Приобрети журнал - получи консультацию экспертов
№9(2012)
Прежде чем познакомить читателей с современными подходами к регулированию аудита в Республике Беларусь, остановимся на истории возникновения и развития данного института.
Правовые основы для осуществления аудиторской деятельности в постсоветской Беларуси были заложены в постановлении правительства от 30 сентября 1991 года. Этот день принято считать датой возникновения аудита в стране, история которого таким образом насчитывает вот уже более 20 лет.
В период с 1992 по 1999 годы функции государственного регулирования аудиторской деятельности и контроля за ней были возложены на Аудиторскую палату, представляющую собой саморегулируемую организацию аудиторов. Однако наметившееся к концу 90-х годов прошлого века усиление государственного регулирования экономики не обошло и аудит. Повышению внимания государства к данной сфере способствовал также ряд конфликтов между аудиторами и Аудиторской палатой, завершившихся в 1999 году судебным решением о признании недействительной государственной регистрации Аудиторской палаты.
В 1999 году Президентом Республики Беларусь был принят декрет, в соответствии с которым функции по лицензированию аудиторской деятельности, разработке методологии аудита, контролю порядка осуществления аудиторской деятельности были переданы Министерству финансов.
По данным Минфина, по состоянию на 1 января 2012 года в Республике Беларусь было 1493 аудитора и 146 аудиторских организаций. Общая стоимость аудиторских услуг, оказанных в 2011 году, составила 86597 млн белорусских рублей. Если перевести указанную сумму в доллары США по некому усредненному курсу (в 2011 году произошла девальвация белорусского рубля), то сумма составит около $15 млн. Сюда входит стоимость как аудиторских проверок, так и других услуг (консалтинг, ведение бухучета, трансформация и пр.). Причем по данным министерства, доля аудиторских проверок составляет примерно 58% от указанной общей суммы.
Если кратко охарактеризовать ситуацию с регулированием порядка осуществления аудиторской деятельности в Республике Беларусь в сравнении с государствами бывшего СССР, то можно выделить два основных отличия:
Лицензирование аудиторской деятельности отменено в стране с 1 января 2011 года в рамках масштабного сокращения числа лицензируемых видов деятельности с целью улучшения бизнес-климата. По прошествии вот уже почти двух лет со дня отмены можно говорить, что либерализация доступа к данному виду деятельности не повлекла существенного ухудшения качества предоставляемых услуг.
Одновременно с отменой лицензирования ушло в прошлое и обязательное страхование профессиональной ответственности аудиторских организаций, которое до указанной даты являлось одним из лицензионных требований. Тем не менее, осознавая значимость такого страхования как для заказчиков, так и для аудиторов, большинство крупных аудиторских компаний продолжают страховать профответственность в добровольном порядке.
В настоящее время порядок ведения аудиторской деятельности в Беларуси определяется Законом «Об аудиторской деятельности».
Согласно закону, установлен довольно широкий круг субъектов хозяйствования, обязанных ежегодно проводить обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности:
По данным Министерства финансов Республики Беларусь, в 2011 году число заказчиков аудита составили 5628 организаций.
Аудитором, согласно закону, может быть физическое лицо, имеющее высшее экономическое и (или) юридическое образование и стаж работы по соответствующей специальности не менее трех лет, а также отвечающее квалификационным требованиям, установленным законодательством к аудиторам, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.
Процесс проверки уровня квалификации претендента для получения аттестата аудитора проходит в форме экзамена. Квалификационный экзамен принимает комиссия, которая формируется Министерством финансов Республики Беларусь.
Квалификационный экзамен проходит в два этапа:
Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. Однако законом предусмотрены следующие основания его аннулирования:
Кроме того, аттестат может быть аннулирован при нарушении аудитором требований по повышению квалификации. Не реже одного раза в два года аудитор должен проходить обучение по программе повышения квалификации, согласованной с Министерством финансов Республики Беларусь.
Как и выдача аттестата, его аннулирование также отнесено к компетенции Министерства финансов.
При намерении проводить аудит в банках, помимо указанного выше экзамена, претенденту необходимо также будет пройти оценку соответствия квалификационным требованиям в Национальном банке Республики Беларусь, которая состоит из тестирования и собеседования.
Аудитор имеет право заниматься аудиторской деятельностью в качестве аудитора – индивидуального предпринимателя, а также как сотрудник аудиторской компании.
Законодательство не устанавливает специальных требований к размеру уставного фонда аудиторской организации, однако юридическое лицо вправе оказывать аудиторские услуги только при наличии в штате минимум трех аудиторов.
Не менее 50% работников аудиторской компании должны составлять граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на территории страны, а в случае если руководителем организации является иностранный гражданин, – не менее 75%. Руководителем аудиторской компании может быть только аудитор.
Надо отметить, что объем услуг, которые вправе оказывать аудиторские организации и аудиторы – индивидуальные предприниматели, идентичен. При этом индивидуальный предприниматель имеет право предоставлять те же услуги, что и компании, самостоятельно, не привлекая наемных работников.
В этой связи наличие перечисленных требований к аудиторским организациям служит предметом многолетней полемики внутри аудиторского сообщества. Со стороны аудиторских компаний звучат призывы сократить права индивидуальных аудиторов при проведении обязательного аудита, поскольку они не в состоянии обеспечить контроль качества услуг и зачастую за счет практически нулевого уровня издержек позволяют себе ценовой демпинг.
Основную роль в регулировании аудиторской деятельности закон отводит государственным ведомствам: Министерству финансов и Национальному банку (в части аудита банков).
Министерство финансов:
Кроме того, данное министерство представляет интересы государства в международных организациях по вопросам аудиторской деятельности, а также осуществляет контроль за соблюдением аудиторскими организациями и аудиторами законодательства об аудиторской деятельности путем проведения проверок.
Закон допускает возможность создания объединений аудиторских организаций или аудиторов, однако при этом их участие в регулировании аудиторской деятельности может быть лишь только дополнительным по отношению к государственному. Например, такие объединения вправе устанавливать для своих членов внутренние правила аудиторской деятельности, но они не могут противоречить республиканским правилам аудиторской деятельности, утвержденным Министерством финансов. Объединения имеют право осуществлять контроль качества у своих членов, но это не заменит контроля со стороны министерства.
Вследствие переноса функций регулирования профессии на государственные структуры, а также по ряду других причин существующие сегодня аудиторские объединения, к сожалению, невелики по составу и малозаметны.
В настоящее время на рассмотрении в парламенте находится новая редакция закона об аудиторской деятельности. Его вступление в силу предполагается с 2013 года. Проект закона позволяет прогнозировать серьезные изменения на рынке аудиторских услуг, поскольку планируется значительно сократить число субъектов, которые должны будут проводить обязательный аудит, увеличить минимально необходимое количество аудиторов для аудиторских организаций. Кроме того, проект закладывает основы для вовлечения объединений аудиторов к регулированию профессии.
Main