Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

To top
NBU Rate
 

Международные стандарты образования для бухгалтеров

Елена Макеева
эксперт по вопросам бухгалтерского и налогового учета

№9(2012)

Национальная система образования бухгалтеров в Украине построена таким образом, чтобы сделать акцент на профессиональном образовании: знаниях в области бухгалтерии, финансов, микро- и макроэкономике и сопутствующих науках. В то время как международный стандарт образования 2 «Содержание программы профессионального образования бухгалтеров» (МСО 2) предполагает, что бухгалтер должен владеть, помимо профессиональных знаний и навыков, также и компетенцией в области организации и управления бизнесом, информационных технологий (рис. 1).

При этом в высших учебных заведениях Украины не уделяется должное внимание профессиональным ценностям и профессиональной этике. Большинство практикующих бухгалтеров не знают о существовании Кодекса этики профессиональных бухгалтеров МФБ, принятом в Украине Аудиторской палатой еще в 2003 году, не говоря уже о студентах вузов.
Отчасти это связано с тем, что в действующей редакции Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» ничего не сказано о профессиональной этике, и уж тем более о Кодексе этики профессиональных бухгалтеров. Откуда бухгалтерам знать, какие требования выдвигаются к профессии в Европе и мире? На мой взгляд, это большое упущение Министерства образования Украины. Отсутствие такой компетенции делает наших бухгалтеров неконкурентоспособными, особенно при трудоустройстве в иностранные компании – они просто не понимают вопросы, которые им задают при собеседовании.

9-93-1

Помимо требований к профессиональному образованию бухгалтеров, Международные стандарты образования содержат и МСО 3 «Профессиональные навыки». В Украине часто к подобным навыкам бухгалтеров относят наличие опыта прохождения налоговых проверок. Немудрено, что именно налоговому учету бухгалтеры уделяют большее внимание и зачастую не обладают достаточной компетенцией в области бухгалтерского учета и отчетности, не говоря уже о знаниях МСФО.

МСО 3 «Профессиональные навыки» включает:

1 Интеллектуальные навыки – умение аргументировать, работать с информацией из различных источников: человеческих, печатных, электронных; проводить опросы, исследования; иметь логическое и аналитическое мышление; осуществлять критический анализ, распознавать и решать проблему.

2 Технические и функциональные навыки – умение и способность считать, вести статистику, опытность в ИТ, умение моделировать решения и проводить риск-анализ, оценку, составлять отчетность, сопоставлять законодательные и регуляторные требования.

3 Персональные навыки – личный менеджмент, инициатива, самообразование, профессиональный скептицизм, умение адаптироваться к изменениям, генерировать профессиональные ценности и этику, расставлять приоритеты и организовывать работу так, чтобы все выполнять в срок.

4 Межличностные коммуникационные навыки – умение работать в команде по выполнению проекта и избегать конфликтов, взаимодействовать с людьми на культурные и интеллектуальные темы, договариваться и убеждать, слушать, понимать культурные и языковые отличия.

5 Организационные навыки и навыки бизнес-менеджмента – стратегическое планирование, проект-менеджмент, лидерство, профессиональная оценка и интуиция, умение принимать решения, организовывать работу и делегировать, развивать людей.

Согласитесь, что если бы украинских бухгалтеров оценивали по наличию профессиональных навыков в рамках МСО 3, то большинство практикующих специалистов остались бы с самыми низкими оценками.
Мы часто жалуемся на собственника, который не ценит наш труд. Но проблема не в нем, а в отсутствии у нас должной компетенции, так называемого helicopter view (глобальное видение) при выполнении профессиональных обязанностей, а также в наличии твердых стереотипов о бухгалтере и его деятельности, несовершенной системе образования. Рекомендую бухгалтерам указывать в резюме свои конкретные профессиональные навыки в рамках МСО 3. Это однозначно выделит вас и ваше резюме среди других соискателей.

Перманентное обучение бухгалтеров и повышение квалификации также предусмотрены МСО.

Зачем вам учиться? Римский классик Петроний утверждал: «Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя». Нельзя не согласиться с этим утверждением. Все, что вы делаете, – делаете исключительно для себя, для создания своей дополнительной стоимости. Никто не обязан оплачивать вам образование, курсы, тренинги, семинары. Опыт показывает, что если человек самостоятельно платит за образование, то он получает больше знаний и опыта. Мера ответственности стирается, и только себе ты отдаешь отчет, зачем пошел учиться и какие новые знания в результате приобрел.

И напоследок хочу поговорить о создании собственного бренда. Успешная формула личного бренда включает:

  • профессионализм: образование + знания + опыт = компетенция;
  • индивидуальность: Чем вы лучше других? Может, вы хороший лектор или у вас хорошие навыки написания статей, наставничества, умения побеждать и т.д.?
  • коммуникационные навыки: умение строить открытые отношения с людьми, быть лидером, интегратором в коллективе.

Создавая свой личный бренд, вы быстрее приближаетесь к достижению собственной мечты, становитесь востребованы как профессионал, растете и формируете свою личность.


Add comment


Security code
Refresh

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%