Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

To top
NBU Rate
 

Налоговые разницы заменят налоговыми корректировками?

Ольга Марчук
экономический обозреватель

№6(17)(2013)

Присутствующие положительно оценили инициативу Министерства по расчету налога на прибыль исходя из данных бухгалтерского учета и идею корректировки финансового результата, поскольку это является шагом к сближению налогового и бухгалтерского учета. Председатель Комиссии УСПП по вопросам экономической политики Юлия Дроговоз объяснила, что законопроект имеет свои недостатки, и выразила надежду на то, что совместными усилиями удастся их устранить и подготовить хороший документ, который будет положительно воспринят как отечественными предпринимателями, так и международным инвестиционным сообществом. «Мы собрались, чтобы отшлифовать документ, внести свои предложения. В процессе обсуждения мы можем высказаться, насколько бизнес поддерживает эту идею. У меня одно предложение – чтобы нас услышали, привлекли к этой работе, дали возможность принять совершенный документ», – подчеркнула она.
«Этот законопроект разработан во исполнение Национального плана действий, утвержденного правительством, один из пунктов которого гласит, что реформирование налога на прибыль должно привести к единому учету, то есть все должно строиться на бухгалтерском учете», – рассказал Алексей Задорожный во время презентации.

То, что сегодня заложено в Налоговом кодексе, по мнению руководителя подразделения Министерства, – это двойной учет, а разработчики проекта поставили перед собой цель – прийти к единому учету. Поэтому основная тема нового законопроекта – изложение в новой редакции раздела III Налогового кодекса «Налог на прибыль предприятий». Планируется изменить глоссарий в первом разделе Кодекса, поскольку вводятся новые либо видоизмененные термины, которые сходны с терминами из бухгалтерского учета. Планируется внести изменения и в Заключительные положения. Также законопроект охватывает несколько пунктов Национального плана, например, регулирует вопрос функционирования медицинских учреждений и неприбыльных организаций, затрагивает некоторые отраслевые вопросы урегулирования налоговых льгот и вопрос, важный для определенных секторов экономики, – операции с ценными бумагами, деривативами. Уделяется внимание как особому налогу на операции с ценными бумагами по виду акцизного налога, так и в рамках налога на прибыль предприятий.
Алексей Задорожный сообщил, что Министерство свое­временно внесло данный законопроект на рассмотрение в Кабинет Министров, и подчеркнул, что это коллективный труд, поскольку к работе привлекали экспертов из числа аудиторов и бухгалтеров, так как эта работа требует глубокого знания бухгалтерского учета.

Идея законопроекта заключается в кардинальном изменении порядка определения объекта налогообложения по налогу на прибыль. Теперь в разделе III
Кодекса «Налог на прибыль предприятий» не предусмот­рен отдельный порядок для доходов, затрат, исчисления амортизации. Раньше объектом были доходы минус затраты, и к этому применялась ставка налога на прибыль. Теперь это – финансовый результат, определенный по правилам бухгалтерского учета, зафиксированный в финансовой отчетности, и к нему применяется ряд корректировок. Предложено убрать существующий термин «налоговые разницы».
Корректировки – это те элементы, которые ограничиваются, например, для отражения в учете. Первая корректировка – в бухгалтерском учете отражаются все затраты, в том числе не связанные с хозяйственной деятельностью. Поэтому финансовый результат по налогообложению следует увеличить на данные затраты. Остальные корректировки отражают многие ограничения, которые существуют в действующем Кодексе. За исключением некоторых, они перенесены и сохранились в проекте закона. Например, такое ограничение, как перечисление неприбыльным организациям в пределах 4%, осталось.
Под этот законопроект Министерство уже подготовило проект декларации по налогу на прибыль. При этом декларация уменьшилась примерно в полтора раза. Алексей Задорожный отметил, что «в ней будет приложение налоговой корректировки, где весь перечень корректировок будет описываться, и плательщик сможет их заполнять». По его словам, эти данные не являются новостью для бухгалтерского учета. Более того, многие плательщики с помощью такого метода и сейчас ведут учет. Поэтому такие корректировки можно будет автоматизировать.
Налоговые корректировки условно разделили на четыре группы. Первая группа – это затраты, которые относятся к ограничениям. Вторая – отдельные виды учета, например, учет по операциям с ценными бумагами. Третья – это амортизация. В Кодексе не будет классификации групп основных средств, не будет правила 10% ремонта и улучшения минимальных сроков для начисления амортизации. Не будет описываться метод начисления амортизации, который совпадает с бухгалтерским учетом. Будет записана универсальная формула, ограничивающая предельную сумму амортизации. Превышение суммы амортизации отчетного периода над предельным уровнем амортизации в целях налогообложения учитывается в следующих отчетных периодах путем увеличения суммы амортизации за отчетный период с соблюдением ограничений предельного уровня амортизации до полного погашения (учет в составе расходов) в следующих отчетных периодах.

Алексей Задорожный убежден, что без такой формулы это делать рискованно, поскольку возможен резкий скачок амортизационных отчислений.
Четвертая корректировка тоже простая по своей сути – это перенос убытков. Бухгалтерский учет не предполагает в финансовых результатах перенос убытков прошлых лет на будущие периоды. В проекте заложена такая возможность, то есть финансовый результат будет уменьшаться на убытки прошлых лет.

Проект содержит определенное количество страниц, он не такой маленький, как хотелось бы, потому что большую часть занимают особенности. Например, остались неприбыльные организации, формирование резервов, для банковских учреждений предложено сохранить тот механизм, который существует. Из Кодекса исключили ряд моментов. Например, возвратная финансовая помощь и условный процент. Теперь предприятие может привлекать деньги на условиях возвратности: они не будут отражаться ни в доходах, ни в расходах, а на них будут начисляться условные проценты, даже если получили и вернули их уже в следующем календарном квартале.
Исключили также отдельный учет по патентированию, по патентованным видам деятельности. Сейчас его необходимо ввести с целью того, чтобы уменьшить начисленные обязательства на стоимость торговых патентов. Предлагается механизм – патенты как затраты включать в другие налоги и сборы по начислению, и не вести учет отдельно. Разработчики проекта считают это позитивным моментом, облегчением учетных процедур плательщиков.
Затраты на обеспечение наемных работников специальной одеждой, продуктами питания – эта норма тоже не упоминается. Будут использоваться общие мотивы. Исключили из Кодекса и затраты на командировки. Чтобы не создавать вакуум в этой области, сейчас параллельно готовятся изменения в раздел о подоходном налоге с граждан, и там будет выписываться то, что использовано на командировочные сверх каких-то пределов. Исключили также финансовый и оперативный лизинг, потому что в целом они совпадают с бухгалтерским учетом и правилами отражения данных операций. Долгосрочные договоры исключили, поскольку национальные положения и стандарты тоже позволяют это делать.

Алексей Задорожный посетовал на то, что разработчикам проекта часто задают вопросы о том, на чем теперь будет строиться объект налогообложения, кто будет проверять бух­учет и к чему это приведет? По его словам, если предложенная модель будет принята и утверждена, то ценность бухгалтерского учета и его значение возрастут. Но это должен быть объективный, прозрачный и самый честный учет, который все видит, все знает и все отражает, поскольку это его основная функция. Но теперь от этого будет зависеть еще и сумма налоговых обязательств. И если, например, какая-то ошибка возникнет в бухгалтерском учете (произошло занижение финансового результата, что автоматически повлечет занижение начисленной суммы налога), действительно остро станет вопрос, кто будет проверять бухучет.
Здесь возможны варианты. Это будут делать либо налоговые органы, либо придется делегировать данные функции аудиту. Если есть подтвержденное заключение аудиторской проверки, то оно принимается налоговым органом. Однако есть механизм ответственности аудиторской компании за это заключение. Пока что по поводу данного вопроса только начинают вести дискуссии, и возможны разные варианты развития событий. Но теперь налоговик должен будет знать бухгалтерский учет, потому что он является основой.
В ходе работы над документом из 65 предложенных поправок, полученных от Минфина, Национального банка, Минэкономразвития, общественных организаций, примерно 45 были учтены. «Я считаю, что эти нормы идут на пользу плательщикам, поскольку снижают риски применения новых механизмов», – подытожил руководитель подразделения Миндоходов.
Участники обсуждения согласились с тем, что документ требует дальнейшей доработки. Менеджер отдела налоговых и юридических услуг компании «Делойт» Виталий Шеремета отметил, что некоторые моменты проекта слишком «сырые» и непонятные, поэтому стоит четче их выписать. Заместитель директора НИФИ по научной работе Академии финансового управления, доктор экономических наук, профессор Людмила Ловинская предложила посвятить отдельную статью законопроекта механизму корректировки, поскольку «принципиальные вещи должны быть выписаны в законе». При этом она считает, что урегулирование вопроса путем выработки методических рекомендаций, как это предлагают некоторые эксперты, не даст нужного результата.
Участники обсуждения предложили еще раз вернуться к отдельным статьям законопроекта с целью их усовершенствования и обратились к представителям Министерства доходов и сборов Украины с просьбой избегать при доработке законопроекта моментов, которые неоправданно могут осложнить работу бухгалтеров при расчете налогооблагаемой прибыли. Они обратили внимание на то, что необходимо четко определить механизмы расчета ряда налоговых разниц, а именно в части корректировки амортизационных отчислений, начисленных по правилам бухгалтерского учета. Кроме того, важно усовершенствовать налоговые корректировки, касающиеся бухгалтерских изменений в стоимости активов.

По итогам обсуждения деловое сообщество выступило с обращением к Премьер-министру Украины, руководителям Министерства доходов и сборов, Министерства финансов, объяснив свою позицию относительно отдельных статей предложенного законопроекта. Свои подписи под документом поставили руководители Украинского союза промышленников и предпринимателей, Совета независимых бухгалтеров и аудиторов Украины, Независимой ассоциации банков, Ассоциации «Украинский кредитно-банковский союз», Ассоциации судостроителей Украины, международных автомобильных перевозчиков и другие.


Add comment


Security code
Refresh

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%