Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Вгору
Курс НБУ
 

Затянувшееся расставание: зачем Петру Порошенко продавать Roshen?

Posted Автор: Створено: в Блоги

Прошло почти полгода с даты  инаугурации Петра Порошенко, но президент не забыл о своем предвыборном обещании и на днях вновь анонсировал грандиозную распродажу активов кондитерской империи Roshen. «Мы ведем конкретные переговоры с большим инвестиционным банком о продаже. Я уверен, что мы вскоре подпишем контракты» - подчеркнул Порошенко в интервью немецкому изданию Bild .

Что ни говори, а время для президентства и продажи основного актива бизнесмен выбрал не самое подходящее. Подорванная кризисом и военными действиями  украинская экономика, а также тот факт, что весь кондитерский бизнес гаранта попал в жернова торговой войны с РФ - едва ли будут способствовать привлечению крупных покупателей и заключению выгодной сделки по продаже Roshen.  И все же, сколько Петр Порошенко может выручить за свое детище и действительно ли стоит спешить?

Вопреки экономическому кризису и войне на Донбассе, кондитерская корпорация остается весьма привлекательным активом. В Украине Roshen является неоспоримым лидером рынка в своем сегменте, а в мире - стабильно входит в Топ-20 крупнейших компаний-производителей кондитерских изделий. По данным рейтинга Global Top 100 Candy Industry, в 2013 году ее выручка составила $1,021 млрд, корпорация выпустила 450 000 т продукции. Правда, годом ранее показатели были оптимистичнее: в 2012-м компания выручила $1,3 млрд.

Сегодня в империю Roshen входят 4 украинский фабрики (Киевская, Винницкая, Кременчугская и Мариупольская), две производственные площадки в Липецке (Россия), Клайпедская кондитерская фабрика в Литве, венгерское предприятие Bonbonetti Choco Kft, а также масломолочный комбинат «Бершадь молоко». В общей сложности, фабрики Roshen производят порядка 200 видов кондитерских изделий и поставляют продукцию в 38 стран. Эксперты уверены, что работай Roshen в Турции, Польше или любом другом развивающемся государстве, ее бы легко продали по цене, равной двум годовым выручкам (около $2 млрд) Приблизительно так сегодня оценивают активы лидера турецкой кондитерской отрасли - компании Ülker. Тем не менее, в Украине, за Roshen вряд ли смогут выручить более $1,2 млрд, причем даже с «довеском» в виде Днепровского крахмалопаточного комбината, который также принадлежит президенту. Причина в том, что Roshen – непубличная компания с непрозрачной долговой нагрузкой, к тому же, львиная доля продаж корпорации осуществляется в гривне, которая в этом году девальвировала на 100%, а это негативно отразится на финансовой отчетности.

Весьма ощутимо ударила по выручке компании и потеря российского рынка из-за торговых войн. В одном из интервью гендиректор корпорации Вячеслав Москалевский упомянул, что на российский рынок приходилось до 50% всех экспортных поставок компании и около 15% в объеме продаж - $200 млн. Напомним, что первые проблемы  с экспортом начались еще  в июле 2013 года, когда глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко заявил о выявлении опасного химического канцерогена (бензопирена) в молочном шоколаде Roshen украинского производства. Чуть позже захлопнулась дверь на российский рынок перед «Шоколапками» и «Бешенными пчелками», а в сентябре прошлого года последовал временный запрет на импорт наших сладостей из-за нарушений правил маркировки. Однако если в прошлом году компания Roshen с лихвой компенсировала российские потери на внутреннем рынке, пользуясь потребительским бойкотом продукции изготовленной на фабрках бизнесменов-регионалов («Конти» и АВК), то в этом году ситуация изменилась.

Между тем, после эскалации российско-украинского конфликта на Востоке, россияне стали реже покупать  продукцию Roshen, минуя даже ту, которая выпускается на территории РФ. Торговые сети уменьшили объемы закупок и кондитерская продукция попросту скапливалась на складах. Вследствие этого Липецкая кондитерская фабрика была вынуждена дважды останавливать производство, а в марте этого года из-за судебной тяжбы с холдингом «Объединенные кондитеры» российская полиция наложила арест на ее счета. Кроме того, вчера (20 ноября)  появилась новость о массовом сокращении штата Липецкой фабрики. По словам замдиректора комбината, существенное падение спроса на продукцию, вынуждает их провести оптимизацию штата: с ноября по январь будут уволены 400 рабочих и инжинеров. Тем временем российские СМИ тиражируют новость о том, что в ближайшее время Липецкий комбинат может уйти с молотка. Главным претендентом на покупку активов является крупнейший производитель снеков холдинг «КДВ групп» (причем, компания намерена приобрести не только фабрики, но и логистический центр Roshen). В то же время, инвестиционный фонд, который, занимается продажей бизнеса гаранта (ICU), не подтвердил достоверность данной информации.

***

С одной стороны, затянувшееся расставание Порошенко с кондитерским бизнесом сейчас  не критикуют только самые ленивые, а с другой, напрашивается логический вопрос:  есть ли смысл в подобном «жертвоприношении»? То, что бизнесмен проиграет во всех отношениях – очевидно. Начнем с того, что резкая смена владельца и системы управления компании существенно удешевляет стоимость ее активов, а если учесть, что в стране не так уж много конкурентоспособных предприятий, будет кощунственно терять еще и на этом. Во-вторых, процедура продажи крупного бизнеса достаточно сложная и продолжительная: чтобы провести оценку бизнеса и найти покупателя может потребоваться не один месяц, а, возможно, даже и не год. В таком случае, Петра Порошенко обязательно обвинят в том, что он тратит силы и время не на реформы, а на попытки  продать свое дело подороже. В-третьих, если мы уже решили перенимать западные стандарты государственного управления, то стоит заметить, что на Западе бизнесмены не обязаны продавать свои активы после того, как становятся президентами или премьерами. Ведь там общество понимает, что бессмысленно  брать и лишать новоиспеченных управленцев их прибыльного бизнеса,- задача в том, чтобы отделить этот бизнес от их политической деятельности и удостовериться в том, что они не смогут злоупотреблять новыми полномочиями, преследуя финансовый интерес.

Безусловно, воля президента сдержать свое обещание и избавиться от любимого актива полностью – достойна уважения, однако эксперты считают, что гарант погорячился. В теперешних обстоятельствах было бы вполне достаточно на время передать бизнес «на хранение» какому-то международному трасту с известным именем (с условием обратного выкупа через определенный срок) и, таким образом, исключить возможные обвинения в лоббировании своих коммерческих интересов.

Впрочем, уже очевидно, что темпы, с которыми президент ринулся продавать сладкий бизнес, едва ли позволят закончить начатое еще до конца первого президентского срока. По мнению экспертов, компания Ротшильдов(Rothschild & Cie), которую гарант нанял совместно с  украинской фирмой «Инвестиционный капитал Украина» (ICU), помогать ему с продажей активов, будет не торопясь предлагать Roshen по высокой цене всем международным концернам, которые не прочь выйти на украинский кондитерский рынок или уже присутствуют на нем  (Nestle, Wrigley’s, Mars и т.п.) В Украине же вряд ли кто-нибудь решится стать счастливым обладателем  Roshen, в силу  ее дороговизны и сложной ситуации на рынке.

Юлия Мостовая пока еще ничего не указал никакой информации
Для додавання та перегляду коментарів увійдіть спочатку на сайт з ім'ям користувача та паролем.

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.2%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.9%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.4%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%