Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Вгору
Курс НБУ
 

Энергоэффективность украинской промышленности

Posted Автор: Створено: в Блоги

Вряд ли для кого-то станет открытием тот факт, что украинская экономика тесно взаимосвязана с политикой. От того, как развиваются события на внутренней и внешней политической арене, зависит экономическая стабильность Украины и темпы развития страны. Российская агрессия на Востоке и аннексия Крыма нанесли тяжелый удар по экономике государства, но в то же время эти события могут «помочь» инициировать модернизацию металлургического, энергетического и машиностроительного сектора, которую украинское правительство не рисковало провести раньше.

Одним из самых проблемных вопросов для экономики Украины остается ее энергозатратность (соотношение затраченных ресурсов для создания определенного количества продукции).  Для примера, можно привести общедоступные цифры статистики за 2013 год: энергозатратность Украины в 1,7 раза выше, чем в России; в 2 раза выше, чем в Беларуси; в 5,3 раза выше, чем в Польше; и в 11 раз выше, чем во Франции. Список продолжать можно долго, стоит лишь заметить, что показатели украинской энергозатратности находятся практически на одном уровне с Китаем и рядом стран третьего мира, а эффективность украинского энергетического комплекса является наихудшей в Европе. Это обусловлено тем, что большинство энергетических и металлургических предприятий Украины, считающихся столпами отечественной экономики (помимо сельского хозяйства), привязаны к потреблению энергозатратных ресурсов, таких как уголь, газ и нефтепродукты.  За два года многое изменилось, но для Украины – в худшую сторону.

Энергетический сектор Украины – это финансовое «болото» и ресурсное «ярмо», при помощи которого государство худо-бедно получает прибыль, щедро разделяя ее с олигархами, владеющими львиной долей производственных мощностей в регионе. Происходит все это, за счет использования все тех же природных ресурсов и тесного взаимодействия с Россией (поставки газа, нефти, а в ответ – продажа продуктов металлургического и машиностроительно комплекса).

Еще до начала военных действий в Украине, аналитики и экономисты указывали правительству страны на неэффективность работы энергопромышленного и угледобывающего комплекса. Но никто из нынешнего и прошлого руководства страны не был готов к кардинальному реформированию вышеуказанных отраслей, поскольку это привело бы к социальным волнениям безо всяких революций. Заявить, что целая отрасль не нужна, поскольку она является неэффективной без государственных преференций – на это не смог решиться ни один руководитель Государства. Как только прозвучит подобное заявление, заинтересованные олигархические кланы, имеющие влияние на политику, начнут раскачивать ситуацию, используя как прямые способы влияния на политиков, так и косвенные (вывод «шахтеров» на митинги являются тому примером). Причем, ситуация могла бы привести к гуманитарной катастрофе и дополнительным нагрузкам в финансовой сфере: сотни тысяч работников остались бы без рабочих мест, им потребовалось бы выплачивать компенсации, пособия и т.д. Государству пришлось бы вкладывать огромные средства в демонтаж и переоборудование устаревших, неэффективных предприятий. И все это на фоне сопротивления «заинтересованных структур».

Стоит напомнить, что Луганская и Донецкая область задействованы в топливной промышленности, металлургии, химической промышленности и машиностроении. При этом по сути, одна область работает над обеспечением производственных мощностей другой области, поскольку Донецкая область на 80 % задействована в энергопромышленном и угледобывающем секторе, а Луганская, помимо угольнодобывающей отрасли, выпускает подъемно-транспортное оборудование и технику (в основном для шахт).

Без реформирования этих отраслей, все остальные украинские реформы не смогут обеспечить эффективность украинской экономике, поскольку огромная часть бюджета будет уходить на дотации нерентабельного производства. При этом государственными собственниками было упущено время для модернизации предприятий металлургического комплекса, работающих на российском газе и украинском угле, который сейчас по большей части недоступен из-за военных действий и оккупации мест добычи полезных ископаемых.

Россия против Украины

Еще до событий на Майдане Россия вела с Украиной настоящую войну. На экономическом уровне.По информации и оперативным сводкам специалистов Ukrainian Economic Trends Forecast, в период с 2011 по 2013 год, указано, что официальная Москва была максимально заинтересована в схлопывании экономики Украины, поскольку последняя фактически является прямым конкурентом России на внешних рынках. Украинская продукция до сих пор оказывает существенное влияние на рынок Таможенного Союза и составляет конкуренцию российским товарам. В первую очередь, это касается продуктов металлургической отрасли и машиностроительного комплекса.

Война на Донбассе существенно повлияла на всю экономику Украины, и подорвала деятельность большинства металлургических, энергетических предприятий и их сателлитов, поскольку немалая часть производственных мощностей и ресурсных баз находится именно на востоке Украины. Угледобывающие шахты, комбинаты по переработке металлов и заводы по производству оборудования оказались разрушены в ходе ведения боевых действий или остались на оккупированной бандитами территории, неподконтрольной украинским собственникам. При этом некоторые предприятия были вывезены в Россию или банально порезаны на металл мародерами.

Гибридная война, спровоцированная Россией, принесла колоссальный урон Украине, но она же может позволить модернизировать отрасль.

По факту, сейчас мы имеем: остановку или уничтожение предприятий, безработицу, крах социальной инфраструктуры на Донбассе. Все то, чего так опасались украинские политики, отказываясь начинать реформирование отрасли.

 

Но есть одно существенное отличие. Промышленность на востоке Украины уничтожалась российскими наемниками и местными маргиналами. Соответственно Украина не несет никаких финансовых обязательств по выплате пособий в связи с увольнением сотрудников предприятий и пособий по безработице – украинские власти не причастны к остановке предприятий. Также Украине не потребуется тратить средства на утилизацию оборудования пострадавших производств и поддержку социальной инфраструктуры оккупированного региона. Отпадет необходимость реконструкции неработающих предприятий вместо постройки новых мощностей.

При этом украинская экономика уже начинает оправляться от шока. Выстраиваются новые производственные цепочки без участия предприятий Донбасса. К 2016 году появится новая сеть предприятий, не зависящая от поставок ресурсов с оккупированных территорий и из России.

Война на Донбассе избавила украинскую власть от нежелательных ранее шагов по реструктуризации убыточных предприятий и финансовых затрат. Ответственность лежит на России. Ведь фактически силами подконтрольных России боевиков сделано то, о чём украинские власти даже не рисковали говорить вслух.

Естественно, российское правительство видит результаты своих действий. Поэтому и ведутся разговоры о мирных инициативах и программе по «восстановлению Донбасса». Заявления о возможности российского финансирования программ восстановления инфраструктуры Донбасса, преследуют совершенно очевидные цели:

  1. Восстановить замкнутую систему работы одной неэффективной отрасли на удовлетворение потребностей другой. При этом сохраняя контроль над ресурсной составляющей, выступая в роли поставщика топлива.

     

     

  2. Повесить финансирование всех этих процессов (в долговременной перспективе) на Киев.

В случае реализации этих пунктов, реформирование украинского энергетического сектора становится практически невыполнимым.

Украинская политика славится своим «умением» откладывать принятие решений на неопределенный срок. Что мы собственно и видим по ситуации на Донбассе. Конфликт оказался заморожен. Экономические отношения с регионом зависят, в первую очередь, от прекращения огня. Дожидаться окончания конфликта – не выход. Если мы хотим создать эффективную систему – действовать нужно уже сейчас:

  1. Не стоит ожидать возврата предприятий, оказавшихся на оккупированной территории. Следует начать строительство более современных и эффективных предприятий на свободных территориях, что позволит создать рабочие места и уменьшит зависимость украинской экономики от российских ресурсов, а также повысит энергоэффективность производства.

  2. Признать, что оккупированные территории не вернутся к нормальной жизни в ближайшее время. Следует создать программу, которая позволит выехавшим с Донбасса беженцам найти себя в новых условиях. Дать людям новую (если нет подходящей квалификации), необходимую Украине, профессию. Это намного выгодней, чем содержать несколько миллионов человек в роли получателей небольшого социального пособия.

  3. Определившись с приоритетными векторами развития экономики Украины, стоит сделать ставку на направления с большой добавленной стоимостью, а также обеспечить инвесторам наиболее приемлемые условия для работы в Украине.

На все эти процессы потребуется достаточно много времени. Но реализация  основных пунктов из списка, хотя бы к концу года, позволит повысить экономические показатели Украины и разрешит часть вопросов с выводом страны из кризиса.

0
Для додавання та перегляду коментарів увійдіть спочатку на сайт з ім'ям користувача та паролем.

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%