Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

To top
NBU Rate
 

Госбюджет-2014: говорят, что будет лучше, чем в прошлом году

Ольга Марчук
экономический обозреватель

№9(20)(2013)

На заседании Кабинета Министров Украины 11 сентября одобрен проект Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год». Документ 15 сентября передали в Верховную Раду Украины, а уже 16 сентября стало известно, что он снова вернулся в правительство – на доработку

Во время часа вопросов к правительству в Верховной Раде 20 сентября первый заместитель министра финансов Анатолий Мярковский объяснил парламентариям, что Кабинет Министров отозвал проект бюджета на 2014 год, поскольку в Верховную Раду поступили законопроекты, которые требуют дополнительных расходов на 17,5 млрд грн. Он отметил, что правительство провело ряд переговоров с целью изменения энергетического баланса и уменьшения дотационности ЖКХ, и добавил, что в парламенте находятся законопроекты, которые дают возможность увеличить доходы бюджета на сумму почти 30 млрд грн.

Основные показатели проекта государственного бюджета на следующий год базируются на росте ВВП на 3 %. Инфляция предусмотрена на уровне декабрь к декабрю – 8,3 %, государственный долг – 32,4 % ВВП, дефицит ожидается на уровне 2,7 % от ВВП. Согласно проекту, доходы казны составят 403 млрд грн (рост по сравнению с 2013 годом на 8,9 % ), в том числе общего фонда – 355 млрд грн, спецфонда – 48 млрд грн. Расходы увеличатся на 7,9 % – до 452,6 млрд грн.

В Минфине рассчитывают на рост налоговых отчислений более чем на 33 млрд грн. При этом больше хотят получить за счет НДС с импорта – на 17,6 млрд грн (130,4 млрд грн), акциза – на 6,2 млрд грн (36,9 грн) и налога на доходы физических лиц – на 0,7 млрд грн (8,9 млрд грн). По налогу на прибыль и внутреннему НДС, наоборот, ожидается падение – на 10,5 млрд грн, но при этом объемы возмещения налога должны увеличиться почти на 26 %, до 74,9 млрд грн.

Для того чтобы обеспечить такое наполнение бюджета, правительство решило внести изменения в Налоговый кодекс. Согласно проекту, в 2014 году снижение ставок НДС до 17 % и налога на прибыль до 16 % не будет. То есть до 1 января 2015 года они должны оставаться на нынешнем уровне – 20 % и 19 % соответственно.
Насколько реальны заложенные в проект госбюджета показатели, и как видят бюджетный процесс в целом ученые, рассказал доктор экономических наук, профессор Василий Кудряшов:

– Разработка показателей бюджета – сложный, длительный процесс, и в этом случае ученые обычно обращаются к зарубежному опыту. Мы, прежде всего, обращаем внимание на развитие экономики стран, опыт которых хотели бы позаимствовать. Скажем, достаточно мощный и фактически бездефицитный бюджет в Германии. Там система его формирования и исполнения отрегулирована. Например, в Европейском Союзе очень активно проводится политика фискальной консолидации, которая сводится к уменьшению дефицита бюджета и величины государственного долга, доли его к ВВП. Однако она не совсем положительно влияет на темпы экономического роста, на занятость, на решение социальных проблем, поскольку сокращаются расходы и может расти налогообложение. Поэтому, например, Соединенные Штаты и европейские страны, особенно Великобритания, предпринимают меры денежно-кредитной политики, которыми пытаются несколько нейтрализовать негативные воздействия. Такие шаги получили название «количественное смягчение». Сейчас мы анализируем, насколько в будущем их целесообразно использовать в нашей стране.

Вопрос показателей бюджета является очень актуальным, учитывая их важность для нашей страны не только на следующий год, но и среднесрочную перспективу. Однако, прежде чем их характеризовать, целесообразно остановиться на концептуальных основах разработки бюджетной политики в целом. Решение рациональных и в то же время реальных направлений бюджетной политики является одной из важных задач реализации Программы экономических реформ на 2010–2014 годы, Национального плана действий на этот год, с учетом положений Государственной программы активизации развития экономики на 2013–2014 годы, формирования ассоциации с Европейским Союзом, реализации Стратегии развития системы управления государственными финансами в нашей стране, а также других нормативных документов.

Прежде всего следует обратить внимание на то, что основой поступательного развития является обеспечение устойчивых темпов экономического роста. На сегодня под влиянием ряда неблагоприятных внешних вызовов, а также осложнения внутреннего развития мы имеем очень много проблем, которые требуют решения. Со стороны внешних вызовов – ограничение спроса на нашу экспортную продукцию, ухудшение условий привлечения финансовых ресурсов на международных рынках, обострение конкуренции на мировых рынках. Что касается внутренних факторов, то мы должны учитывать недостаточное кредитование экономики в нашей стране, отрицательное сальдо экспортно-импортных операций, отток капитала и многое другое. Эти вызовы значительно затрудняют развитие экономики.
Достаточно важны также вопросы совершенствования механизмов стимулирования развития внутреннего производства, повышения его конкурентоспособности, расширения платежеспособности инвестиционного и потребительского внутреннего спроса и т. п. Что касается прогнозных данных, то по расчетам экспертов, объемы ВВП в 2014 году у нас вырастут на 2,5–3,4 %, что, конечно, станет основой увеличения бюджетных доходов и направления их на решение проблем развития экономики. Прогнозные данные по росту ВВП в нашей стране в 2014 году, рассчитанные специалистами Международного валютного фонда, держатся на уровне 2,8 %, Всемирный банк прогнозирует рост ВВП на 3 %.

Вместе с увеличением темпов экономического роста предполагается также увеличение как доходной, так и расходной части государственного бюджета. Относительно дефицита государственного бюджета, в соответствии с положениями, принятыми в нашей стране, он будет удерживаться в 2014 году в пределах от 3 до 3,5 %, что несколько ниже по сравнению с предыдущими годами. Кроме того, предполагается использование средств, привлеченных в условиях бюджетного дефицита для финансирования инвестиционных расходов, направленных на поддержание темпов экономического роста.

Вопрос увеличения наполнения бюджета, как и во многих других странах, является актуальным фактически ежегодно. Рассмотрев возможности для увеличения доходной части государственного бюджета, можно выделить основные моменты. Во-первых, это введение акцизного налога на продукты питания и напитки, которые являются вредными для здоровья человека, во-вторых – повышение ставок платы за пользование недрами, реформирование налога на недвижимое имущество, упорядочение налоговых льгот, в-третьих – упрощение и повышение результативности администрирования налогов, качества обслуживания налогоплательщиков. И, наконец, это то, что у нас уже осуществляется и будет ускоряться, – введение электронной отчетности. Следующим направлением является совершенствование механизма противодействия уклонению от уплаты налогов и уменьшение налоговых обязательств теневого сектора экономики путем ограничения доли наличных расчетов, приостановление операций в оффшорных зонах, улучшение налоговой дисциплины и другие важные шаги.

Вопрос оптимизации расходной части бюджета также является актуальным, он стоит на повестке дня. Однако изменения в нашей стране не предусматривают, например, сокращение объемов расходов, а только повышение эффективности расходования бюджетных средств, улучшение структуры расходов и структуры финансирования бюджета. Поэтому, если их рассматривать более конкретно, можно выделить основные, а именно: оптимизация и повышение фискальной эффективности налоговых льгот субъектами хозяйствования, оптимизация социальных льгот путем усиления их адресности, повышение эффективности использования бюджетных средств, увеличение доли внутренних и уменьшение внешних заимствований.

Однако, на мой взгляд, пока не стоит испытывать каких-то радужных надежд – следующий год будет таким же сложным, как и предыдущие годы, поскольку рецессионные процессы в зарубежных странах продолжаются. Но в целом прогнозы для темпов экономического роста в нашей стране, как и в других странах с развивающимися рынками, формируются примерно на уровне 3-4-5 %. Поэтому можем надеяться, что в 2014 году все же будет лучше с точки зрения формирования и исполнения бюджета.


Add comment


Security code
Refresh

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%