Приобрети журнал - получи консультацию экспертов
№5(28)(2014)
В настоящее время автотранспорт представляет собой специфическую сферу деятельности, для которой характерен особый порядок использования материальных ресурсов (горюче-смазочных материалов, автозапчастей), объектов основных средств (прежде всего – движимого состава автотранспортной техники). Также имеются особенности учета использования трудовых ресурсов. В первую очередь это заключается в необходимости закрепления единиц автотранспорта за конкретными лицами – водителями, документировании использования автотранспорта в разрезе транспортных единиц и водителей. Эти и другие аналогичные особенности накладывают свой отпечаток как на специфику осуществления внутреннего аудита, так и на организацию оперативного контроля за отдельными операциями на автопредприятии, специализирующемся на грузовых перевозках. В данной консультации изложены отдельные практические рекомендации по этим вопросам.
Проверка организации учета работы автотранспорта и использования ГСМ
На данном этапе проверки аудитору (аудиторам) необходимо изучить следующие вопросы:
– полнота оприходования объектов основных средств – транспортных единиц в бухгалтерском учете. С этой целью аналитические данные по субсчету 105 «Транспортные средства», а при необходимости и по забалансовому счету 01 «Арендованные необоротные активы» сопоставляются с другими данными предприятия, характеризующими количественный и качественный состав транспортных средств. Такими данными могут быть: приказы (распоряжения) о закреплении транспортных единиц за водительским составом; журналы регистрации выпуска автотранспорта на линию; журналы учета путевых листов и т. п.;
– организация выпуска автотранспорта на линию. Поскольку для автотранспортного предприятия главной целью является получение прибыли от предоставления автотранспортных услуг по перевозкам грузов, то, как правило, с заказчиками – потребителями таких услуг строятся договорные отношения. И эти отношения оформляются или в виде договоров, заключенных на какой-либо срок (или на неопределенный срок), или в виде согласованных заявок на разовые или систематические перевозки, или в виде писем – ходатайств и т. д. Но обязательно должна быть соблюдена письменная форма, согласно ст. 50 Закона об автотранспорте с указанием таких существенных условий:
Поэтому при проведении проверок необходимо убедиться в наличии договорных отношений с заказчиками, а также в правильности оформления документов: договоров, заявок, квитанций, накладных и т. п.
Теперь непосредственно о регистрации выпуска автотранспорта на линию. С одной стороны, никакой законодательно-нормативный акт не предусматривает ведение журнала учета выпуска автотранспорта на линию. Но практика показывает, что без него на автотранспортном предприятии (да и на любом предприятии, имеющем транспортные средства хотя бы в количестве двух-трех единиц и более) не обойтись. Поэтому руководство предприятия в целях обеспечения учета и контроля за работой автотранспорта имеет право разработать и утвердить форму такого журнала, с фиксацией следующих данных: дата; марка и номер автотранспортного средства (в том числе и прицепа (полуприцепа)); номер путевого листа (при наличии), ФИО водителя; время выезда из гаража и заезда в гараж; в чье распоряжение убывает автотранспорт (целесообразно указать заказчика и номер договора или другого документа); подпись механика на выпуске об исправности автотранспортного средства; подпись водителя о получении задания; примечание (указываются другие данные, например, причина, по которой автотранспорт не выехал на линию или возвратился раньше установленного срока);
– постановка учета горюче-смазочных материалов играет большую роль в обеспечении оптимальных результатов финансово-хозяйственной деятельности. При проверке необходимо убедиться в наличии договоров с поставщиками ГСМ – как правило, при большем потреблении топлива хозяйственные связи с продавцами целесообразно строить на основе долгосрочных договоров, предусматривающих возможность заправки на территории всей Украины, а также дающих возможность ценовых скидок и отсрочек платежей в разумных пределах. В случае если предусмотрена необходимость хранения топлива на территории автотранспортного предприятия, нужно убедиться в имеющихся возможностях для этого: наличии заправки (заправок), помещений и резервуаров для хранения топлива, соблюдении правил пожарной безопасности и т. п. Конечно же, нужно изучить порядок непосредственной выдачи топлива водительскому составу, проверив наличие и оформление соответствующих первичных документов: заборных ведомостей, заправочных ведомостей, накладных, а также отражение этих данных в бухгалтерском учете. С этой целью следует проанализировать обороты по субсчету 203 «Топливо» (бухгалтерские записи дебет 203 – кредит 203, в разрезе мест хранения). При проверке использования ГСМ нужно, прежде всего, убедиться в наличии на предприятии утвержденных норм списания ГСМ. По общей практике, такие нормы должны быть утверждены приказом (распоряжением) руководителя предприятия, а за основу, как правило, следует брать нормы, утвержденные приказом № 43. Именно на таком подходе и настаивают представители налоговых органов. Поэтому при проверке правильности применения норм списания ГСМ нужно изучить расчеты норм, используемых для каждого из транспортных средств, в том числе – убедиться в обоснованности применения различных повышающих и понижающих коэффициентов (работа в городских условиях, в зимнее время, в горных условиях и т. п.). Далее списание ГСМ на выполнение транспортной работы должно быть надлежащим образом оформлено.
Следует иметь в виду, что ранее действующие формы путевых листов грузового автотранспорта (ф. № 2 – ТН для внутренних грузоперевозок, и ф. № 1 – для международных грузоперевозок) в настоящее время утратили силу. Но никто не запрещает автотранспортному предприятию самостоятельно разработать, утвердить и использовать аналогичные формы для фиксации работы автотранспорта, в том числе и с целью учета расходования ГСМ. Тем более что при проведении проверки соблюдения налогового законодательства такие документы вместе с актами, составленными на списание ГСМ по итогам работы за месяц, будут доказывать связь понесенных расходов с осуществлением собственной хозяйственной деятельности. В связи с этим аудитору следует изучить, проанализировать содержание и проверить правильность оформления как путевых листов (или документов, их заменяющих, – например, ежедневных контрольных листов), так и актов, подтверждающих списание ГСМ по итогам работы за месяц. Помимо всего прочего, для подтверждения факта перевозки грузов нужно удостовериться в наличии оформленных товарно-транспортных накладных (с 14.01.2014 г. – ф. № 1 – ТН, утвержденная приказом № 983, до 14.01.2014 г. – ф. № 1 – ТН, утвержденная приказом № 488/346). В бухгалтерском учете списание ГСМ отражается бухгалтерскими записями по кредиту субсчета 203 «ГСМ» в корреспонденции с соответствующими счетами учета расходов: 23 «Производство» – при предоставлении услуг грузового автотранспорта на коммерческой основе, 92 «Административные расходы» – при осуществлении перевозок для административно-офисных нужд (например, столов, стульев, персональных компьютеров) и т. д. Поэтому аудитор должен сверить данные обороты со сводными регистрами первичных документов (путевых листов, актов на списание).
Организация оперативного контроля за работой автотранспорта и использованием ГСМ
Грузовые автомобили являются объектами, без которых осуществление хозяйственной деятельности АТП невозможно. Поэтому для обеспечения точности фиксации пробега автомобилей, а также в целях рационального использования ГСМ необходимо осуществлять оперативный контроль. Он заключается в систематическом (от одного раза в месяц до одного раза в неделю – в зависимости от количества транспортных единиц) сличении наличия ГСМ в баках автомобилей с учетными данными: данными, отраженными в путевых (контрольных) листах, и данными бухгалтерского учета. Также в ходе оперативного контроля сверяются фактические показания спидометров на момент проверки с показаниями, отраженными в путевых (контрольных) листах.
Подобный контроль осуществляется совместно с сотрудниками, имеющими соответствующий практический опыт специалистов-автомобилистов, прежде всего из-за необходимости убедиться в исправности и пломбировке спидометров и бензометров. Отсутствие пломбировки может свидетельствовать о возможных злоупотреблениях, которые в итоге приводят к недостачам ГСМ, а также к неучтенному пробегу (а соответственно – к недополученному доходу).
Проверка учета использования автозапчастей
Большую долю в общих расходах автотранспортного предприятия составляют затраты на автозапчасти. От правильного ведения учета и оформления операций по приобретению и использованию их при ремонте и техническом обслуживании автотранспорта во многом зависят результаты деятельности. Аудитор должен изучить документы, подтверждающие поступление запасных частей, – накладные, товарно-транспортные накладные. Но обращать внимание следует не только на правильность оформления документов, но и их отражение в учете. Важно убедиться в обоснованности осуществленных закупок – ведь если запасные части, например, приобретены в феврале 2014 года, а на момент проверки в мае 2014-го они не использованы (не установлены), возникает сомнение в целесообразности произведенных расходов. При проверке использования автозапчастей нужно удостовериться в факте их установки – такими подтверждающими документами являются акты на списание автозапчастей вместе с раздаточными (установочными) ведомостями, а факт установки должен быть подтвержден подписями водителей и представителями ремонтной службы (начальником (бригадиром) авторемонтного участка), механиком) и т. п. Если ремонтные работы (в том числе и замена автозапчастей) осуществлены на СТО, подтверждающими документами в таком случае являются акт, наряд – заказ или иной документ, выданный на СТО и подтверждающий сам факт ремонта и/или обслуживания автомобиля, а также факт замены и установки автозапчастей. При изучении достоверности отражения расходов по установке автозапчастей в учете необходимо помнить следующие положения ПБУ 7:
Проверка правильности расчета и выплат командировочных расходов
На автотранспортном предприятии с большим количеством транспортных единиц и с маршрутами по всей территории Украины, а также в странах дальнего и ближнего зарубежья достаточно большой удельный вес в расходах предприятия составляют расходы на служебные командировки. Аудитор должен прежде всего изучить документы, подтверждающие целесообразность осуществляемых расходов. Некогда существовавшая форма командировочного удостоверения, утвержденная приказом № 260, утратила силу еще с 22.07.2011 г. (согласно приказу № 738). В пп. 140.1.7 НКУ приведен примерный перечень документов, подтверждающих связь командировки с деятельностью предприятия:
Main