Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Вгору
Курс НБУ
 

Стратегия-2020 Петра Порошенко: в ожидании украинского экономического чуда

Posted Автор: Створено: в Блоги

25 сентября Президент Украины Петр Порошенко представил на суд широкой общественности свою программу развития Украины под условным названием «Стратегия-2020».

Около 60 принципиальных реформ, множество целевых программ, конкретных показателей и индикаторов качественных изменений в жизни нашей страны – все это, по мнению Порошенко, позволит Украине уже в 2020 году подать заявку на вступление в Европейский Союз.

Идеи Президента действительно звучат прекрасно: помимо всего прочего он поставил задачу обеспечить к 2020 году приток в Украину 40 млрд. долларов чистых иностранных инвестиций, достигнуть суверенного кредитного рейтинга BBB (сейчас по данным агентств Standard & Poorsи Fitch, Украина находится на грани дефолта с негативным прогнозом по рейтингу ССС), а также тратить на армию не менее 5% от государственного ВВП.

Кроме того, в программе значатся увеличение продолжительности жизни в Украине до 74 лет, объем ВВП на душу населения в 16 тыс. долларов, обновление состава госслужащих на 70% и попадание в 20-ку лучших стран мира по легкости ведения бизнеса. Все это будет сопряжено с государственным долгом страны не более 60% ВВП (сейчас 67,6%), бюджетным дефицитом не выше 3% (вместо нынешних 10,1%), а также с инфляцией 1,7% (по сравнению с сегодняшними 19%).

Также Порошенко намерен вывести Украину в топ-40 стран мира по «индексу глобальной конкурентоспособности» (сейчас мы 84-е), обеспечить 75% выпускников украинских школ знанием минимум двух иностранных языков и повысить доверие экспертов и населения к отечественным судам до 60%.

Все это замечательно, однако способна ли Украина выполнить все эти задания в условиях преддефолтного состояния экономики, потери территорий и угрозы полноценного военного вторжения со стороны соседнего государства?

Да и как и за счет чего конкретно Порошенко собирается выполнять основные пункты своей программы пока что также не ясно. Если за шесть лет попасть в топ-20 стран по легкости ведения рейтинга Всемирного Банка «DoingBusiness» чисто теоретически вполне возможно (доказательство тому Грузия, занимающая сейчас 9-е место в рейтинге после 122 позиции в 2008 году), то каким образом Президент собирается повышать продолжительность жизни или в 4 раза повышать уровень ВВП на душу населения пока остается загадкой.

В любом случае, для выполнения «программы-2020» нашей стране придется действительно совершить своеобразное экономическое чудо сопоставимое не только с Грузией, но и с блестящими послевоенными результатами Японии и Южной Кореи. Тогда едва ли не полностью разрушенные азиатские страны (не без серьезнейшей помощи со стороны США) сумели в рекордные сроки создать мощнейшие экономические комплексы, заняв нишу наиболее технологически развитых стран мира.

Например, японцам понадобилось всего 5 лет, чтобы выйти на довоенный уровень производства и 15 лет на то, чтобы утроить собственный валовый национальный продукт. Все это стало возможным за счет тесного сотрудничества с американцами, которые щедро спонсировали Японию кредитами и снабжали промышленными заказами, а также благодаря, в первую очередь, радикальным налоговым реформам (произошедшим также не без участия США).

Что из этого всего имеет Украина? Ничего. Некое сходство с японской ситуацией нам придает только наличие дешевой рабочей силы и военные действия на нашей территории. Да и то, война еще далека от своего окончания (или полноценного начала), а применение трудолюбивым украинцам иностранные (впрочем, как и отечественные) инвесторы за 23 года нашей независимости так пока и не нашли. На существенные кредиты от западных партнеров рассчитывать также пока не приходится – сотрудничество с Международным валютным фондом пока способно лишь временно удерживать украинскую экономику от неминуемого в противном случае дефолта, а налоговые реформы в Государственной фискальной службе находятся лишь на стадии концептуальной разработки.

Впрочем, как показывает практика, для изменения условий налогового законодательства много времени не требуется, государству при этом главное  иметь достаточный запас, в том числе и финансовой прочности, чтобы пережить наиболее стрессовые перемены. И, конечно же, на первом плане здесь находится желание и политическая воля самих руководителей государства, которые должны собственными силами разрушить укоренившуюся систему коррупции и воровства целого социального слоя чиновников, привыкших жить за счет государства.

Имеет ли Украина достаточно силы для того чтобы сейчас, в это тяжелейшее для страны время кардинально изменить условия своей жизни, пожертвовав ради будущего годами относительного экономического и политического спокойствия? «Революция достоинства», которая произошла в феврале нынешнего года, уже ответила на этот вопрос утвердительно. Остальное зависит от власти и ее стремления осуществлять реальные перемены на пути к лучшей жизни, ради которой украинцы умирали на Майдане зимой, и ради чего до сих пор умирают на Востоке Украины в борьбе с иностранной армией. Власть должна уже сейчас продемонстрировать желание что-то менять в лучшую сторону, вместо того, чтобы войной оправдывать отсутствие реальных реформ. В противном случае программа Порошенко так и останется набором популистских пожеланий, а Украина никогда не расстанется с советским прошлым. В таком случае нам действительно стоит рассчитывать разве что на чудо.

0
Для додавання та перегляду коментарів увійдіть спочатку на сайт з ім'ям користувача та паролем.

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 42.3%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 25.9%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 20.8%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 6.2%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 4.3%

29 августа вступила в силу законодательная норма о начислении штрафов-компенсаций за несвоевременную выплату алиментов (от 20 до 50%). Компенсации будут перечисляться детям

В нашей стране стоит сто раз продумать, прежде чем рожать детей - 33.3%
Лучше бы государство изобретало механизмы финансовой поддержки института семьи в условиях кризиса - 29.3%
Это не уменьшит числа разводов, но заставит отцов подходить к вопросу ответственно - 26.7%
Эта норма важна для сохранения «института отцовства». Поддерживаю - 9.3%