Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

To top
NBU Rate
 

Особистість / Личность / Personality / Persönlichkeit

№4(15)(2013)

Оксана Плотникова: «Для практики нет ничего более важного, чем хорошая теория»

– Оксана Николаевна, Ваша карьера стремительно развивается. Начинали Вы сбухгалтера, руководили большими компаниями, занимали министерские должности… Что дает Вам больше простора для самореализации ипрофессионального развития: учетная практика или богатый управленческий опыт?

– Каждое место работы — это солидный опыт, который янаучилась извлекать инаправлять внужное русло, ведь иногда главное— не то, что ты умеешь изнаешь, ато, как ты владеешь профессиональными инструментами. Не важно, какую должность ты занимаешь: бухгалтера, директора компании или заместителя министра, важно— уметь выполнять главную функцию профессии, быть неотъемлемым звеном компании идостигать поставленных целей. Поэтому явсегда говорю: не имеет значения статус изанимаемая должность, значимо лишь то, что ты делаешь.

– К какой категории профессий Вы относите «бухгалтера», икто, по вашему мнению, бухгалтер?

– Бухгалтер— это мир реальности сконкретными результатами деятельности. Профессионального бухгалтера я, бесспорно, отношу круководящей должности, поскольку это человек, который контролирует ификсирует хозяйственную деятельность компании свозложенной на него массовой ответственностью.

Если сравнивать профессию «бухгалтера» сживым организмом, то это, конечно же, человеческий мозг, от функций которого зависит все состояние организма: от умственных способностей до координации движений.

От профессионализма и порядочности бухгалтера зачастую зависит не только финансовая независимость компании, но и ее репутация. Поэтому— это одна из профессий, которая требует постоянного совершенствования и повышения качества знаний в этой отрасли.

– Нередко считают, что бухгалтер — это центр затрат на предприятии. Потому и отношение к нему такое. Что нужно сделать, чтобы изменить стереотипное мнение о бухгалтере на предприятии, в обществе?

– Работая в Укртрансгазе, я полностью поменяла отношение руководителя и всего предприятия к профессии бухгалтера. Помню, говорили: «Вы заставили всех работать на бухгалтерию, а не бухгалтерию — на предприятие». Мы вместе сколлективом иконсультантами подписали учетную политику и заложили в нее такую основу, которая касалась не только бухгалтерии, но и всего предприятия. Задача бухгалтера — организовать процессы таким образом, чтобы все документы, поступающие в распоряжение бухгалтера, были четко подготовленными, обработанными и,самое главное, осмысленными. Витоге, даже управленцы делали проводки, абухгалтер их только подтверждал.

А в обществе отношение к бухгалтеру не изменится до тех пор, пока он сам его не изменит. Когда я пришла работать на Укрпочту, то с первого дня настраивала коллектив: «Давайте не будем молчать о том, что почтовики — очень уважаемая профессия — чтобы окружающие ее любили и уважали так же, как любим нашу профессию мы». А для этого нужно рассказывать, что и как мы делаем, какие трудности бывают, какую пользу приносим обществу и стране. И это действует. Ведь от того, что мы не молчим, меняется отношение к нам и почте в целом. Даже какие-то отдельные негативные моменты и мелкие недоработки по-другому воспринимаются и нашими клиентами, и конкурентами и, в целом, обществом.

– Имея профессиональное образование бухгалтера, а также сертификат аудитора, Вы, должно быть, выдвигаете очень высокие требования к своей бухгалтерии. Какими важными профессиональными навыками должен обладать современный бухгалтер?

– Он должен быть хорошим управленцем, человеком, который может организовать, четко поставить задачу и проконтролировать ее выполнение. Бухгалтер должен понимать, чего он хочет от системы организации и документов. Я всегда говорю, что любой шаг, который делается в компании, должен подтверждаться первичным документом. Бухгалтер должен четко знать все эти шаги. Зачастую судьба целой компании может зависеть от представителя данной профессии.

В современных условиях, я считаю, бухгалтер должен максимально уметь внедрить и реализовать не бухгалтерскую программу, а управленческий учет.

– Что должно стать главным мотиватором для бухгалтера? Как Вы мотивируете свою бухгалтерию?

– Мотиватор — это прозрачность всех операций, системы документооборота и баланса. Я уверена, главный бухгалтер должен знать каждую цифру, которая лежит в основе баланса, и, соответственно, сделать ее понятной для директора. Если бухгалтер умеет быстро ичетко проанализировать баланс на основании единых принципов, то он — бухгалтер-профессионал, и это должно стать мотивацией. Он может знать стандарты, понимать проводки, но если глубоко не изучает баланс и всю финансовую отчетность, то у него нет системы мотивации.

Я думаю, что правильная система мотивации — это, прежде всего, стремление в совершенстве владеть ситуацией на предприятии, что впоследствии даёт возможность перехода на более высокий уровень.

– Оксана Николаевна, Вы работали и бухгалтером, и аудитором. В чем главное отличие между этими профессиями? Как думаете, может ли каждый бухгалтер стать аудитором?

– Не каждый бухгалтер может стать аудитором. Это однозначно. Есть люди, которые любят цифры, каждодневную методичную работу: обрабатывать документ, делать проводки, формировать баланс. Такой человек вряд ли когда-то перестроится и станет аудитором. Потому что аудитор — не просто специалист с глубоким знанием стандартов аудита и бухгалтерского учета, но и,прежде всего, творческий человек. Он мыслит шире понятий оформления документов, их реализации в проводке или отчетности. Это человек, способный стать хорошим управленцем, руководителем, системным реформатором; человек, который может быстро увидеть проблему, что не лежит на поверхности, и дать четкую оптимальную рекомендацию, предложить конструктивное решение выхода из создавшейся ситуации именно для этого предприятия.

– Наличие сертификата аудитора предполагает постоянную работу в профессии. Бывали случаи, когда АПУ лишала сертификатов тех аудиторов, которые отходили от профессии на некоторый период времени. К Вам такие меры АПУ не применяла?

– Нет, со мной такого не было. Я постоянно активно занимаюсь аудитом. На предприятии практически ежедневно соприкасаюсь с бухгалтерским и управленческим учетом и сама непосредственно в этом участвую. Даже в Единую централизованную интегрированную платформу (управленческую, бухгалтерскую программу) — проект, который мы сегодня внедряем на предприятии, — я погрузилась очень активно. Также способствую развитию и внедрению всевозможных инновационных проектов в этом направлении.

– А как Вы относитесь к бухгалтерскому аутсорсингу?

– Положительно. Сейчас многие предприятия анализируют свои экономические показатели, понимая, что в современных условиях более выгодно отдать бухгалтерию на аутсорсинг (профессиональный, схорошей репутацией) и с точки зрения экономики, и с позиции ответственности. Я считаю, что это нужно применять, и это очень правильно, оправдано

– Это преимущества. А недостатки видите?

– Недостатки, конечно же, есть. Потому что ты в какой-то степени перестаешь влиять на тех бухгалтеров, которые обрабатывают твою отчетность. Но, с другой стороны, это и хорошо, поскольку уже не можешь влиять на результат, а только оцениваешь его с профессиональной точки зрения. Безусловно, это создает некий дискомфорт, чисто психологический, но для предприятия идет только на пользу.

– Как Вы думаете, наличие штатной бухгалтерии влияет на успех предприятия?

– Скажу об Укрпочте, о предприятии, на котором сейчас работаю. Вроде бы, с одной стороны, хорошо, что есть штат сотрудников, на которых ты приказом возлагаешь внедрение тех или иных процессов, однако и ответственность больше — и у персонала, и у руководителя. С другой стороны, если бухгалтерия на аутсорсинге, проблем становится меньше: подписал договор с компанией, поставил ей сроки внедрения и жестко следишь за ними, применяя штрафные санкции при необходимости.

В Европе в крупных компаниях, как правило, бухгалтерия и финансовый блок отдаются на аутсорсинг.

– Как обладатель нескольких международных дипломов по бухгалтерскому учету, поделитесь, какие преимущества дает зарубежный опыт украинским бухгалтерам?

– Нам однозначно не хватает международного опыта, нужно его изучать и заимствовать. Поскольку я сейчас работаю на почте, приведу пример именно из этой сферы деятельности. За последние 10 лет почта Италии осуществила огромные преобразования: изменила законодательство, провела реформы на уровне правительства, организационные изменения, внедрила управленческий учет. И первое, с чего я начала работу в Укрпочте,— посетила почту Италии, изучила опыт почтовых служб Англии, Франции, России и Казахстана. И этот опыт дал мне новое видение работы.

Фактически, если бы не зарубежные примеры, мы бы не достигли того, что имеем сейчас. Я изучила стратегии, созданные для России «Бостонской консалтинговой группой», а для Италии — компанией «Эрнст энд Янг». В результате, имея теоретическую базу знаний + практический опыт, мы своими силами написали достойную и понятную стратегию для Укрпочты, не тратя дополнительные деньги на привлечение международных консультантов. Поэтому необходимо изучать международный опыт, и делиться своим опытом. Учиться и развиваться нужно постоянно.

– Коль мы уже заговорили о почте… Год назад Вы рискнули и возглавили стагнирующее госпредприятие. Почему именно Укрпочта? Ведь фактически опыта работы в этом направлении у Вас не было.

– Я 10 лет осуществляла аудит в системе НАК «Нефтегаз Украины», в облгазах, на Николаевском глиноземном заводе, Сумском машиностроительном заводе, кондитерских фабриках, сахарных заводах и атомных станциях. За это время получила колоссальный опыт и поняла, что стала по-другому относиться к деятельности многих предприятий. Поэтому, когда мне предложили возглавить Укрпочту, я согласилась, руководствуясь чувством долга и патриотизма. Хотелось доказать, в первую очередь себе, что я могу разобраться и в этой системе. За столь недолгий промежуток времени, буквально за год, нашей команде удалось многое: мы разработали стратегию развития компании, предложили внести изменения в законодательство, активно внедряем современные информационные технологии и т. д. Работа проделана огромная, и результаты видны уже сейчас.

– За последний год на почте появилось много новых услуг. Какие из внедренных сервисов Вы считаете приоритетными и наиболее прибыльными для почты сейчас? И что планируете на будущее?

– Для любого предприятия приоритетны те сервисы, которые пользуются спросом у населения. Для почты, как национального оператора, приоритетными являются почтовые услуги, но работают они эффективнее в комплексе с сопутствующими. Это комфортно: прийти на почту и получить широкий спектр разного рода услуг — от финансовых до административных: не просто отправить письмо, посылку, бандероль, но и открыть счет или депозит, оплатить любой платеж, получить банковскую карточку, кредит. Или, сделав заявку на административную услугу — через некоторое время получить на дом необходимую справку или документ.

В современном мире, например, в Италии, Германии и Великобритании, придя в отделение, контактируя с курьером или почтальоном, ты получаешь как традиционные, так и инновационные услуги: финансы, Интернет и живое человеческое общение (контакт). Эти три составляющие позволят почте любой страны существовать всегда, потому что на них держится весь современный мир. Другими словами — успех — в слиянии традиций и инноваций.

Важно развивать эти направления во всех регионах. И наша задача — принести весь современный спектр услуг, например, Интернет-торговлю, в отдаленные районные центры, куда трудно доезжает транспорт. Люди не должны чувствовать себя в чем-то ограниченными.

– Модернизация почты — удовольствие не из дешевых. Государственной поддержки Вам достаточно, или будете привлекать частных инвесторов, повышать тарифы для населения, чтобы покрыть часть расходов?

– Государство нас очень активно в этом поддерживает. В соответствии с директивой Всемирного почтового союза государство обязательно регулирует порядок предоставления почтовых услуг, чтобы соблюдалось их качество. Каждый гражданин страны четко знает, что независимо от места жительства он в определенные сроки может получить любую почтовую услугу.

Почтовый бизнес для операторов, которые предоставляют такие универсальные почтовые услуги во всех странах, очень низкорентабельный. Регулируя тарифную политику на почте, государство защищает своих граждан, дает им права и возможности получать почтовые услуги по приемлемым ценам.

В развитых странах, независимо от того, закрыт рынок или открыт, каждый оператор имеет право оказывать почтовые услуги. Но регулируется рынок достаточно жестко. Оператор подвергается либо лицензированию, либо регулированию, то есть попадает в реестр, где его контролируют.

В некоторых странах государство определяет: либо оно дотирует тех, кто оказывает универсальную услугу в полном объеме на территории страны, либо создается так называемый фонд универсальных услуг. Если частный оператор хочет быть участником этого рынка, то он регистрируется, платит деньги, и за счет фонда универсальных услуг дотируется то предприятие, которое в полном объеме оказывает эту универсальную услугу.

Каким образом действовали другие страны? Они открывали рынок постепенно. Были выдвинуты четкие требования к операторам: если ты достиг определенного уровня, у тебя есть приемлемое количество отделений, трудовых ресурсов, оборудования, и ты можешь оказывать универсальные услуги на всей территории страны, — пожалуйста, оказывай. Если же ты не соответствуешь критериям, — тогда об этом не может быть и речи.

А что в Украине? Многие операторы доставляют почтовые отправления только туда, куда им выгодно, — в крупные города. В итоге нас, как национального оператора, оставляют с сегментом районных центров, в которых численность населения не превышает 50 тыс. человек, и отдаленных от центра сельских местностей.

– А есть ли способ законодательно урегулировать эту проблему?

– Мы уже сделали ряд предложений по внесению изменений в законодательство. Сейчас активно это обсуждаем со всеми участниками рынка. Конкуренция должна развиваться честно, по правилам, которые заложены Всемирным почтовым союзом и нашим законодательством. Мы должны отрегулировать его (рынок — Прим. ред.) таким образом, чтобы не уничтожить потребление услуг гражданами. Ведь если мы сейчас откроем рынок, то будем вынуждены либо закрыть часть отделений, либо поднять цены, и для села услуги будут просто недоступны. Государство не должно допускать такого, и оно не допустит.

– Ввиду острой необходимости госучреждения конкурировать с более гибкими и устойчивыми на рынке частными компаниями, можно ли законодательно закрепить монополию Укрпочты на дополнительные виды услуг?

– Мы предлагаем четко определить перечень почтовых услуг; закрепить перечень универсальных услуг в законодательстве; открыть рынок для всех игроков на оказание универсальных услуг, но только выработать четкие критерии к операторам, которые могут предоставлять эти услуги.

Пусть частные операторы, которые соответствуют критериям, оказывают услуги. К примеру, нужно развивать сектор Интернет-торговли. Если ты зарегистрировался оператором и хочешь и можешь оказывать эту услугу — пожалуйста, развивай. Но зачем ограничиваться Киевом? Нужно идти дальше, внедрять сервис в маленьких районных центрах, где люди также нуждаются в Интернет-доставке, Интернет-торговле. Безусловно, рентабельность будет ниже, чем в Киеве, Харькове и Донецке, но можно постепенно расширять сеть отделений, увеличивать количество курьеров и оказывать эту услугу в районных центрах.

Я предлагаю операторам развивать это направление, но для них лакомый кусок — наш монопольный сегмент пересылки письменной корреспонденции весом до 50-ти г. Конечно, хорошо подписать выгодный контракт с крупными компаниями на разноску счетов, доставку письменной корреспонденции и рекламной продукции, но гораздо сложнее развивать рынок Интернет-торговли. Поэтому я считаю, что нужно установить, как во всем цивилизованном мире, жесткие правила игры на рынке, дать возможность национальному оператору качественно оказывать закрепленные за ним почтовые услуги.

– Проблема низкой рентабельности национального оператора уже звучала, как я понимаю, сейчас она ниже 1%. Накакую рентабельность планируете вывести предприятие в ближайшие 5 лет?

– В наших планах и перспективах достигнуть хотя бы 5-ти процентной рентабельности. Мы делаем акцент на увеличении доходов, хотим за счет оборотов увеличить заработные платы для сотрудников, провести модернизацию и автоматизацию почты. Сейчас набирает обороты Интернет-торговля, поэтому я прошу своих специалистов активно завоевывать репутацию и авторитет среди Интернет-магазинов, и уверена, что у нас с Интернет-магазинами совместная задача — развивать это направление. Они формируют сайты и предложение, а мы должны гарантировать оперативность и качество доставки.

– А какой сейчас коллектив на почте? Если модернизация будет и дальше наращивать обороты, смогут ли сотрудники быстро адаптироваться к нововведениям?

– Коллектив — трудоспособный, настроен на позитив и современное «перевооружение». Я вижу, что нам за короткий промежуток времени уже многое удалось. В ноябре 2012 г. мы купили сервера, технику, компьютеры; в январе — начали активное внедрение SAP «Казначейство». А с марта программа заработала по всей системе. Вряд ли на сегодня какому-либо предприятию удавалось за такой короткий промежуток времени — всего 2 месяца — реализовать такой проект. Мы планируем с мая запустить в работу электронные торги, тендера, закупки, а летом приступим к автоматизации бухгалтерского и налогового учета, к концу года наш баланс будет полностью реализован в модуле SAP «Бухгалтерский учет». Сегодня мы активно работаем в системе отраслевого дистанционного обучения. Ведь побеждает не тот, кто знает, а тот, кто быстро находит нужную информацию. Мы уже обучили огромное количество персонала — порядка 3,5 тыс. финансистов, айтишников.

– За год Вашей работы на почте появилось много интересных социальных проектов. Вы также уделяете много времени корпоративной социальной ответственности. Какую цель при этом преследуете?

– Я считаю, что наше общество (включая уважаемых журналистов) много внимания уделяет негативу и забывает о позитивных вещах. Жить, создавать, успешно творить можно только с огромным позитивом в сердце. Общество должно воспитывать позитивно настроенных людей, но для этого оно и само должно быть таковым. Поэтому наша команда приняла для себя решение делать как можно больше социальных проектов, в которых можно рассказать о хороших поступках, делах, подвигах. Мы организовываем их как для детей, так и для взрослых. И, как мне кажется, делаем это успешно.

Зимой мы запустили национальный проект «Резиденция Деда Мороза» и получили огромное количество писем от деток и взрослых, желания которых постарались максимально реализовать вместе с партнёрами проекта. Сейчас инициировали всеукраинский проект — «Напиши письмо ветерану» — цель которого воспитывать у молодёжи уважение к старшему поколению. Самые яркие письма мы опубликуем в книге «Почта Победы», которая будет напечатана в 2015 году к 70-летию великой победы. Эти проекты направлены не на увеличение оборота писем, мы хотим, чтобы все узнали, как много у нас замечательных детей, как много в стране патриотов и героев…

Такие проекты помогают нам быть более внимательными и отзывчивыми. Ведь мы забыли, как приятно писать и получать письма. Мне в последнее время очень многие присылают письма, открытки. Я их сохраняю. Это намного приятнее, чем получить банальное sms-сообщение или звонок. Я поймала себя на мысли, что мы, вспоминая о родителях, сразу бросаемся им звонить, совершенно забывая о том, что можно написать от руки письмо, которое можно будет перечитывать не раз и не два, всматриваться в почерк…

– Сейчас Ваша дочь учится за границей. Решиться отправить ребенка в другую страну одного — очень сложно. Что побудило Вас принять такое решение и не жалеете ли сейчас?

– Как и каждая мама, я очень болезненно к этому относилась. Тем более, что у меня одна дочь. Но она сама приняла такое решение и сама его реализовала: выбрала колледж, подготовила документы, сдала тесты и получила подтверждение. Я не возражала, поддержала дочь.

Сейчас, когда я с ней общаюсь, то чувствую, что во многих вопросах мы с ней говорим на равных. Она часто спрашивает: «Мама, а почему у вас на почте нет вот такой услуги, ведь это же так удобно, и если вы это оперативно внедрите, то получите такие-то результаты!». Приятно и полезно говорить с человеком, который имеет европейский подход. Поэтому, если есть возможность, необходимо отправлять своих детей за границу учиться по разным международным программам.

– А как сейчас ориентируется дочь — вернуться на родину или строить карьеру за рубежом?

– Сейчас она говорит, что хочет выучиться, вернуться и работать здесь. Считает, что в Украине, как и во многих странах, направление статистики (а она — будущий статист) очень неразвито, я бы даже сказала, что его постепенно, с годами, почти уничтожили. Дочь также хочет заниматься реорганизацией и оценкой предприятий, оценкой рисков вкладов в развитие предприятий, то есть всем, что связано с реорганизацией и вложением денег в компании. Поэтому для себя она решила, что будет возвращаться в Украину, — и я буду только рада.

– Оксана Николаевна, в 2010-м и 2012 годах Вы вошли в рейтинг самых влиятельных женщин Украины. Много говорите о карьере, саморазвитии, самореализации, а на отдых время находите? В чем ищете вдохновение, источник жизненных сил и приятных эмоций?

– Пять лет назад я решила систематически заниматься спортом. С тех пор каждое утро начинаю с беговой дорожки, с йоги и плаванья в бассейне. Из зала всегда выхожу в хорошей форме, с улыбкой и позитивным зарядом. Считаю, что любой уважающий себя человек должен заниматься спортом.

Я стараюсь находить время на общение с близкими людьми, обсуждать с ними какие-то позитивные моменты. Ну, и, безусловно, совершать добрые поступки и уметь отдавать. Чем больше отдаешь, тем лучше самочувствие, настроение, душевное удовлетворение.

Я безумно люблю окружающий мир, людей, любую, даже дождливую, погоду. И делаю это искренне. Я очень люблю своего ребенка, дело, которым занимаюсь, — это дает любой женщине возможность быть красивой, изысканной, женственной и увлеченной. Считаю, что любовь в сердце, позитивный настрой — это то, что вдохновляет на полноценную жизнь.

– Что бы вы пожелали нашим читателям?

– Австрийский профессор математики и физик-теоретик Людвиг Больцман сказал: «Для практики нет ничего более важного, чем хорошая теория». Я желаю читателям журнала «Независимый аудитор» черпать теорию на страницах этого издания и успешно применять ее на практике, постоянно развиваться и помнить, что бухгалтерский учет — это хорошее дополнение к деловому мышлению J. А еще — любви и позитивного настроя.


Add comment


Security code
Refresh

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%