Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

To top
NBU Rate
 

Цепочка, связанная патентной чистотой… Компьютерная программа и полезная модель

Людмила Онищенко
судебный эксперт

№4(15)(2013)

В предыдущих статьях «О размере обычной цены вознаграждения владельцу имущественных прав на промышленный образец, имеющийся в таможенном реестре»1, «Роялти и другие лицензионные платежи, являющиеся составной таможенной стоимости импортируемого товара в Украину»2 для решения экспертной задачи на первом этапе экономического исследования, которое проводит судебный эксперт3, речь шла о наличии в предъявленных материалах Патентного формуляра4 и Отчета о патенте исследования5, которые должны быть предоставлены правообладателем имущественных прав интеллектуальной собственности и составлены в соответствии с нормами Инструкции по экспертизе объектов техники на патентную чистоту6.

Нормами п. 1.4. Инструкции о назначении и проведении судебных экспертиз и экспертных исследований7 (далее - Инструкция о назначении и проведении судебных экспертиз) определено, что при осуществлении экспертиз (экспертных исследований) с целью выполнения определенного экспертного задания, экспертами применяются нормативно-правовые акты и нормативные документы (международные, национальные и отраслевые стандарты, технические условия, правила, нормы, положения, инструкции, рекомендации, перечни, установочные документы Госпотребстандарта Украины), а также действующие республиканские стандарты бывшей УССР и государственные классификаторы, отраслевые стандарты и технические условия бывшего СССР, научно-техническая, справочная литература, программные продукты и т.д.

Итак, правомерность требований судебного эксперта о наличии в предоставленных для изучения материалах Патентного формуляра и Отчета о патенте исследования связана с целью выполнения определенного экспертного задания и вытекает из следующих норм.

Исходя из ст. 1 Закона Украины «О государственном регулировании деятельности в сфере трансфера технологий» №143-V от 14.09.2006 г., под патентной чистотой необходимо понимать свойство технологий и/или их составляющих быть свободно использованными в определенном государстве без угрозы нарушения действующих на его территории охранных документов (патентов) на объекты права интеллектуальной собственности, принадлежащие третьим лицам, определенную согласно действующим охранным документам (патентам) на эти объекты и нормативно-правовым актам государства (государств), где планируется использование указанных технологий и их составляющих, а также в соответствии с конкретным периодом времени, определяемым сроком действия охранных документов (патентов) на составляющие технологий на территории такого государства (государств).

Согласно Постановлению Верховной Рады Украины «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства СССР» № 545 от 12.09.1991 г., являются обязательными нормы Постановления Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий от 02.03.1978 г. №1(8) («Методические указания о проведении патентных исследований при создании и освоении в производстве машин, приборов, оборудования, материалов и технологических процессов»), а именно:

«Постановление обязывает министерства, ведомства, предприятия, организации и учреждения систематически рассматривать вопросы использования изобретений и научных открытий на всех этапах разработки и освоения производства новых видов изделий и материалов, разработки и освоения технологических процессов…

1.2. Патентные исследования являются неотъемлемой частью работ, проводимых при… продаже и приобретении лицензий8.

1.3. Патентные исследования проводятся … в любой области народного хозяйства…

1.5. Патентные исследования проводятся …при непосредственном участии патентного подразделения».

Согласно Постановлению Верховной Рады Украины «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства СССР» №1545 от 12.09.1991 г., являются обязательными нормы Постановления Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий №1(8) от 02.03.1978 г., которым были приняты «Методические указания о проведении патентных исследований при создании и освоении в производстве машин, приборов, оборудования, материалов и технологических процессов» и нормы Постановления Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий №3(16) от 25.07.1985г., которым было принято «Типовое положение о подразделении патентно-лицензионной, изобретательской и рационализаторской работы предприятия, организации и учреждения».

До принятия Постановления Кабинета Министров Украины №995 от 01.07.2007 г. «Некоторые вопросы реализации Закона Украины «О государственном регулировании деятельности в сфере трансфера технологий» для любого центрального органа исполнительной власти были обязательными нормы Постановления Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий №3(16) от 25.07.1985 г., а именно нормы относительно соблюдения требований «Типового положения о подразделении патентно-лицензионной, изобретательской и рационализаторской работы министерства и ведомства».

Согласно нормам Постановления Кабинета Министров Украины №995 от 01.07.2007 г. «Некоторые вопросы реализации Закона Украины «О государственном регулировании деятельности в сфере трансфера технологий», утверждено «Типовое положение о структурном подразделении по вопросам трансфера технологий, инновационной деятельности и интеллектуальной собственности министерства, другого центрального органа исполнительной власти, Национальной и отраслевых академий наук» (далее - Типовое положение).

Согласно нормам п. 3 Типового положения, основными задачами структурного подразделения по вопросам трансфера технологий, инновационной деятельности и интеллектуальной собственности центрального органа исполнительной власти должно быть обеспечение выполнения функций, связанных с разработкой технологий и их составных частей, приобретением, лицензированием и защитой прав интеллектуальной собственности на них, трансфером и использованием новых технологий.

Согласно нормам пп. «4)» п. 4 Типового положения, структурное подразделение по вопросам трансфера технологий, инновационной деятельности и интеллектуальной собственности центральный орган исполнительной власти должен обеспечивать согласно своей компетенции своевременное представление отчетов о проведении патентно-конъюнктурных, прикладных научных исследований, проектных, конструкторских и испытательных работ, связанных с разработкой и использованием технологий, приобретением, лицензированием и защитой прав интеллектуальной собственности на них.

Согласно нормам п. 3 ст. 8 Закона Украины «О государственном регулировании деятельности в сфере трансфера технологий» №143 от 14.09.2006 г., для обеспечения выполнения функций, связанных с созданием, использованием, патентованием и лицензированием прав на технологии и их составляющие любой центральный орган исполнительной власти должен создать в пределах численности и фонда оплаты труда структурное подразделение по вопросам трансфера технологий, инновационной деятельности и интеллектуальной собственности.

Кроме того, любой центральный орган исполнительной власти в пределах своих полномочий должен инициировать создание подразделения по вопросам трансфера технологий, инновационной деятельности и интеллектуальной собственности в подведомственных организациях и учреждениях (нормы п. 3 ст. 8 Закона Украины «О государственном регулировании деятельности в сфере трансфера технологий »№ 143 от 14.09.2006 г.).

Центральный орган исполнительной власти в пределах своих полномочий также обязан проводить патентно-конъюнктурные исследования, предусмотренные нормами Закона Украины «О государственном регулировании деятельности в сфере трансфера технологий» №143 от 14.09.2006 г., а именно:

1) п. 8 ст. 1, согласно которому «патентно-конъюнктурные исследования - системный научный анализ свойств технологий и их составляющих, вытекающих из их правовой охраны, состояния рынков технологий, их составляющих и продукции, патентной и лицензионной ситуации по ним»;

2) п. 3 ст. 18, согласно которому «центральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий координируют и обеспечивают проведение патентно-конъюнктурных исследований с участием разработчиков соответствующих технологий и/или их составляющих».

Нормами п. 2.1. Инструкции о назначении и проведении судебных экспертиз предусмотрено, что «эксперт указывает на обстоятельства, которые способствовали (могли способствовать) совершению правонарушения».

Итак, в случае отсутствия в материалах дела Патентного формуляра и/или Отчета о патенте исследования и невыполнения ходатайства эксперта относительно их предоставления лицом или органом, назначившим экспертизу, эксперт проводит исследование. При этом указывает в заключении экономических исследований в области интеллектуальной собственности на обстоятельства (отсутствие вышеупомянутых документов), которые способствовали (могли способствовать) совершению правонарушения и стали основанием правонарушений в сфере интеллектуальной собственности.

Согласно п. 1.8. Постановления Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий от 02.03.1978 г. №1(8), «Цели проведения патентных исследований должны быть увязаны со стадиями жизненного цикла объекта техники, определяемыми государственными стандартами».

Нормами п. 2 ст. 18 Закона Украины «О государственном регулировании деятельности в сфере трансфера технологий» №143 от 14.09.2006 г. определено, что патентно-конъюнктурные исследования проводятся в соответствии с утвержденными государственными стандартами и методиками.

Согласно нормам п. 1.1.3. Инструкции по экспертизе9, общепринятым является распространение понятия «патентная чистота» и на техническую документацию (стандарты, технологическая документация и т.п.), по которой выпускается или будет выпускаться конкретный материальный объект.

В соответствии со ст. 1 Закона Украины «О государственном регулировании деятельности в сфере трансфера технологий» №143 от 14.09.2006 г.:

• документация - это зафиксированная на материальном носителе информация о технологии и ее составляющих (нормативная, научно-техническая, проектная, конструкторская, технологическая документация, отчеты о результатах выполнения патентно-конъюнктурных, научных, научно-исследовательских, конструкторских и проектных работ, государственных испытаний составляющих технологии), наличие которой обеспечивает их использование (пп. 3 п. 1);

• объект технологии - научные и научно-прикладные результаты, объекты права интеллектуальной собственности (в частности, изобретения, полезные модели, произведения научного, технического характера, компьютерные программы, коммерческие тайны), ноу-хау, в которых отражены перечень, сроки, порядок и последовательность выполнения операций, процесса предоставления услуг (пп. 6 п. 1);

• составляющая технологии - часть технологии, где отображены отдельные элементы технологии в виде научных и научно-прикладных результатов, объектов права интеллектуальной собственности, ноу-хау (пп. 10 п. 1);

• технология - результат научно-технической деятельности, совокупность систематизированных научных знаний, технических, организационных и других решений о перечне, сроке, порядке и последовательности выполнения операций, процесса предоставления услуг (пп. 11 п. 1);

• трансфер технологии - передача технологии, которая оформляется путем заключения между физическими и/или юридическими лицами двустороннего или многостороннего договора, которым устанавливаются, изменяются или прекращаются имущественные права и обязанности по технологии и/или ее составляющих (пп. 13 п. 1) .

В соответствии с абз. 8 п. 1 ст. 19 Закона Украины «О государственном регулировании деятельности в сфере трансфера технологий» №143 от 14.09.2006 г., договоры о трансфере технологий в т.ч. должны включать условия относительно:

1) лицензии10 и ее условия на использование технологий и их составляющих;

2) территориальных ограничений (запрет использовать переданную по договору технологий, их составляющих на территории, не предусмотренной в договоре);

3) ограничений области применения технологий и их составляющих;

4) порядок предоставления сублицензий на составляющие технологии третьим лицам.

Следовательно, при наличии Патентного формуляра и/или Отчета о патенте исследования эксперт в исследовательской части заключения:

• цитирует их содержание в части исследования патентной чистоты (экспертизы на патентную чистоту) и подтверждения факта наличия или отсутствия использования объектов права интеллектуальной собственности и/или факта нарушения исключительных прав на интеллектуальную собственность;

• констатирует, что Патентный формуляр и/или Отчет о патенте исследования являются документами, составленными в соответствии с нормами п. 26 Национального стандарта Украины ГСТУ 4163-2003 «Унифицированная система организационно-распорядительной документации», утвержденного Приказом Госпотребстандарта Украины от 07.04.2003 г. № 55 с печатью11.

Примером, который связан патентной чистотой и раскрывает цепочку (трансфер технологий, нормативные документы, компьютерную программу и полезную модель), может быть решение от 19.03.2013 г. по гражданскому делу №2601/11563/12, рассматриваемому в Голосеевском районном суде г. Киева12.

Судебный эксперт, учитывая нормы п. 4.15 Инструкции о назначении и проведении судебных экспертиз, с целью нормативно-правового понимания патентной чистоты, касающейся трансфера технологии и ее составляющих, которыми являются нормативный документ, компьютерная программа и полезная модель, в исследовательской части заключения может указать, что программное обеспечение - совокупность программ системы обработки информации и программных документов, необходимых для эксплуатации этих программ. (См. ГОСТ 19781-90 «Единая система программной документации. Обеспечение систем обработки информации программное»).

С целью обоснования применяемых методов (методик) исследования эксперт также может ссылаться на следующий исторический обзор.

Компьютерные программы в своем развитии прошли несколько этапов. Сначала разработка и распространение компьютерных программ носили в значительной степени академический (научный) характер, поскольку такие программы были предназначены для ЭВМ, находящихся в исследовательских учреждениях. С появлением и массовым распространением персональных компьютеров в 80-х годах ХХ века компьютерные программы становятся объектом коммерческого использования.

Точкой отсчета компьютерных технологий принято считать 1946 год, когда был выдан патент создателям электронно-вычислительного интегратора ENIAC. Работа этого интегратора заключалась в определенной последовательности команд. Запись команд осуществлялась в виде цепочки нулей и единиц, затем вводилась в машину в виде чисел в двойном, восьмеричном и шестнадцатеричном исчислении. Команды, созданные таким образом, назывались машинным кодом и не были доступны для человеческого восприятия. Программисты, которые не принимали участия в разработке компьютерной программы, как правило, не могли понять всех принципов ее использования, поэтому такие явления, как плагиат и заимствование чужих идей, среди программистов практически отсутствовали.

Следующим этапом стало создание языков программирования высокого уровня с целью ускорить и упростить процесс разработки компьютерных программ.

Возникновение языков программирования позволило вводить в электронно-вычислительную машину команды с помощью операторов. При этом команды были более доступны человеческому восприятию. Следствием создания языков программирования стало то, что копировать чужие программы стало намного проще.

Далее развитие программирования происходил путем все большего упрощения компьютерных программ. Программирование в определенной степени стало доступно даже обычным пользователям.

Проблемы, связанные с введением программного обеспечения в коммерческий оборот, возникли в начале 60-х годов прошлого века.

При этом специалисты исходили из того, что создание математического обеспечения ЭВМ, как и создание технических средств, требует затрат высококвалифицированного творческого труда и в силу этого заслуживает специальной правовой охраны.

На 29-м конгрессе Международной ассоциации по охране промышленной собственности была высказана мысль о том, что творчество в области программного обеспечения нуждается в охране исключительным правом. Наличие такой охраны способствует развитию программного обеспечения, его использованию и распространению знаний, связанных с ним13.

Юристы пытались применить к программному обеспечению традиционные правовые институты. Были предложены и обоснованы несколько форм правовой охраны программ: авторско-правовая, право, объединяющее нормы авторского и патентного права, в рамках законодательства о коммерческой тайне и другие.

В зарубежной литературе можно встретить предложения альтернативных режимов в области создания программного обеспечения, например охраны jus generis, т.е. охраны «особого рода», или охраны на основе комбинации законодательства о коммерческой тайне и антимонопольного законодательства.

Современная правовая охрана компьютерных программ обеспечивается более чем девятью институтами права14.

В середине 70-х годов ХХ века проблема защиты компьютерных программ параллельно рассматривалась двумя авторитетными международными ведомствами - Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) и Международной ассоциацией промышленной собственности.

В 1975 году Конгресс Международной ассоциации промышленной собственности принял решение рекомендовать использование для охраны программных продуктов возможности национального законодательства стран-участниц, отдавая при этом предпочтение охране норм авторского права. Предполагалось, что такое положение будет сохраняться до выработки специальных международных норм защиты интеллектуальной собственности в сфере программно-математического и информационного обеспечения для ЭВМ.

В 1978 году Всемирная организация интеллектуальной собственности15 приняла Типовое положение по охране программного обеспечения вычислительных машин (далее - «Положение по охране программного обеспечения»)16.

Согласно данному Положению:

• компьютерная программа - набор команд, которые, будучи записанными на машиночитаемом языке, могут заставить машину, способную обрабатывать информацию, выполнить определенную функцию или достичь конкретного результата;

• описание программы - полное операционное изложение в словесной, схематической или другой форме, детализированное в степени, достаточной для определения набора команд, составляющих содержание соответствующей компьютерной программы;

• вспомогательный материал - любой материал, кроме любой компьютерной программы или ее описания, созданный с целью облегчения понимания или применения компьютерной программы, например, описания проблемы или инструкции для пользователя17.

Положение по охране программного обеспечения не исключало возможности применения к компьютерным программам общих принципов законодательства или какого-либо другого вида закона, например, патентного.

Охрану компьютерных программ во втором десятилетии XXI века характеризуют три основные тенденции:

• во-первых, большинство государств охраняют компьютерные программы нормами авторского права;

• во-вторых, многие страны не исключают возможности применения норм патентного права в отношении решений, которые воплощены в программном обеспечении и соответствуют общему понятию «изобретение»;

• в-третьих, продолжается поиск более эффективных правовых средств охраны именно компьютерных программ18.

В исследовании эксперт также может ссылаться на то, что охрану компьютерных программ во втором десятилетии ХХ века в Украине характеризуют:

• нормы Постановления Верховной Рады Украины «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства СССР» №1545 от 12.09.1991 г. и нормы пп. «Б)» п. 1 Разъяснения Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий №4 от 13.11.1975 г. «О признании изобретениями объектов вычислительной техники, характеризуемых математическим обеспечением ЭВМ»19: «изобретениями могут быть признаны… способы, характеризуемые выполнением в определенной последовательности ряда действий над материальными носителями информации с помощью материальных объектов. Под материальными носителями информации понимаются объекты, на которых зафиксирована информация (магнитные ленты, магнитные диски и т.п.)»;

• индекс G06Q Международной патентной классификации20, касающийся систем или способов обработки данных, специально приспособленных для административных, коммерческих, финансовых, управленческих, наблюдательных или прогнозирующих целей, систем или способов, специально приспособленных для административных, коммерческих, финансовых, управленческих, наблюдательных или прогнозирующих целей21;

• индекс G06F9/00 Международной патентной классификации, касающийся устройств для программного управления, например, элементы управления (программное управление периферийных устройств)22;

• индекс G06F9/45 Международной патентной классификации, касающийся компиляции или интерпретации языков программирования высокого уровня;

• индекс G06F9/445 Международной патентной классификации, касающийся эмуляции; моделирования программного обеспечения;

• индекс G06F12/06 Международной патентной классификации, касающийся адресов физического блока ячеек памяти, например, адресов по базе, модульных адресов, расширения адресного пространства, выделения памяти;

• индекс G06F13/00 Международной патентной классификации, касающийся взаимодействия или перемещения информации или других сигналов между запоминающими устройствами, устройствами ввода-вывода и устройствами центрального процессора (интерфейс для специальных устройств ввода-вывода G06F3/00; мультипроцессорные системы G06F15/16);

• индекс G06F 15/00 Международной патентной классификации, касающийся цифровых компьютеров в целом (конструктивные элементы G06F1/00-G06F13/00), устройств обработки данных в целом;

• индекс G05B17/02 Международной патентной классификации, касающийся системы управления с использованием моделей или моделирующих устройств (G05B13/00, G05B15/00, G05B19/00 имеют преимущество; аналоговые вычислительные устройства для специфических процессов, систем или устройств, например, моделирующие устройства, G06G7/48);

• нормы п. 5 ст. 8 Закона Украины «Об охране прав на изобретения и полезные модели» №3687 от 15.12.1993 г. («право авторства, которое является неотъемлемым личным правом и охраняется бессрочно»);

• нормы п. 5 ст. 6 Закона Украины «Об охране прав на изобретения и полезные модели» №3687 от 15.12.1993 г. («Объем правовой охраны определяется формулой полезной модели. Толкование формулы осуществляется в пределах описания полезной модели»);

• нормы Закона Украины «О распространении экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных» №1587 от 23.03.2000 г.: компьютерная программа - набор инструкций в виде слов, цифр, кодов, схем, символов или в любом другом виде, выраженных в форме, пригодной для считывания компьютером, которые приводят его в действие для достижения определенной цели или результата (это понятие охватывает как операционную систему, так и прикладную программу, выраженные в исходном или объектном кодах);

• нормы Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» №3792 от 23.12.1993 г.:

1) компьютерная программа - набор инструкций в виде слов, цифр, кодов, схем, символов или в любом другом виде, выраженных в форме, пригодной для считывания компьютером, которые приводят его в действие для достижения определенной цели или результата (это понятие охватывает как операционную систему, так и прикладную программу, выраженные в исходном или объектном кодах) (абз. 15 ст. 1);

2) производное произведение - произведение, являющееся творческой переработкой другого существующего произведения без причинения вреда его охране (аннотация, адаптация, аранжировка, обработка фольклора, другая переработка произведения) (абз. 24 ст. 1);

3) лицо, правомерно владеющее экземпляром компьютерной программы, вправе без согласия автора или другого лица, имеющего авторское право на эту программу: наблюдать, изучать, исследовать функционирование компьютерной программы с целью определения идей и принципов, лежащих в ее основе, при условии, что это делается в процессе выполнения любого действия по загрузке, показу, функционированию, передаче или записи в память (сохранению) компьютерной программы (ч. 1 и ч. 4 ст. 24).

В исследовательской части заключения эксперт ссылается также на то, что охрана баз данных в Украине характеризует следующие нормы.

Так, согласно п. 17 Постановления Пленума Верховного суда Украины от 04.06.2010 г. №5 «О применении норм законодательства о защите авторского права и смежных прав»: «По содержанию ч. 4 ст. 433 ГК, ст. 18 Закона №3792-XII компьютерные программы охраняются как объекты авторского права, а именно как литературные произведения. Такая охрана применяется к компьютерным программам независимо от способа или формы их выражения. Исходя из положений ст. 1 (определение терминов), ст. 19 Закона №3792-XII, части 1 ст. 433 ГК на базы данных (компиляции данных), которые являются результатом интеллектуального труда по подбору или упорядочению их составных частей, могут распространяться положения о сборниках и составных произведениях. Но базу данных как составное произведение следует отличать от других объектов интеллектуальной собственности, используемых в качестве материала для базы данных, в том числе и составных произведений (часть 5 ст. 433 ГК, часть 1 ст. 19 Закона № 3792-XII). Они являются отдельными объектами правовой охраны».

Нормами п. 26 Постановления Пленума Верховного суда Украины от 04.06.2010 г. №5 «О применении норм законодательства о защите авторского права и смежных прав» определено следующее: «Объектами авторского права, охраняемого законом, также являются составные произведения. Такими произведениями могут быть сборники произведений, сборники обработок фольклора, энциклопедии, антологии, сборники обычных данных, другие составные произведения при условии, что они являются результатом творческой работы по подбору или упорядочению содержания без нарушения авторских прав на произведения, входящие в них как составные части».

Нормы п. 17 Постановления Пленума Верховного суда Украины от 04.06.2010 г. №5 «О применении норм законодательства о защите авторского права и смежных прав» по базе данных (компиляции данных) подтверждает толкование слова компиляция. Так, «компиляция (лат. compilatio — хищение; накопление выписок, собрание документов) — соединение результатов чужих исследований, мыслей без самостоятельной обработки источников, а также сама работа, составленная таким образом» (Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. — М.: «Русский язык», 1998. — С. 342).

Таким образом, понятие базы данных (результат подборки материалов) не распространяется на компьютерную программу (технологию), с помощью которой может осуществляться электронный доступ к материалам базы данных.

Также в исследовательской части эксперт может ссылаться на то, что согласно определению пп. 6 п. 1 ст. 1 Закона Украины «О государственном регулировании деятельности в сфере трансфера технологий» №143 от 14.09.2006 г., компьютерная программа является объектом технологии.

В соответствии с нормами ГОСТ 19.102-7723, первая стадия разработки компьютерной программы должно базироваться на разработке и утверждении технического задания.

Согласно п. 4.9. и п. 4.10. ГСТУ 3575-9724, результатом патентных исследований является отчет о патенте исследования, материалы которого используются при разработке документов, связанных с деятельностью субъекта хозяйственной деятельности, в т.ч. технических условий.

Согласно Постановлению Государственного арбитража СССР №5 от 27.08.1985 г., был утвержден «Типовой договор на оказание научно-технических услуг потребителям программных средств вычислительной техники», согласно пп. «в)» п. 10 которого: «Потребитель» обязан обеспечивать функционирование необходимых технических и программных средств в соответствии с техническими условиями на них».

Согласно п. 2.7 ГОСТ 19.101.-7725, «На этапе разработки и утверждения технического задания определяют необходимость составления технических условий, содержащих требования к изготовлению, контролю и приемке программы. Технические условия разрабатывают на стадии «Рабочий проект».

ГОСТ 34.602-8926 «распространяется на автоматизированные системы (АС), используемые в различных сферах деятельности (управление, исследование, проектирование и т.п.), включая их сочетание, и устанавливает состав, содержание, правила оформления документа «Техническое задание на создание, развитие или модернизацию) системы» (далее — ТЗ на АС)».

Согласно нормам п. п. 1.1, 1.2, 1.5, 1.6 ГОСТ 34.602-8927, «ТЗ на АС является основным документом, определяющим требования и порядок создания (развития или модернизации — далее создания) автоматизированной системы, в соответствии с которыми проводится разработка АС и ее приемка при вводе в действие. ТЗ на АС разрабатывают на систему в целом, предназначенную для работы самостоятельно или в составе другой системы».

В соответствии с нормами п. 2 ГОСТ 34.602-89, «ТЗ на АС содержит следующие разделы, которые могут быть разделены на подразделы:

1) общие сведения;

2) назначение и цели создания (развития) системы;

3) характеристика объектов автоматизации;

4) требования к системе;

5) состав и содержание работ по созданию системы;

6) порядок контроля и приемки системы;

7) требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие;

8) требования к документированию;

9) источники разработки».

___________________________________________________________

1См. «Незалежный АУДИТОР» №3 2013

2См. «Незалежный АУДИТОР» №№8, 9, 2012

3Аттестованный судебный эксперт по специальности 13.9 «Экономические исследования в области интеллектуальной собственности»

4Государственный стандарт Украины «Патентный формуляр. Основные положения. Порядок составления и оформления». ГСТУ 3574-97. Разработан и внесен Государственным патентным ведомством Украины. Утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта Украины от 06.06.1997 г. №327 с 01.01.1998 г.

5Государственный стандарт Украины «ПАТЕНТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. Основные положения и порядок проведения». ГСТУ 3575-97. Разработан и внесен Государственным патентным ведомством Украины. Утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта Украины от 06.06.1997 г. №327 с 01.01.1998 г.

6Согласно Закону Украины «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства СССР» №1545 от 12.09.1991 г., является действующей «Инструкция по экспертизе объектов техники на патентную чистоту» (далее - Инструкция), утвержденная Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий 29.01.1974 г.

7Последняя редакция утверждена Приказом Министерства юстиции Украины от 26.12.2012 г. №1950/5, зарегистрированном в Министерстве юстиции Украины 02.01.2013 г. под №1/22533

8Согласно нормам п. 3 ст. 30 Закона Украины «Об охране прав на изобретения и полезные модели» №3687 от 15.12.1993 г., с целью обеспечения интересов общества Кабинет Министров Украины может разрешить использование запатентованной полезной модели определенному им лицу без согласия владельца декларационного патента в случае его безосновательного отказа в выдаче лицензии на использование полезной модели в соответствии с нормами Постановления Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка предоставления Кабинетом Министров Украины разрешения на использование запатентованного изобретения (полезной модели) или зарегистрированной топографии интегральной микросхемы» №8 от 14.01.2004 г.

9Утверждена Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий 29.01.1974 г. и введена в действие с 15.12.1975 г.

10Нормами части «с» п. 2 правила 17 Инструкции о патентном праве от 01.06.2000 г., которая с 30.06.2003 г. вступила в силу для Украины в соответствии с международным Договором о патентном праве, предусмотрено, что лицензия может быть не результатом свободно заключенного соглашения, но и результатом решения суда

11О правомерности ссылок на нормы Национального стандарта Украины ГСТУ 4163-2003 «Унифицированная система организационно-распорядительной документации», утвержденного Приказом Госпотребстандарта Украины от 07.04.2003 г. №55, свидетельствует постановление Хозяйственного суда г. Киева от 05.09.2010 г. №05-5 -9/10569

12[Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/30247733

13Гельб А.Б. Современное состояние проблем правовой защиты программного обеспечения ЭВМ. - Таллинн: АН СССР, 1983. - С. 8

14Титов А.П. Правовая охрана компьютерных программ и баз данных. - М.: Ин-т техн. кибернетики НАН Белоруссии, 2001. - С. 6

15Начиная с 26.04.1970 г., Украина является членом Всемирной организации интеллектуальной собственности (далее - ВОИС). Данный статус обязывает Украину выполнять нормы Всемирной декларации относительно интеллектуальной собственности, одобренной ВОИС 26.06.2000 г., в которой термин «права интеллектуальной собственности» означает, по сути, права, закрепленные в ст. 27 Всеобщей декларации прав человека, принятой Организацией Объединенных Наций в 1948 году, в частности: «Каждый человек имеет право на защиту его материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является».

16Model provisions on the protection of computer software. Официальный перевод данного документа на украинский язык отсутствует

17[Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://www.wipo.int/cgi-bin/koha/opac-detail.pl?bib=17100

18Боровская А.Е., Кудашов В.И., Лосев С.С., Успенский А.А. Правовая охрана компьютерных программ и баз данных // Республиканский центр трансфера технологий Республики Беларусь. - М.: Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь, 2008. - С. 158

19В соответствии с пп. 2 ст. 1 Парижской конвенции «Об охране промышленной собственности» от 20.03.1883 г., вступившей в силу для Украины с 25.12.1991 г., «объектами охраны промышленной собственности являются патенты на изобретения, полезные модели»

20База данных «Изобретения (полезные модели) в Украине» Государственного предприятия «Украинский институт промышленной собственности» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.ukrpatent.org/mpk2009/index.html?level=c

21Business method patent / Материал из Википедии (свободной энциклопедии) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://en.wikipedia.org/wiki/Business_method_patent

22[Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://base.ukrpatent.org/mpk2009/index.html?level=c

23ГОСТ 19.102-77 «Единая система программной документации. Стадии разработки», введенный в действие с 01.01.1980 г. Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР №1268 от 20.05.1977 г.

24Государственный стандарт Украины «ПАТЕНТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. Основные положения и порядок проведения». ГСТУ 3575-97. Разработан и внесен Государственным патентным ведомством Украины. Утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта Украины от 06.06.1997 г. №327 с 01.01.1998 г.

25ГОСТ 19.101.-77 «Виды программ и программных документов.United system for program documentation.Types of programs and program documents», введен в действие с 01.01.1980 г.

26Государственный стандарт СССР «ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы. Information technology. Set of standards for automated systems. Technical directions for developing of automated system» ГОСТ 34.602-89

27[Електронний ресурс]. – Режим доступ<


Add comment


Security code
Refresh

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%