСВ);
плательщикам ЕСВ:
- справку об отсутствии задолженности по уплате единого взноса (ф. № 3-ЕСВ) или решение об отказе в выдаче справки об отсутствии задолженности по уплате ЕСВ (ф. № 4-ЕСВ).
Замечания и предложения к проекту приказа можно направлять в течение одного месяца со дня обнародования в адрес ГФС.

Рада ужесточила наказание за препятствование работе журналистов
Верховная Рада усилила ответственность за препятствование деятельности журналиста. За изменения в Уголовный кодекс относительно усовершенствования защиты профессиональной деятельности журналистов № 1630 проголосовали 240 народных депутатов.
Действующей нормой предусмотрено, что умышленное препятствование законной профессиональной деятельности журналистов наказывается штрафом до 50 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет.
В соответствии с при­нятыми изменениями расшифровывается понятие препятствования закон­ной деятельности журналиста. Это незаконное изъятие собранных, обработанных, подго­товленных журналистом материалов и технических средств, которыми он пользуется в связи со своей профессиональной деятельностью.
Также предусмотрено, что влияние на журналиста с целью помешать его работе или преследование журналиста в связи с его профессиональной деятельностью наказывается штрафом до 200 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, арестом на срок до шести месяцев или ограничением свободы до четырех лет. Те же действия, совершенные должностным лицом с использованием служебного положения или по предварительному сговору группой лиц, карается штрафом от 200 до 500 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, ограничением на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет.

Предложено освободить чиновников от доказывания законности обогащения
В парламенте зарегистрирован депутатский законопроект № 4025 о внесении изменений в ст. 368-2 Уголовного кодекса Украины «Незаконное обогащение».
Предлагается изложить диспозицию ст. 368-2 УК в новой редакции, определив незаконное обогащение как приобретение лицом, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления, в собственность активов в значительном размере, которые оно не может обосновать (сейчас – «законность оснований, приобретения которых не подтверждено доказательствами»), а также передача ими таких активов любому другому лицу.
Как отмечается в пояснительной записке, в действующей редакции ст. 368-2 УК противоречит ст. 62 Конституции Украины (так как никто не обязан доказывать свою невиновность) и противоречит ст. 20 Конвенции ООН против коррупции, где определены менее строгие требования по сравнению с УК Украины – следует лишь правильно обосновать законность доходов, а не доказать ее.
Авторы проекта считают, что принятие предложенных изменений будет способствовать облегчению применения законодательства о незаконном обогащении на практике.


Add comment


Security code
Refresh

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%