Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

To top
NBU Rate
 

Пенсионная реформа: продолжить нельзя отменить

Ольга Марчук
экономический обозреватель

№5(16)(2013)

Правительство увеличило пенсии гражданам с 1 марта 2013 года. Соответствующее постановление «О повышении размеров пенсий в связи с ростом среднемесячной заработной платы штатного работника в Украине» Кабинет Министров принял 15 апреля 2013 года. Документом определен коэффициент увеличения среднемесячной заработной платы за предыдущий год - 1,0298, который соответствует 20% темпов роста среднемесячной заработной платы за 2012 год по сравнению с 2011-м

Граждане получили повышение пенсий в размере от 35 до 135 грн. Согласно Закону «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», это коснулось 348,72 тыс. человек. При средней пенсии 2227 грн размер повышения составит 35 грн. Для 380,35 тыс. «чернобыльцев», у которых средняя пенсия 3904 грн, увеличение составит 116 грн. Дополнительно по 78 грн назначили бывшим военнослужащим, которые в среднем получают 2613 грн.

Вместе с тем даже незначительные суммы, на которые увеличиваются пенсии, не сдерживают общественного мнения относительно отмены пенсионной реформы и возвращения «бывшего» пенсионного возраста: для женщин - 55 лет, для мужчин - 60. Эта тема стала разменной монетой политических сил в парламенте и поводом для рассмотрения ряда законопроектов, направленных на «улучшение» состояния дел в данной сфере. В частности, недавно Комитет Верховной Рады по делам пенсионеров, ветеранов и инвалидов рассмотрел свежий законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно соблюдения принципа социальной справедливости в пенсионном обеспечении) №1236 и предлагает Верховной Раде поддержать его за основу. Один из авторов проекта, народный депутат фракции «УДАР» Павел Розенко сообщил, что народные депутаты этой политической силы также подали законопроект №2072 «О внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно обеспечения прав на справедливое пенсионное обеспечение и отмены некоторых норм пенсионной реформы)», которым предусмотрены изменения в 14 ныне действующих законах. Проектом предлагается восстановить право на получение пенсии мужчинами при достижении 60-летнего возраста и трудовом стаже не менее 25 лет и женщинами - при достижении 55-летнего возраста и стажа 20 лет.

Депутат отметил, что в настоящее время средний размер пенсионной выплаты в Украине составляет примерно 1400 грн, что является самым низким показателем среди всех постсоветских стран, а 3 млн украинцев вообще получают пенсии меньше тысячи гривен. Более 80% пенсионеров находятся за чертой бедности. Дотации из госбюджета Пенсионному фонду составляют рекорд за всю историю независимости - 83 млрд грн. «Ударовец» отмечает, что пенсионная реформа не выполнила своей миссии - повысить благосостояние граждан и навести порядок в государственных финансах.

Однако на принятие этих законопроектов, скорее всего, в очередной раз не хватит депутатских голосов, поскольку заявления о снижении пенсионного возраста в парламенте звучат убедительно только до тех пор, пока документ не ставят на голосование. Даже постановление о проведении парламентских слушаний на тему «Последствия пенсионной реформы и пути реформирования пенсионной системы» депутаты успешно провалили.

Накануне нардепы рассмотрели три законопроекта о внесении изменений в базовый Закон «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». Однако ни по одному из них не хватило голосов для отмены пенсионной реформы. При обсуждении законопроект поддержали представители оппозиционных фракций. Выступающие отмечали, что «пенсионная реформа, предложенная сегодняшней властью, довела до: ограничения прав женщин, работников, ученых, «чернобыльцев», военнослужащих, работающих пенсионеров, инвалидов и других. Под каток этой реформы попали 46 млн украинцев», - говорили народные избранники. Депутат Людмила Денисова, автор одного из «пенсионных» законопроектов, привела данные, свидетельствующие, что главная цель, которую преследовала власть, повышая пенсионный возраст, не достигнута. Нет ни сбалансированности ПФ, ни существенного повышения пенсий. Зато размер дефицита бюджета Пенсионного фонда вырос на 42% по сравнению с 2012 годом, 72% пожилых украинцев получают пенсию в размере до 1,5 тыс. грн. Людмила Денисова обратила внимание на то, что реформа в первую очередь коснулась тех граждан, которым сегодня исполнилось 55-60 лет, так как у них нет необходимого страхового стажа для получения пенсии.

Народный депутат отметила, что «власть, забрав пенсии у людей, уменьшила их доход и ухудшила уровень жизни. Граждане вынуждены обращаться за получением субсидий. Почти на миллиард гривен выросла задолженность украинцев по оплате жилищно-коммунальных услуг. Не имея необходимого трудового стажа для получения пенсий, люди пошли в центры занятости. Уровень безработицы, только по официальным данным, вырос на 5%. По данным социологического исследования, 60% опрошенных боятся сегодня невыплаты заработной платы и пенсий, 59% - потери работы, 54% - стремительного роста цен, а каждый пятый - голода».

Проекты также представили председатель Комитета по делам пенсионеров, ветеранов и инвалидов Валерий Сушкевич, народный депутат Владимир Литвин, обративший внимание на то, что многие люди, особенно в сельской местности, в основном женщины и у них нет возможности заработать трудовую пенсию из-за отсутствия страхового стажа, рабочих мест или из-за того, что ухаживали за детьми или своими пожилыми родителями. И сегодня эти женщины получают исключительно минимальную пенсию.

Вместе с тем народный избранник от Партии регионов Ярослав Сухой отметил, что ни один из этих законопроектов не имеет финансово-экономического обоснования. Своего коллегу по фракции поддержал Владимир Олийнык, который обвинил оппозицию в популизме. В эфире телеканала «Рада» он заявил: «Депутаты, которые сегодня громче всех кричат о необходимости отмены пенсионной реформы, в свое время подписали обращение к Международному валютному фонду, обязавшись поднять пенсионный возраст для того, чтобы получить кредиты». Он также посоветовал не замалчивать последствий отмены пенсионной реформы. В частности, если ее отменить и вернуться к предыдущему пенсионному возрасту, то дефицит Пенсионного фонда вырастет сразу на 9 млрд грн. То есть это означает, что украинцы будут получать меньшие пенсии. «Соотношение между работающими и пенсионерами катастрофическое. Для того чтобы повысить пенсию, нужно обратиться к тем, кто работает. Но вопрос, согласятся ли они увеличить отчисления», - отметил Владимир Олийнык.

Заместитель председателя правления ПФУ Валентина Никитенко также попыталась убедить не отменять повышение пенсионного возраста, иначе дефицит Пенсионного фонда Украины, который в 2013 году составляет 21,7 млрд грн, вырастет на 12,7 млрд грн. Она отметила, что реализация пенсионной реформы рассчитана на несколько лет, и положительные результаты от ее внедрения получим не сразу. Позицию чиновницы поддерживает известный экономист, исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. Он считает критику пенсионной реформы поспешной и безосновательной, поскольку, по его мнению, ожидать какого-то прорыва и быстрых последствий за такой короткий период просто невозможно.

Олег Устенко убеждает, что в понимании многих обывателей пенсионная реформа свелась к банальному повышению пенсионного возраста. Однако это более глобальная вещь, и для Украины основная проблематика заключалась в том, что нужно было перейти от солидарной к накопительной системе или сохранить элементы обоих. Что касается солидарной системы, то, очевидно, она будет пробуксовывать, как это случилось во многих странах. Причинами этому является плохая демографическая ситуация, а также огромное количество льгот, в результате чего пенсионная система не в состоянии выполнить обязательства, взятые на себя государством.
По словам экономиста, большинство стран, которые пытались реформировать свою пенсионную систему, отходили от системы льгот, ранних выходов на пенсию. Что касается демографической ситуации, то нужно понимать, что не может нормально функционировать система, в которой на одного пенсионера приходится практически один работающий. Совсем скоро, где-то через несколько лет, такая ситуация может сложиться и в Украине. Поэтому необходимо было предпринять какие-то шаги, в частности, ухода от солидарной и перехода к системе накопительной, которая по-английски называется fully funded.

Говоря об ожидаемых результатах от перехода на второй уровень указанной реформы, то есть к накопительной пенсионной системе, Олег Устенко обратил внимание, что вопрос не столь сложный с точки зрения сопротивления общества, но достаточно непростой в экономическом плане, поскольку реальная ситуация в Украине такова, что при неплохой развитости финансового рынка более развитым является рынок банковских услуг, а небанковский финансовый рынок практически отсутствует. Это означает, что фактически у пенсионных фондов - государственного и частного - нет инструментов для того, чтобы приумножить сбережения, накопленные человеком за время своей трудовой деятельности.

Если сравнить, как работают пенсионные фонды Западной Европы, США, Латинской Америки, то там развиты такие инструменты. Кроме депозитов, в банке можно купить акции, облигации. Интересно проанализировать стратегию тех же, скажем, американских или западноевропейских пенсионных фондов, которые работают по так называемым показателем S&P500 - средняя отдача по рынку. Для того чтобы запустить нормально пенсионный рынок в Украине, особенно это касается 2-го и 3-го уровней, необходима серьезная работа, связанная с развитием отечественного фондового рынка.

Несмотря на глобальные задачи реформирования пенсионной системы, существует ряд других неотложных вопросов. У всех на слуху сейчас переговоры с Международным валютным фондом. Одно из требований МВФ - снизить дефицит государственного бюджета. Но не секрет, что дефицит госбюджета усиливается дефицитом Пенсионного фонда и НАК «Нафтогаз Украины». При этом дефицит ПФ в те или иные моменты колебался вокруг 1% ВВП. Это колоссальная сумма, примерно $2 млрд, которая покрывается фактически из общей казны.

Для большинства стран мира требованием в пенсионной системе является то, что минимальный уровень пенсии должен как минимум покрывать основные потребности человека. Это - плата за коммунальные услуги, продовольствие, так называемая базовая группа товаров. Однако моментально поднять минимальный уровень пенсии до более адекватного по сравнению с нынешним тоже сложно, поскольку возможности Пенсионного фонда и государственного бюджета ограничены. Поэтому однозначно можно сделать вывод, что без немедленного реформирования украинской пенсионной системы с параллельным развитием отечественного рынка нельзя говорить, что она находится в устойчивом состоянии и может себя нормально обслуживать длительный период времени. Если не делать соответствующие шаги по реформированию, то коллапс отечественной пенсионной системы может наступить гораздо быстрее, чем мы предполагали. Поэтому реформы необходимо внедрять, несмотря на всевозможные трудности, убежден Олег Устенко.

Между тем

Ученые из лондонского Института экономических отношений утверждают, что отказ от работы на самом деле серьезно угрожает здоровью. Проанализировав данные наблюдений за 9 тыс. жителей 11 европейских стран в возрасте от 50 до 70 лет, исследователи выяснили, что после выхода на пенсию люди на 60% чаще становятся жертвами различного рода физических болезней и еще на 40% чаще страдают от депрессий. Также на 60% увеличивается вероятность начать постоянный прием тех или иных лекарств. Неработающие пенсионеры на 40% реже называют свое здоровье «очень хорошим» или «отличным» по сравнению с теми, кто продолжает работать.


Add comment


Security code
Refresh

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%