Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Вгору
Курс НБУ
 

Затишье на газовом фронте: о чем договорились «Нафтогаз» и «Газпром»

Posted Автор: Створено: в Блоги

В газовых отношениях между Украиной и Россией наступил период  «зимнего потепления» – в ночь с 30 на 31 октября в бельгийском Брюсселе стороны наконец-то подписали договор о временном режиме поставок российского газа в Украину до конца марта 2015 года.

Что это значит для Украины и стоит ли доверять договорам с Россией? Как Евросоюз сможет обеспечить выполнение договоренностей? На все эти вопросы четкий ответ появится лишь в момент, когда столбики термометров в городах и селах Украины стабильно опустятся ниже нуля, а потребление газа в нашей стране поднимется до традиционного годового максимума. Именно тогда Украина будет наиболее уязвимой в энергетическом плане, а россияне получат еще одно преимущество в затяжном конфликте между нашими государствами. Пока же мы можем только проанализировать суть «брюссельского газового компромисса», без которого отопительный сезон в Украине до последнего момента фактически находился на грани срыва.

Действительно на очередной раунд переговоров с российским газовым монополистом «Газпромом» украинская делегация отправлялась без особых перспектив жесткого отстаивания в данном споре своих позиций – отопительный сезон уже стартовал, и вариантов для маневра у отечественных дипломатов фактически не оставалось.

Вместе с тем, с уверенной позиции силы не мог разговаривать и «Газпром»: Украина, не смотря на аннексию Крыма и войну на Донбассе, все еще остается не только крупнейшим транзитером, но и одним из важнейших потребителей российского газа. Потеря столь крупного (хоть и практически неплатежеспособного) покупателя, и, как следствие, угроза срыва поставки топлива в Европу, гарантировала бы россиянам слишком уж серьезные экономические риски, что в нынешней ситуации для них крайне нежелательно.

Положение «Газпрома» в последнее время действительно тяжело назвать процветающим: с января по октябрь 2014 года компания сократила добычу газа на 9,9% до 352,3 млрд. куб. (только в октябре соответствующее сокращение составило 23,4%), капитализация близка к десятилетнему минимуму (падению котировок акций «Газпрома» во многом способствует и политическая ситуация), а многообещающий проект газопровода «Южный поток» на данный момент полностью заморожен.

Украина при этом остается фактически единственным крупным транзитером российского газа в  Европу. Пошатнуть эту зависимость от нашей страны «Газпром» пытался, требуя от своих европейских партнеров запустить максимальные мощности газопровода OPAL, который соединяет «Северный поток» и Германию. Однако европейцы идти на такой шаг отказались, ожидая, что ближе к зиме Украина и Россия все-таки договорятся.

Таким образом, последняя встреча сторон в Брюсселе зафиксировала лишь временное перемирье между «Газпромом» и «Нафтогазом», которые хоть и пошли на некоторые уступки, но от большинства взаимных претензий все-таки не отказались.

Однако все эти вопросы будут решаться уже весной – пока же главным результатом договоренностей стало признание Украиной долга перед «Газпромом» в размере 3,1 млрд. долл., который наша страна обязалась уплатить до конца 2014 года. Первая часть задолженности (1,45 млрд. долл.) должна поступить на счета российского монополиста уже в ближайшие дни – именно это является основным условием возобновления поставок газа из России в нашу страну. Кроме того, вплоть до конца марта следующего года Украина будет получать топливо в только рамках режима предоплаты, то есть газ мы будем получать в строгом соответствии с предварительно уплаченными суммами.

В то же время, российская сторона не стала настаивать на уплате Украиной еще 2 млрд. долл. долга –этот момент является одним из наиболее спорных, так как украинское правительство, напротив, считает, что согласно контрактам от 2009 года, Украина все это время платила за газ завышенную цену, в связи с чем Россия должна компенсировать нам около 6 млрд. долларов. Данный вопрос ждет своего разбирательства в Стокгольмском арбитражном суде, который, вероятно, примет какое-либо решение по этому поводу не раньше чем в конце 2015 года.

Вместе с тем, по ключевому вопросу переговоров – цене, по которой Украина будет покупать у России газ – стороны сошлись на том, что российское правительство предоставит нашей стране «скидку» в размере около 100 долл./тыс. куб. м. в виде отмены вывозных таможенных пошлин на газ. Это означает, что цена для Украины составит около 378 долл./тыс. куб. м., однако эта цифра будет зависеть от рыночной стоимости российского топлива, которая привязана к ценам на нефть.

Принципы формирования цены на российский газ также являлись одним из главных камней преткновения на пути к поиску компромиссного решения – Украину не устраивала предыдущая цена топлива (около 480 долл.), однако и принцип «скидок» по решению российского правительства до последнего момента также считался для украинской делегации неприемлемым. Цена обязательств и обещаний России за последние годы существенно снизилась, поэтому никаких гарантий того, что в один прекрасный момент правительство РФ не вернет прежнюю цену на газ для Украины, у нашей страны нет. Единственная логическая причина, по которой украинская делегация согласилась на такие условия – это письмо главы Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу (уже бывшего, сейчас эту должность занимает люксембуржец Жан-Клод Юнкер) президенту Украины Петру Порошенко, в котором Евросоюз озвучил свои обязательства в оказании Украине финансовой поддержки, в случае, если Россия внезапно изменит условия формирования конечной цены на газ для нашей страны.

В свою очередь россияне также требовали от Евросоюза определенных гарантий – оплата Украиной долга в 3,1 млрд. долл. была закреплена лишь устным обещанием представителей нашей делегации. Однако от данного требования российская делегация в конечном итоге отказалась, а «Газпрому» пришлось довольствоваться подтверждениями финансовой состоятельности нашей страны со стороны еврокомиссара по энергетике Гюнтера Отингера, который помимо всего прочего в качестве гарантий платежеспособности Украины назвал стабилизационный кредит от ЕС (2 млрд. евро), а также очередной транш кредита от МВФ.

Однако, очевидно, что все эти деньги украинское правительство получит, скорее всего, уже в 2015 году, а так как платить по газпромовским долгам нам надо уже сейчас, Украина вынуждена будет задействовать для этого свои золотовалютные резервы.

Как ситуация обернется дальше, и смогут ли Украина и Россия продержаться до конца отопительного периода без очередного витка напряженности на газовом фронте, покажет лишь время. Украинцам же можно тихонько вздохнуть с облегчением, но готовиться к самой тяжелой зиме в истории украинской независимости все же по-прежнему необходимо.

0
Для додавання та перегляду коментарів увійдіть спочатку на сайт з ім'ям користувача та паролем.

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%