Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

To top
NBU Rate
 

Защита профессиональной деятельности журналистов в перспективе

Виктория Литвин
адвокат

№4(15)(2013)

Как отмечается в пояснительной записке к проекту Закона Украины «О защите профессиональной деятельности журналистов», целью создания данного законопроекта является преобразование устаревшего, принятого еще в советское время законодательства в единый законодательный акт, регулирующий деятельность журналиста, предоставляя ему определенный круг прав, обязанностей и гарантий.

На сегодняшний день указанный проект еще не прошел чтение в Верховной Раде Украины, но журналисты надеются на то, что Закон все же будет принят.

Хотя в законопроекте расширены права и гарантии журналиста, а также усилена ответственность за их нарушение, лично я считаю, что для закрепления таких нововведений не нужно было создавать отдельный нормативный акт (состоящий только из восьми статей), поскольку он не отменяет уже действующие законы, регулирующие деятельность журналиста, а лишь дополняет их количество, дублируя друг друга.

Отношения в сфере журналистики уже установлены законами Украины «О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов», «О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления средствами массовой информации», «Об информации».

Следует обратить внимание на то, что вышеуказанный законопроект дублирует уже определенные в указанных законах понятия, хотя немного и расширяет их.

Итак, ст. 1 проекта Закона закреплено более широкое понятие журналиста и его профессиональной деятельности:

1. Журналист - лицо, которое собирает, получает, хранит и использует информацию для создания и обработки сообщений, статей, программ, передач, фотоиллюстраций т.п. (далее - произведения) с целью распространения их на неопределенный круг лиц через печатные средства массовой информации, аудиовизуальные (электронные) средства массовой информации, информационные агентства (далее - средства массовой информации), Интернет.

2. Профессиональная деятельность журналиста - это непосредственная самостоятельная или в соавторстве систематическая деятельность, связанная со сбором, получением, хранением и использованием информации для создания и обработки произведений с целью распространения их на неопределенный круг лиц для реализации ими своего права на информацию.

Журналист может осуществлять профессиональную деятельность, находясь в трудовых или гражданских правоотношениях с редакцией печатного средства массовой информации, телерадиоорганизацией, информационным агентством (далее - редакция) или действуя по его поручению или самостоятельно.

Подтверждением профессионального статуса журналиста является удостоверение или иной документ, удостоверяющий его личность, выданный редакцией или творческим союзом журналистов. Профессиональная деятельность журналиста основывается на принципах независимости и беспристрастности, ответственности, профессионализма, соблюдения им прав и законных интересов физических и юридических лиц, уважения общепризнанных моральных ценностей.

Очень приятным и долгожданным является то, что в законопроекте значительно расширен объем прав и гарантий журналиста и предусмотрено дополнение ст. 171 Уголовного кодекса Украины (препятствование законной профессиональной деятельности журналистов) еще тремя частями, а именно:

3. Умышленное причинение журналисту легких или средней тяжести телесных повреждений, а также нанесение ему побоев или совершение иных насильственных действий в связи с исполнением им законной профессиональной деятельности наказывается штрафом в размере от ста до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до пяти лет.

4. Умышленное причинение журналисту или его близким родственникам тяжких телесных повреждений в связи с исполнением им законной профессиональной деятельности наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

5. Посягательство на жизнь журналиста или его близких родственников в связи с исполнением им законной профессиональной деятельности наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Преступления, предполагающие нанесение телесных повреждений журналисту или его близким родственникам, так же как и посягательство на их жизнь, отныне могут караться не общей уголовной нормой, а специальной (например, как специальная норма, которая действует в отношении посягательства на жизнь судьи).

Конечно, такое нововведение должно сработать, и журналисты смогут чувствовать себя более защищенными от незаконных посягательств. Но в проекте, помимо расширения материальной части уголовного права, есть еще один довольно интересный пункт.

Так, ч. 6 ст. 8 проекта Закона «О защите профессиональной деятельности журналистов» закреплено: «В случае установления факта препятствования законной профессиональной деятельности журналиста со стороны должностного лица или должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности или объединений граждан, такие лица должны быть в трехдневный срок отстранены от должностных обязанностей до принятия решения суда, вступившего в законную силу, или письменного подтверждения журналистом факта неподачи иска в суд».

Однако здесь есть небольшое упущение, а именно: не указано, кто и каким образом будет это  осуществлять, то есть не прописана сама процедура такого отстранения от должностных обязанностей в трехдневный срок. Непонятно, куда и к кому должен обращаться журналист, чьи права нарушены, с ходатайством о таком отстранении. Однако главное, что данный законопроект направлен на защиту профессиональной деятельности журналиста и является существенным шагом для предоставления ему свободы слова и действий в работе.

Правам, свободам и гарантиям защиты журналистов в проекте посвящены три статьи, и их список немалый, что не может не радовать. Чтобы не перечислять все, обращу внимание лишь на главное и существенное. Итак, журналист имеет право:

- собирать, хранить, использовать и распространять информацию в устном, письменном или ином виде по своему выбору;

- создавать и обрабатывать произведения, распространять информацию, взгляды и убеждения, суждения и комментарии через средства массовой информации;

- не сообщать об источнике информации, за исключением случаев, когда она публикуется по решению суда;

- не раскрывать источники информации или информацию, позволяющую установить ее источники, кроме случаев, когда его обязывает к этому суд.

Законная профессиональная деятельность журналиста не может быть основанием для его ареста, задержания, а также изъятия собранных, обработанных, подготовленных им материалов и технических средств, которые журналист использует в своей работе.

Можно сделать вывод, что данный законопроект все же делает журналиста независимым и защищенным от посягательств и вмешательств в его профессиональную деятельность. Будем надеяться на то, что проект станет Законом.


Add comment


Security code
Refresh

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%