Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

To top
NBU Rate
 

Шестой Всеукраинский бухгалтерский конгресс: возрождаем моду на бухучет

Ольга Марчук
экономический обозреватель

№6(2012)

С 6 по 10 июля Всеукраинская общественная организация «Всеукраинский бухгалтерский клуб «Баланс» проводила в Ялте 6-й Ежегодный всеукраинский бухгалтерский конгресс. Мероприятие собрало более полутысячи участников и приглашенных гостей со всей Украины, чтобы в неформальной обстановке дать им возможность обсудить законодательные и нормативные акты, регламентирующие бухгалтерский и налоговый учет, а также привлечь активных членов профессионального сообщества бухгалтеров к непосредственному участию в разработке документов.

Идея проведения конгресса была обусловлена необходимостью консолидации усилий бухгалтерского сообщества и органов государственной власти для усовершенствования законодательства, нормативных документов, поиска решений и ответов на спорные моменты в процессе работы. Соорганизаторами мероприятия выступили Киевский национальный экономический университет имени Вадима Гетьмана, редакции изданий «Баланс», «Баланс-Бюджет», «Баланс-Агро» и «Библиотека «Баланс».
В числе конкретных задач конгресса организаторы выделили несколько направлений. По мнению Светланы Позовой, председателя оргкомитета Всеукраинского бухгалтерского конгресса, главная цель – повысить престиж профессии бухгалтера, квалификация представителей которой влияет на рост инвестиционной привлекательности Украины в целом. Такое мероприятие также позволяет обучить главных бухгалтеров и работников бухгалтерии основам международных стандартов, ведь переход на МСФО – потребность сегодняшнего дня. Кроме того, конгресс способствует выявлению в регионах бухгалтеров, которые могут и хотят обсуждать проекты нормативных документов и вносить предложения по их усовершенствованию, а также ознакомлению членами профессионального сообщества с законодательными и нормативными актами.

Открывая конгресс, директор Всеукраинского бухгалтерского клуба «Баланс» Аполлон Позов подчеркнул, что бухгалтерское сообщество собралось в конференц-зале гостиницы «Ялта» уже по старой доброй традиции. Он отметил, что «с каждым годом мероприятие становится все серьезнее». Именно бухгалтеры, ежедневно сталкивающиеся с законодательными нормами, по которым должны работать, могут обозначить проблемы и найти практические пути их решения. Тем более, когда представители профессии собираются вместе и делятся опытом. Многого ожидали и от самого конгресса, а именно – запоминающихся выступлений, нестандартных идей и важных решений. Ведь темой мероприятия стал лозунг – «Возрождаем моду на бухучет».
Работа конгресса была разделена на три основных направления. В частности, подготовили программу для коммерческих, бюджетных предприятий и компаний агросектора. Для каждого направления подобрали темы, которые именно сегодня и в будущем наиболее актуальны для каждой категории предприятий. Но объединяющей нитью всего мероприятия стало то, что все обсуждения были посвящены наработке путей усовершенствования законодательного и нормативного регулирования по вопросам бухгалтерского учета, налогообложения, оплаты труда и социального обеспечения, а также повышения роли бухгалтерского учета в Украине.
Помимо профессионального сообщества, на конгрессе были широко представлены органы государственной и исполнительной власти. С участниками форума работали должностные лица министерств – финансов, социальной политики, здравоохранения, образования и науки, молодежи и спорта, экономического развития и торговли, культуры Украины. Были также представители Государственной налоговой службы, Пенсионного фонда, Государственной казначейской службы, Государственной финансовой инспекции, Государственного агентства водных ресурсов Украины.

Во время пленарных заседаний и тематических секций перед присутствующими выступили заместитель председателя ГНСУ Андрей Игнатов, начальник управления методологии бухгалтерского учета Минфина Олег Канцуров, заместитель директора департамента обслуживания налогоплательщиков ГНСУ Александр Бондарчук, заместитель директора департамента налогообложения юридических лиц – начальник управления администрирования НДС ГНС Украины Юрий Лапшин, заместитель начальника управления администрирования налога на прибыль ГНСУ Алексей Задорожный, заместитель директора департамента поступления доходов – начальник отдела методологии обеспечения платежей Пенсионного фонда Украины Людмила Полевик.
Они и многие другие представители органов государственной власти ознакомили участников конгресса с новыми наработками законодательной и нормативной базы, благодаря которым бухгалтерам станет намного легче решать спорные вопросы, рассказали о подготовке проектов документов и пригласили бухгалтерское сообщество присоединиться к их разработке. Такое предложение было не случайным, ведь за пять лет конгресс действительно стал центром выработки мер для взаимовыгодного решения проблем бухгалтеров и государственных органов, а встречи с представителями органов власти, влиятельными экспертами редакций всеукраинских изданий «Баланс», «Баланс-Бюджет», «Баланс-Агро» и «Библиотека-Баланс» в финансовом, бухгалтерском учете, налогах, юридической практике и практикующими бухгалтерами помогали найти решения многих проблемных вопросов.
Важным и приятным моментом для бухгалтерского сообщества стала новость представителей органов власти и экспертов о том, что многие проблемные вопросы из числа обсуждаемых на предыдущем, 5-м конгрессе уже решены на законодательном уровне. В частности, было отмечено, что последние положительные для бизнеса изменения в Налоговом кодексе, внесенные Законом №4834, были сформированы с учетом предложений, разработанных на 5-м конгрессе.
Темы, обсуждаемые на 6-м Всеукраинском бухгалтерском конгрессе, актуальны и для сегодняшнего дня, и для будущего. Для коммерческих предприятий было предложено рассмотреть вопрос усовершенствования законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета, налогообложения, оплаты труда и социального обеспечения по результатам анализа практики применения в 2011-2012 годах норм Налогового кодекса и других нормативных актов. Это актуально, учитывая, что отдельные нормы кодекса с самого начала требовали доработки.

Состоялось также обсуждение и выработка вариантов решений по проблемам практического применения законодательства по налогу на прибыль, НДС, единому налогу. В частности, рассмотрели такие моменты, как признание доходов и расходов, формирование себестоимости, отнесение к составу налоговых расходов расходов на оплату труда, направленные на еще большее сближение бухгалтерского учета с порядком налогообложения налогом на прибыль; регистрация и аннулирование регистрации плательщиками НДС, в том числе плательщиков единого налога; регистрация налоговых накладных и расчетов корректировок в Едином реестре налоговых накладных; оптимизация предоставляемой в налоговую службу повторяющейся в трех документах информации (копии реестров полученных и выданных налоговых накладных, расшифровки НО и НК в разрезе контрагентов и регистрация налоговых накладных в Едином электронном реестре налоговых накладных).
Во время секционных тематических заседаний участники конгресса обсудили вопросы налогообложения посреднических операций; порядка заполнения Книги учета доходов при превышении предельного размера выручки, установленного Налоговым кодексом; порядка расчета дохода плательщиком единого налога от продажи основных средств. Бухгалтеры вместе с представителями государственных органов попробовали найти варианты решений по проблемам практического применения законодательства по оплате труда и другим выплатам (НДФЛ, ЕСВ, индексация, больничные, путевки, отпуска, командировки и т. д.). В частности, были обсуждены темы декларирования доходов физлиц при получении доходов из различных источников, налогообложения НДФЛ доходов, полученных частными предпринимателями – плательщиками единого налога; выплат различных видов помощи и выдачи подарков; начисления ЕСВ по командировочным расходам, неподтвержденным документально, и другие спорные моменты.
Состоялось также обсуждение практики формирования отчетности по МСФО в рамках действующих форм финансовой отчетности в Украине (в т. ч. возможностей и трудностей, возникших при составлении финансовой отчетности по МСФО за І квартал 2012 года). Рассматривались принципы оценки и методы учета из числа предусмотренных П(С)БУ или МСФО и Налоговым кодексом (на примерах принципиальных различий между методиками учета, предусмотренными П(С)БУ или МСФО и Налоговым кодексом, обсуждались варианты выбора оптимальных методик). Помимо этого, было уделено внимание системе учетных регистров бухгалтерского учета, на основании которых составляется финансовая и налоговая отчетность.
Для представителей бухгалтерского сообщества, работающих в агропромышленном секторе, на обсуждение были вынесены варианты решений проблем практического применения законодательства по налогу на добавленную стоимость для сельхозпроизводителей. В частности, рассмотрели распределение операций по поставке и приобретению товаров (работ, услуг) между декларацией по НДС (сокращенной) и декларацией по НДС, по которой производятся расчеты с бюджетом; порядок использования средств со спецсчетов и санкции за нарушения; исправление ошибок в декларации по НДС (сокращенной); порядок налогообложения операций по поставке сельхозпродукции, выращенной на земельных участках, на которые договоры аренды земли не зарегистрированы.
Обсудили также вопросы, касающиеся фиксированного сельхозналога, а именно: корректировка ФСН в случае увеличения (уменьшения) общей площади земельных участков в течение года; особенности расчета доли сельхозпроизводства в общем объеме производства при определении права на применение ФСН. Не остались без внимания и проблемы практического применения земельного законодательства по аренде земельных участков, порядок регистрации договоров аренды земельных участков и использования земель во время регистрации; изменения целевого использования земельных участков.

При обсуждении вопроса по налогу на прибыль отдельно была выделена тема порядка предоставления сельхозпроизводителями налоговой отчетности по налогу на прибыль за отчетный период с 01.07.2011 г. по 30.06.2012 г. Что касается проблем практического применения законодательства по налогу на добавленную стоимость, то были затронуты вопросы регистрации и аннулирования регистрации в качестве плательщиков НДС; регистрации налоговых накладных и расчетов корректировок к налоговым накладным в Едином электронном реестре налоговых накладных. Состоялось также обсуждение и выработка вариантов решений в сфере оплаты труда и других выплат (НДФЛ, единый социальный взнос, индексация, больничные, отпуска, командировки, помощь, подарки и т. д.).
В общей сложности, кроме двух пленарных заседаний, было проведено 22 тематические секции, участие в которых представители бухгалтерского сообщества выбирали в зависимости от профиля предприятия и личного желания получить ответы на те или иные спорные моменты. Участники мероприятия могли задать конкретные вопросы должностным лицам из Министерства финансов, Государственной налоговой службы, Пенсионного фонда, других государственных органов и получить ответы, как можно решить затронутую проблему. Кроме этого, для членов форума было проведено несколько мастер-классов.
Наибольший интерес вызвал мастер-класс Аполлона Позова «Управление капиталом: мастерство сохранения и приумножения активов компании». Как превратить ограниченный начальный капитал в высокодоходные активы? Как управлять денежными потоками и активами, чтобы достигать целей компании? Почему в области финансов на первый план выходит четкость планирования и контроля расходования денежных средств для того, чтобы ваш бизнес не нуждался в деньгах? Как можно значительно оптимизировать свои налоги, грамотно составив правильную учетную политику по финансам? На эти и другие вопросы участники получили полезные ответы. Мастер-класс проходил в виде бизнес-игры, позволявшей каждому игроку приобрести навыки в управлении финансами и капиталом. Делясь впечатлениями после окончания занятия, участники игры говорили, что такая подача материала не только дает возможность руководителю лучше понять особенности работы бухгалтера, но и открывает новые грани этой профессии.

Интерес вызвал практический семинар бизнес-консультанта Александра Астремского «Пять правил эффективности на рабочем месте», а также мастер-класс доктора аюрведы Татьяны Юровой о женской красоте и здоровье. Такой выбор не был случайным, ведь не секрет, что большинство бухгалтеров – женщины. В общей сложности на конгрессе было рассмотрено более 500 профессиональных вопросов, что организаторы мероприятия считают своеобразным рекордом. Участники конгресса сошлись во мнении, что необходимо развивать профессиональное суждение, которое поможет выбрать наиболее оптимальные для конкретного предприятия решения в области учетной политики.
Следует также отметить, что организаторы достаточно скрупулезно отнеслись к каждой мелочи. Начиная с размещения в гостинице (рассказывали, что за два часа расселили около 500 человек), компактного раздаточного материала для каждого участника и заканчивая вопрос­никами и визитными карточками, на которых при необходимости можно было написать свои контакты, – все было направлено на создание удобств для каждого человека. Получилось интеллигентно и красиво, и при этом – дополнительная реклама конгресса, ведь карточки были с логотипом мероприятия. Если говорить о логотипе, то он присутствовал в самых неожиданных местах, например, на бутылках с минеральной водой, выставленной на столах, где проходили заседания секций.
Отдельно хочется отметить культурную программу мероприятия. Участников и гостей конгресса пригласили на экскурсию в знаменитый Никитский ботанический сад, который в этом году отмечает свое 200-летие. Незабываемые впечатления оставили торжественное открытие мероприятия, показ, организованный Модным домом «РИТО» с участницами конгресса в роли моделей, пляжная вечеринка в гавайском стиле. Море эмоций на закрытии форума вызвало выступление московской оперной дивы Евгении Лагуны, которая входит в десятку всемирно известных музыкальных звезд, поющих в уникальном жанре космической оперы, а также дискотека в стиле 80-х.

По результатам обсуждений участники 6-го Бухгалтерского конгресса приняли резолюцию, которую решили направить в органы законодательной и исполнительной власти. В ней, в частности, изложены предложения по урегулированию многих спорных вопросов бухгалтерского учета, а также усовершенствованию законодательной и нормативной базы.


Add comment


Security code
Refresh

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%