Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

To top
NBU Rate
 

Продажа товаров по почте

Зоряна Куриляк
юрист, налоговый консультант

№4(15)(2013)

В контексте рассмотрения вопросов учета почтовых расходов целесообразно обратить внимание на вопросы учета операций по продаже товаров по почте

Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.1991 г. №1023-XII (далее - Закон №1023) в свое время получил новую редакцию1, после чего была узаконена продажа товаров по почте. Мы говорим «узаконена», потому что в новой редакции Закона №1023 законодательно закреплена так называемая дистанционная торговля. В частности, определены понятия «договор, заключенный на расстоянии» и «средства дистанционной связи».

Так, договор, заключенный на расстоянии - это договор, заключенный продавцом (исполнителем) с потребителем с помощью средств дистанционной связи, т.е. телекоммуникационных сетей, почтовой связи, телевидения, информационных сетей, в частности Интернета, которые могут использоваться для заключения договоров на расстоянии.
Во исполнение норм Закона №1023 разработаны новые Правила продажи товаров по почте2 (далее - Правила), где представлено определение термина «дистанционная торговля». Под ним понимают форму продажи на расстоянии, при которой выбор товара и его заказ не совпадают по времени с непосредственной передачей выбранного товара покупателю.

Принцип дистанционной торговли по почте предусматривает, что продавец определяет перечень непродовольственных товаров, предлагаемых для продажи по почте. Но нельзя продавать товары, запрещенные законодательством, в том числе те, которые нельзя пересылать в почтовых отправлениях. Продавец также самостоятельно рекламирует товары, предлагаемые к продаже.

Пунктом 4 Правил установлено, что между продавцом и оператором почтовой связи заключается договор, согласно которому первый берет на себя обязательства о продаже по почте товаров надлежащего качества и безопасности, обмене товаров, выполнении заявлений-заказов в определенные Правилами сроки, а оператор почтовой связи обязуется принимать объектом почтовой связи от потребителей заявления-заказы, пересылать почтовыми отправлениями заявления-заказы на адрес продавца, а также передавать почтовые отправления с заказанными товарами адресату (получателю) согласно Правилам предоставления услуг почтовой связи3. Обеспечение сервиса по продаже товаров по почте потребителям осуществляют объекты почтовой связи (п. 6 Правил).

Потребитель покупает товары путем отправки объектом почтовой связи заявления-заказа на адрес предприятия-продавца. Для приобретения товаров, указанных в каталоге, проспекте, специальном перечне товаров и т.п., покупатель (потребитель) должен заполнить и подать объекту почтовой связи заявление-заказ в двух экземплярах. Первый остается у потребителя, второй - подают объекту почтовой связи для дальнейшего отправления его продавцу. Заявление-заказ оформляется на бланке установленной субъектом формы, который выдается потребителю бесплатно. Работник почты, осуществляющий прием заявления-заказа, на обоих экземплярах расписывается с указанием фамилии и должности и проставляет оттиск календарного штемпеля (печати).

После получения заявления-заказа продавец упаковывает заказанный товар как почтовое отправление, опломбировывает его и подает для пересылки объекту почтовой связи. Упаковка и опломбирование почтового отправления может осуществляться на почте за дополнительную плату.

Правилами определено, что продавец должен включить в почтовое отправление расчетный документ установленной законодательством формы и содержания на полную сумму проведенной операции, подтверждающий факт купли-продажи, а при продаже товаров, на которые предусмотрены гарантийные сроки, - также технический паспорт или другой заменяющий его документ, где обязательно делается отметка о дате продажи и наименовании субъекта хозяйствования, заверяется штампом (печатью) и подписью субъекта хозяйствования.

Здесь следует учитывать, что продажа товаров по почте может осуществляться по предоплате или наложенным платежом, когда покупатель оплачивает товар при его получении. В таком случае продавец поручает предприятию почтовой связи получить от покупателя указанную стоимость товара. Обычно в таких случаях расходы на пересылку товара оплачивает покупатель. Если же он не получает заказ, то продавец должен возместить почтовому отделению затраты на хранение товара и доставку в оба конца.

Заметим, что на продажу товаров по почте распространяются нормы ст.ст. 702, 704 ГКУ4 по договору розничной купли-продажи. Такой договор считается исполненным с момента доставки товара в место, установленное соглашением. Покупатель до передачи товара вправе отказаться от договора при условии возмещения продавцу расходов, связанных с совершением действий по выполнению договора.

Продавая товар по почте, следует иметь в виду, что возникнут временные разрывы между датами отгрузки товара, его доставкой покупателю и получением сообщения почтового отделения о вручении товара. Это важно для определения доходов и расходов, поэтому продажу таких товаров целесообразно вести на отдельном субсчете «Товары в пути» (например, субсчет 287).

Доходы и расходы при продаже товаров по почте в бухгалтерском и налоговом учете следует отражать по дате получения товара покупателем, а налоговые обязательства по НДС - по дате передачи товара почтовом оператору, поскольку налоговики связывают дату их возникновения именно с датой начала перемещения товара к покупателю.

Выясним, каким образом покупатели и продавцы должны учитывать расходы на доставку товаров (в зависимости от того, кто финансирует эти расходы).

Так, в соответствии с п. 17 П(С)БУ 16 «Расходы» в бухгалтерском учете расходы, связанные с операционной деятельностью, которые не включаются в себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг)», делятся на расходы на сбыт, прочие операционные расходы и административные расходы. При этом перечень последних приведен в п. 18 П(С)БУ 16. Среди них находим расходы на связь - почтовые, телеграфные, телефонные, телекс, факс и т.п.

В свою очередь, только для продавцов в п. 19 П(С)БУ 16 перечислены расходы на сбыт, среди которых почтовые расходы можно отнести к «прочим расходам, связанным со сбытом продукции, товаров».

Итак, по дебету счета 92 «Административные расходы» или 93 «Расходы на сбыт» отражается сумма признанных расходов, а по кредиту - списание на счет 79 «Финансовые результаты».
В налоговом учете по налогу на прибыль расходы на оплату услуг связи (почта, телеграф, телефон, телекс, телефакс и другие подобные расходы) предусмотрено учитывать при исчислении объекта налогообложения в составе административных расходов, направленных на обслуживание и управление предприятием и их относят к прочим расходам в соответствии с пп. «г» пп. 138.10.2 НКУ5. Однако почтовые расходы, связанные со сбытом товаров, у продавца можно считать расходами на сбыт, которые также относятся к прочим расходам (абз. «е» пп. 138.10.3 НКУ). Вместе с тем у покупателя такие затраты могут оказаться составляющей себестоимости, т.е. расходами операционной деятельности (пп. 14.1.228, пп. 138.1.1, п. 138.6, п. 138.8 НКУ).

Пунктом 138.5 НКУ определено, что другие расходы считают расходами того отчетного периода, в котором они были осуществлены, в соответствии с правилам ведения бухгалтерского учета. Согласно п. 138.2 НКУ, расходы, учитываемые для определения объекта налогообложения, признаются на основании первичных документов, подтверждающих осуществление налогоплательщиком расходов, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухгалтерского учета и других документов, установленных разделом II НКУ (в частности, п. 44.2 НКУ). Расходы, не подтвержденные соответствующими расчетными, платежными и другими первичными документами, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухучета и начисления налога, не включаются в состав расходов (пп. 139.1.9 НКУ). Кроме этого, расходы должны быть связаны с хозяйственной деятельностью предприятия (пп. 14.1.27, пп. 139.1.1, пп. 14.1.36 НКУ).

Следовательно, расходы на оплату услуг связи учитывают при исчислении объекта налогообложения в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, при условии подтверждения таких расходов соответствующими первичными документами и их связанности с хозяйственной деятельностью.


Отражение в учете операций по продаже товаров почтой

№ з/п

Содержание операции

 Бухгалтерский учет

 Сумма, грн

Налоговый учет

Д-Т

К-Т

Доходы

 Затраты

1

Получена оплата от покупателя

311

681

120

2

Начислены налоговые обязательства с НДС

643

641/пдв

20

-

3

 Передан товар почте для отправки

287

281

120

4

 Получен товар покупателем

361

702

702

643

120

20

100

50 (условно)

5

 Проведен зачет задолженностей

681

361

120

6

Отображены почтовые затраты

93

311

20

20

___________________________________________________________________________________

1Согласно Закону Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О защите прав потребителей» от 01.12.2005 г. №3161-IV

2Утверждены Приказом Министерства экономики Украины, Министерства транспорта и связи Украины от 11.06.2008 г. №206/699

3Утверждены Постановлением Кабинета Министров Украины от 05.03.2009 г. №270

4Гражданский кодекс Украины

5Налоговый кодекс Украины


Add comment


Security code
Refresh

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%